Найти тему

Русский язык

Билет 1.

Вопрос 1:

Рассказать о гласных звуках русского языка и о правописании гласных в корне слов.Вставить в слова,указанные учителем,пропущенные буквы и объяснить их правописание.Произвести фонетический разбор выделенных слов.

Ответ:

Когда мы говорим,мы произносим звуки.Их называют звуками речи.Звуки речи делятся на гласные и согласные.При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно,гласные звуки состоят только из из голоса.В русском языке 6 гласных звуков:

[а],[о],[у],[э],[и],[ы],

и 10 гласных букв:

а,я,о,ё,у,ю,э,е,и,ы.

Звуки мы произносим,буквы мы видим.Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Чтобы не ошибаться в написании в корне слова,нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово,где проверяемая гласная была бы под ударением.

(Косить -косит,колосок - колос.)

  • Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова надо запомнить,в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.
  • Например:каникулы.

1.В корнях с чередованием

-гор-;-гар-,в безударном положении пишется буква "о".(Например:подгореть,загар,загорать.)

2.В корнях:-бер-,-бир-,-тер-,-тир-,-мер-,-мир-,-блест-,-блист-,-стел-,-стил-,-кас-,-кос- пишется буква "и",если после корня стоит суффикс а.

(Например:касаться,коснуться.)

3.В корнях -лаг-,-лож- перед "г" -"а";перед"ж" - "о".

(Например:предлагать,предложение.)

4.В корнях-раст-;-рос- безударная "а" пишется перед ст,щ.

Исключения:росток,отрасль,ростовщик,Ростислав,Ростов.

(Например:выросли,выращенный.)

5. Буква "и" после "ц" пишется в корнях слов и в словах оканчивающихся на -ция.

(Например:цифра,лекция.)

Исключения:цыц,цыган,на цыпочках,цыплёнок,цыкнуть.

Буква "ы" после "ц" пишется:

1)в окончаниях и в суффиксах.

(Например:с улицы,сестрицын.)

2)в корнях слов - исключений.

Вопрос 2:

Из предложения,указанного учителем,выписать словосочетания и разобрать их.Рассказать о строении словосочетания.Составить словосочетания,включив в них предлоги:благодаря,согласно,

вопреки.

Ответ:

Слова,соединяясь друг с другом по определённым правилам,образуют словосочетания и предложения.Как предложения,так и словосочетания различаются по своему строению и значению.

Словосочетание,как и слово состоит из главного и зависимого слов.(Например:боевой друг,

построить электростанцию.)

Словосочетание,как и слово,называет предметы,действия и их признаки,но только более конкретно,точно,так как зависимое слово уточняет,конкретизирует смысл главного.

Сравнить:друг и боевой друг;построить и построить электростанцию.

  • Значения словосочетаний связаны с их строением.Например:словосочетания новый магнитофон,боевой друг,глубокая тишина,весёлый смех,имеют одинаковое строение и общее грамматическое значение:указывают на предмет и его признак.
  • Словосочетания нарисовать портрет,собирать ягоды,построить электростанцию и др. того же строения имеют общее грамматическое значение:указывают на действие и предмет,на который оно переходит.
  • Словосочетания говорить вполголоса,сыграть вторично,дружно работать, и др. того же строения имеют также общее грамматическое значение:указывают на действие и его признак.
  • В русском языке словосочетания,разные по строению,но близкие по грамматическому значению,их называют синонимичными.(Например:илюстрированный журнал,журнал с иллюстрациями - предмет и его признак.)

Самостоятельная часть речи(главное слово)

- согласование =>прилагательное;

причастие;

порядковое числительное;местоимение,по

форме сходное с ним.

Самостоятельная часть речи(главное слово)

- управление

=>существительное,местоимение,по форме сходное с ним.

Самостоятельная часть речи(главное слово)

- примыкание

=>наречие;

деепричастие,;

Новая Форма глагола.

*согласно договору,закону.

*благодаря старанию.

*вопреки закону.