Найти тему
Евгений Трифонов

В Чили возобновляется партизанская война

В Чили впервые за длительное время совершено вооружённое нападение на полицию. Полицейский патруль в составе трёх офицеров откликнулся на ложный призыв о помощи и был расстрелян в 400 км к югу от столицы Сантьяго. Президент страны Габриэль Борич объявил трехдневный национальный траур.

Полицейская машина, сожжённая при нападении
Полицейская машина, сожжённая при нападении

Ответственность за нападение никто на себя не взял. Но в Чили никто не сомневается, что это дело рук одной их экстремистских группировок индейцев-мапуче. Конфликт между ультралевыми индейскими организациями и лесозаготовительными компаниями в Араукании – территории, населённой народом мапуче в центральной части страны – продолжается с конца 1990-х, а с 2009 г. происходят столкновения между вооружёнными группами мапуче и полицией. Последнее нападение на полицию говорит о том, что партизанская война в Чили возобновляется.

Лес, главное богатство этой части Чили, контролируется лесозаготовительными компаниями и крупными фермерами, в то время как большинство мапуче работают по найму на эти компании и фермеров.

В 2023 и 2024 годах «неизвестные» поджигали леса в Араукании: особенно трагическими стали события 2024 г.: в пожарах погибло 120 человек, множество домов сгорели. Полиция не смогла найти поджигателей – да и не до того было: пожарные, полиция и армия с трудом справились с пожарами. Но никто не сомневался в том, что поджигателями являлись экстремисты-мапуче.

Последствия поджогов 2024 г.
Последствия поджогов 2024 г.

Социальная и национальная напряжённость в Араукании подрывает стабильность Чили – самой экономически развитой страны Латинской Америки. ВВП в $27058 (по ППС) и $16277 (по номиналу) в полтора раза превышает российские показатели. МРОТ в Чили - $414 в месяц (в России - $183,24), уровень бедности – 18%, безработных – 10% (меньше, чем в Испании, и примерно столько же, сколько в Италии). Если к этому добавить низкую коррупцию и относительно умеренный разрыв в доходах богатых и бедных, мы получаем картину довольно благополучной страны, особенно по латиноамериканским меркам.

Индейцы-мапуче – дело другое. Как и среди других коренных народов по всему миру, уровень образования у мапуче ниже, чем у «белых» чилийцев, земельные наделы фермеров – меньше, зато безработица, преступность, алкоголизм и наркомания – выше. Ниже уровня бедности живёт 40% мапуче, в то время как в среднем по Чили – всего 8,7%.

Чилийская Араукания
Чилийская Араукания

Юридически индейцы равны всем остальным гражданам Чили. Есть индейцы – бизнесмены, интеллектуалы, деятели культуры, политики . Но на бытовом уровне отношение «белых» к индейцам как к людям второго сорта в определённой мере сохраняется – опять же, как и во всём мире.

Особенность народа мапуче – в исторической памяти. Этот народ успешно сопротивлялся испанским конкистадорам, и был покорён только независимой Республикой Чили в 1862-86 годах. Чилийские власти конфисковали большую часть земель мапуче, раздав её чилийским и европейским (немцы, англичане, французы, швейцарцы) колонистам. Чилийские власти предпринимали усилия по ассимиляции индейцев: на территории бывшей Араукании строились дороги, школы и больницы, хотя доступ индейцев к образованию и здравоохранению был ограниченным. Во второй половине ХХ века большинство мапуче переселилось в бедные пригороды Сантьяго и других городов.

В настоящее время около 1,5 миллионов граждан Чили из 19-миллионного населения считает себя мапуче, хотя ещё большее количество является испано-арауканскими метисами, забывшими арауканский язык и утратившими этническое самосознание.

В политической жизни Чили мапуче участвовали незначительно. При правлении генерала Аугусто Пиночета на индейских территориях была проведена «Столыпинская реформа»: общинные земли разделили и передали в частную собственность. 69984 семей мапуче стали земельными собственниками. Несмотря на небольшие размеры участков (в среднем 6,5 га на семью) и ограниченную финансовую помощь, получившие землю мапуче стали прочной социальной опорой Пиночета. «Пиночету принадлежит фраза: «Hoy no existen los mapuches, porque somos todos chilenos» - «Сегодня не существует мапуче, потому что мы все чилийцы». Но это про общий для всех жителей страны проект национального развития, а не про дискриминацию» (Китти Сандерс, https://blog.kittysanders.com/sol4/). Мапуче объявили Аугусто Пиночета Futa Lonco, или Lonco Honorario - верховным вождём, и на плебисците 1988 года большинство индейцев голосовало за продление полномочий Пиночета.

Напряжённость в Араукании начала нарастать после перехода Чили к демократии, в начале 1990-х. Свою роль сыграло понятное при таком переходе осознание того, что «теперь можно», особенно свойственное нетерпимой молодёжи всего мира - полиция при демократах действовала куда мягче, чем при Пиночете. Но был и ещё один фактор: общий рост национального (точнее, расового) самосознания индейцев всего Западного полушария. Требования коренных жителей Америки заключаются в возврате земель, отобранных и купленных «пришельцами», и закреплении за индейцами преимущественных прав на всё: на участие во власти, получении финансовой помощи, приоритета в предоставлении рабочих мест и высшем образовании.

Первоначально мапуче требовали возвращения земель, причём не только отобранных колонистами в XIX веке, но и купленных по закону. Разумеется, «белые», многие из которых уже несколько поколений живут и трудятся на бывших землях индейцев, категорически против нового передела земли.

В 1996-2004 мапуче протестовали против строительства крупнейшей в Чили ГЭС «Ралко», что привело (как всегда и везде при строительстве ГЭС) к отъёму земли. За которую, впрочем, индейцам неплохо платили. Эту проблему также решили путём выплат компенсаций.

В 1998 году самые радикальные активисты мапуче создали подпольную Координацию Арауко-Мальеко (CAM), объявившую о себе как о партизанской армии, борющейся за освобождение мапуче.

В 2009 году активисты мапуче начали захватывать земли, принадлежащие «белым» или выкупленные лесопромышленными компаниями, применяя поджоги зданий (в т.ч. частных домов «белых» фермеров) и стычки с полицией. 12 августа 2009 года пролилась первая кровь: 80 мапуче захватили усадьбу «белого» фермера Серхио Гонсалеса, и прибывшая по его вызову полиция застрелила молодого индейца. Правительство Чили выразило готовность выкупить часть земель у «белых» владельцев, и передать их мапуче, но те отказались продавать землю. Правительство не стало рассматривать вопрос о возвращении земель индейцам: в противном случае пришлось бы эвакуировать из Араукании неиндейское население, а оно составляет там большинство.

В 2013 году активисты САМ провели марш протеста в Сантьяго, в ходе которого они забрасывали устраивали погромы. 4 января 2013 года усадьба супружеской пары Лучсингер-Маккей была атакована группой мапуче: в завязавшейся схватке один из нападавших был ранен, а владельцы усадьбы погибли в огне. 30 апреля партизаны САМ около посёлка Кольипульи остановили поезд, и пустили его под откос. После этого в отношении протестующих индейцев, применяющих насилие, начал использоваться антитеррористический закон, принятый ещё при Пиночете.

Боевики Координации Арауко-Мальеко (CAM)
Боевики Координации Арауко-Мальеко (CAM)

С 2016 года в Араукании насилие возрастает. Партизаны САМ сжигают здания (в т.ч. 15 церквей), нападают на грузовики, вступают в перестрелки с полицией. В свою очередь, озлобленные насилием силовики и местные «белые» стреляют в протестующих, не всегда разбирая, кто из них партизан, а кто нет. Так, в 2018 году близ города Эрсилья без всяких причин был убит Камило Катрильянка, внук индейского вождя.

В январе 2019 года в Араукании было сформировано антипартизанское движение правого толка - Ассоциация за мир и примирение в Араукании (АПРА). Его активисты – как «белые», так и мапуче; его главный лозунг – «Араукания против «коммунистов и наркокартелей». Лидер движения, Мария Глория Навейлан, в ноябре 2021 года победила в своём округе на выборах депутата парламента – это значит, что АПРА пользуется значительной поддержкой в Араукании.

САМ – движение, идеология которого представляет собой смесь левацкого радикализма и национализма. Его лидер, Эктор Лльяйтул Каррильянка, в молодости был членом подпольных террористических группировок Левое революционное движение (МИР) и Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса (ПФМР). Каррильянка порвал отношения с МИР ПФМР после восстановления демократии, но привнёс левацкую идеологию с движение мапуче. В декабре 2018 года он посетил Венесуэлу, где встречался с руководством Боливарианской республики. Правое издание Semana в Колумбии опубликовало копии документов, найденных в компьютере лидера Армии национального освобождения Колумбии (АНО) Андреса Лондоньо, убитого в октябре 2020-го: они свидетельствуют о связях Каррильянки с этой группировкой.

САМ также обвиняют в ввозе в Чили оружия и наркотиков: в 2021 году в посёлке Темукуикуи полиция арестовала восемь активистов, у которых было конфисковано оружие, наркотики и $12,3 млн. наличными.

Конфликт в Араукании подливает масла в огонь общего противостояния между левыми и правыми в Чили. В контексте этой борьбы решается главный вопрос: продолжится ли начатая при Пиночете интеграция мапуче в единую чилийскую нацию (в правовом смысле; на языковую и культурную самобытность индейцев правые не покушаются), или же осуществится левая программа, в соответствии с которой мапуче получат другие права и обязанности, фактически перестав быть гражданами Чили. Левый путь приведёт к попытке отделения Араукании от Чили, что вызовет тяжелейшие проблемы: большинство её населения – «белые», метисы и чистокровные мапуче, желающие быть чилийцами со всеми вытекающими юридическими последствиями. А это значит, что отделение Араукании – это не только насилие между мапуче и «белыми», не только расовые чистки и депортации, но и конфликт среди самих индейцев. Как уже упоминалось, в рядах правой АПРА немало мапуче, готовых защищать свою «чилийскость» с оружием в руках.

В экстремистском движении участвует меньшинство мапуче. Но это меньшинство способно дестабилизировать ситуацию не только в Араукании, но и во всём Чили. Так же, как малочисленные большевики в 1917 году дестабилизировали ситуацию в России.

Индейский расизм как политическое, а ряде случаев военно-политическое течение, оформившийся как самостоятельная ветвь левого движения, сначала охватил самые «индейские» страны Латинской Америки – Перу, Боливию, Эквадор, Мексику и (в меньшей степени) Колумбию. В последние годы он распространился и на Чили. Левые, подбивающие индейцев выступать против «белого колониализма», равнодушны к реальным проблемам коренного населения – они стремятся использовать его гнев и обиды для того, чтобы самим сделаться вождями и, в конечном итоге – начальниками в новых государствах или автономиях. Поскольку индейские расисты апеллируют к реальным обидам и используют реальную ярость индейцев, индейский расизм опаснее изжившего себя левачества в духе Мао Цзэдуна и Че Гевары. Хотя левацкие каудильо, как правило, пытаются совместить милое их сердцам левачество с теориями превосходства «краснокожих» и мести «белым колонизаторам».

Раскол этнического поля на «белых» и «угнетённых индейцев» - это кризис национальной идентичности в странах, значительная часть населения которых относится к коренным народам. Распад перуанской, эквадорской и боливийской наций, которые и так окончательно и не успели сложиться, станет трагедией для этих народов и угрозой существованию Перу, Эквадора и Боливии как государств. В Чили процессы национальной консолидации и интеграции потомков европейцев и коренным населением зашли гораздо дальше, чем в упомянутых выше странах. Значит, новое разделение чилийцев по расовому признаку будет более искусственным, а значит, и более жестоким. Конфликт в Араукании, при разрастании нынешнего конфликта, разрушит с таким трудом достигнутое (и достаточно относительное) благополучие Чили, лишит перспектив эту страну. А значит, он вреден для всего чилийского народа – как для потомков европейских поселенцев, так и для коренных жителей.