Билет 1.
Вопрос 1:
Рассказать о гласных звуках русского языка и о правописании гласных в корне слов.Вставить в слова,указанные учителем,пропущенные буквы и объяснить их правописание.Произвести фонетический разбор выделенных слов.
Ответ:
Когда мы говорим,мы произносим звуки.Их называют звуками речи.Звуки речи делятся на гласные и согласные.При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно,гласные звуки состоят только из из голоса.В русском языке 6 гласных звуков:
[а],[о],[у],[э],[и],[ы],
и 10 гласных букв:
а,я,о,ё,у,ю,э,е,и,ы.
Звуки мы произносим,буквы мы видим.Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
- Чтобы не ошибаться в написании в корне слова,нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово,где проверяемая гласная была бы под ударением.
(Косить -косит,колосок - колос.)
- Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова надо запомнить,в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.
- Например:каникулы.
1.В корнях с чередованием
-гор-;-гар-,в безударном положении пишется буква "о".(Например:подгореть,загар,загорать.)
2.В корнях:-бер-,-бир-,-тер-,-тир-,-мер-,-мир-,-блест-,-блист-,-стел-,-стил-,-кас-,-кос- пишется буква "и",если после корня стоит суффикс а.
(Например:касаться,коснуться.)
3.В корнях -лаг-,-лож- перед "г" -"а";перед"ж" - "о".
(Например:предлагать,предложение.)
4.В корнях-раст-;-рос- безударная "а" пишется перед ст,щ.
Исключения:росток,отрасль,ростовщик,Ростислав,Ростов.
(Например:выросли,выращенный.)
5. Буква "и" после "ц" пишется в корнях слов и в словах оканчивающихся на -ция.
(Например:цифра,лекция.)
Исключения:цыц,цыган,на цыпочках,цыплёнок,цыкнуть.
Буква "ы" после "ц" пишется:
1)в окончаниях и в суффиксах.
(Например:с улицы,сестрицын.)
2)в корнях слов - исключений.
Вопрос 2:
Из предложения,указанного учителем,выписать словосочетания и разобрать их.Рассказать о строении словосочетания.Составить словосочетания,включив в них предлоги:благодаря,согласно,
вопреки.
Ответ:
Слова,соединяясь друг с другом по определённым правилам,образуют словосочетания и предложения.Как предложения,так и словосочетания различаются по своему строению и значению.
Словосочетание,как и слово состоит из главного и зависимого слов.(Например:боевой друг,
построить электростанцию.)
Словосочетание,как и слово,называет предметы,действия и их признаки,но только более конкретно,точно,так как зависимое слово уточняет,конкретизирует смысл главного.
Сравнить:друг и боевой друг;построить и построить электростанцию.
- Значения словосочетаний связаны с их строением.Например:словосочетания новый магнитофон,боевой друг,глубокая тишина,весёлый смех,имеют одинаковое строение и общее грамматическое значение:указывают на предмет и его признак.
- Словосочетания нарисовать портрет,собирать ягоды,построить электростанцию и др. того же строения имеют общее грамматическое значение:указывают на действие и предмет,на который оно переходит.
- Словосочетания говорить вполголоса,сыграть вторично,дружно работать, и др. того же строения имеют также общее грамматическое значение:указывают на действие и его признак.
- В русском языке словосочетания,разные по строению,но близкие по грамматическому значению,их называют синонимичными.(Например:илюстрированный журнал,журнал с иллюстрациями - предмет и его признак.)
Самостоятельная часть речи(главное слово)
- согласование =>прилагательное;
причастие;
порядковое числительное;местоимение,по
форме сходное с ним.
Самостоятельная часть речи(главное слово)
- управление
=>существительное,местоимение,по форме сходное с ним.
Самостоятельная часть речи(главное слово)
- примыкание
=>наречие;
деепричастие,;
Новая Форма глагола.
*согласно договору,закону.
*благодаря старанию.
*вопреки закону.