В Чили впервые за длительное время совершено вооружённое нападение на полицию. Полицейский патруль в составе трёх офицеров откликнулся на ложный призыв о помощи и был расстрелян в 400 км к югу от столицы Сантьяго. Президент страны Габриэль Борич объявил трехдневный национальный траур.
Ответственность за нападение никто на себя не взял. Но в Чили никто не сомневается, что это дело рук одной их экстремистских группировок индейцев-мапуче. Конфликт между ультралевыми индейскими организациями и лесозаготовительными компаниями в Араукании – территории, населённой народом мапуче в центральной части страны – продолжается с конца 1990-х, а с 2009 г. происходят столкновения между вооружёнными группами мапуче и полицией. Последнее нападение на полицию говорит о том, что партизанская война в Чили возобновляется.
Лес, главное богатство этой части Чили, контролируется лесозаготовительными компаниями и крупными фермерами, в то время как большинство мапуче работают по найму на эти компании и фермеров.
В 2023 и 2024 годах «неизвестные» поджигали леса в Араукании: особенно трагическими стали события 2024 г.: в пожарах погибло 120 человек, множество домов сгорели. Полиция не смогла найти поджигателей – да и не до того было: пожарные, полиция и армия с трудом справились с пожарами. Но никто не сомневался в том, что поджигателями являлись экстремисты-мапуче.
Социальная и национальная напряжённость в Араукании подрывает стабильность Чили – самой экономически развитой страны Латинской Америки. ВВП в $27058 (по ППС) и $16277 (по номиналу) в полтора раза превышает российские показатели. МРОТ в Чили - $414 в месяц (в России - $183,24), уровень бедности – 18%, безработных – 10% (меньше, чем в Испании, и примерно столько же, сколько в Италии). Если к этому добавить низкую коррупцию и относительно умеренный разрыв в доходах богатых и бедных, мы получаем картину довольно благополучной страны, особенно по латиноамериканским меркам.
Индейцы-мапуче – дело другое. Как и среди других коренных народов по всему миру, уровень образования у мапуче ниже, чем у «белых» чилийцев, земельные наделы фермеров – меньше, зато безработица, преступность, алкоголизм и наркомания – выше. Ниже уровня бедности живёт 40% мапуче, в то время как в среднем по Чили – всего 8,7%.
Юридически индейцы равны всем остальным гражданам Чили. Есть индейцы – бизнесмены, интеллектуалы, деятели культуры, политики . Но на бытовом уровне отношение «белых» к индейцам как к людям второго сорта в определённой мере сохраняется – опять же, как и во всём мире.
Особенность народа мапуче – в исторической памяти. Этот народ успешно сопротивлялся испанским конкистадорам, и был покорён только независимой Республикой Чили в 1862-86 годах. Чилийские власти конфисковали большую часть земель мапуче, раздав её чилийским и европейским (немцы, англичане, французы, швейцарцы) колонистам. Чилийские власти предпринимали усилия по ассимиляции индейцев: на территории бывшей Араукании строились дороги, школы и больницы, хотя доступ индейцев к образованию и здравоохранению был ограниченным. Во второй половине ХХ века большинство мапуче переселилось в бедные пригороды Сантьяго и других городов.
В настоящее время около 1,5 миллионов граждан Чили из 19-миллионного населения считает себя мапуче, хотя ещё большее количество является испано-арауканскими метисами, забывшими арауканский язык и утратившими этническое самосознание.
В политической жизни Чили мапуче участвовали незначительно. При правлении генерала Аугусто Пиночета на индейских территориях была проведена «Столыпинская реформа»: общинные земли разделили и передали в частную собственность. 69984 семей мапуче стали земельными собственниками. Несмотря на небольшие размеры участков (в среднем 6,5 га на семью) и ограниченную финансовую помощь, получившие землю мапуче стали прочной социальной опорой Пиночета. «Пиночету принадлежит фраза: «Hoy no existen los mapuches, porque somos todos chilenos» - «Сегодня не существует мапуче, потому что мы все чилийцы». Но это про общий для всех жителей страны проект национального развития, а не про дискриминацию» (Китти Сандерс, https://blog.kittysanders.com/sol4/). Мапуче объявили Аугусто Пиночета Futa Lonco, или Lonco Honorario - верховным вождём, и на плебисците 1988 года большинство индейцев голосовало за продление полномочий Пиночета.
Напряжённость в Араукании начала нарастать после перехода Чили к демократии, в начале 1990-х. Свою роль сыграло понятное при таком переходе осознание того, что «теперь можно», особенно свойственное нетерпимой молодёжи всего мира - полиция при демократах действовала куда мягче, чем при Пиночете. Но был и ещё один фактор: общий рост национального (точнее, расового) самосознания индейцев всего Западного полушария. Требования коренных жителей Америки заключаются в возврате земель, отобранных и купленных «пришельцами», и закреплении за индейцами преимущественных прав на всё: на участие во власти, получении финансовой помощи, приоритета в предоставлении рабочих мест и высшем образовании.
Первоначально мапуче требовали возвращения земель, причём не только отобранных колонистами в XIX веке, но и купленных по закону. Разумеется, «белые», многие из которых уже несколько поколений живут и трудятся на бывших землях индейцев, категорически против нового передела земли.
В 1996-2004 мапуче протестовали против строительства крупнейшей в Чили ГЭС «Ралко», что привело (как всегда и везде при строительстве ГЭС) к отъёму земли. За которую, впрочем, индейцам неплохо платили. Эту проблему также решили путём выплат компенсаций.
В 1998 году самые радикальные активисты мапуче создали подпольную Координацию Арауко-Мальеко (CAM), объявившую о себе как о партизанской армии, борющейся за освобождение мапуче.
В 2009 году активисты мапуче начали захватывать земли, принадлежащие «белым» или выкупленные лесопромышленными компаниями, применяя поджоги зданий (в т.ч. частных домов «белых» фермеров) и стычки с полицией. 12 августа 2009 года пролилась первая кровь: 80 мапуче захватили усадьбу «белого» фермера Серхио Гонсалеса, и прибывшая по его вызову полиция застрелила молодого индейца. Правительство Чили выразило готовность выкупить часть земель у «белых» владельцев, и передать их мапуче, но те отказались продавать землю. Правительство не стало рассматривать вопрос о возвращении земель индейцам: в противном случае пришлось бы эвакуировать из Араукании неиндейское население, а оно составляет там большинство.
В 2013 году активисты САМ провели марш протеста в Сантьяго, в ходе которого они забрасывали устраивали погромы. 4 января 2013 года усадьба супружеской пары Лучсингер-Маккей была атакована группой мапуче: в завязавшейся схватке один из нападавших был ранен, а владельцы усадьбы погибли в огне. 30 апреля партизаны САМ около посёлка Кольипульи остановили поезд, и пустили его под откос. После этого в отношении протестующих индейцев, применяющих насилие, начал использоваться антитеррористический закон, принятый ещё при Пиночете.
С 2016 года в Араукании насилие возрастает. Партизаны САМ сжигают здания (в т.ч. 15 церквей), нападают на грузовики, вступают в перестрелки с полицией. В свою очередь, озлобленные насилием силовики и местные «белые» стреляют в протестующих, не всегда разбирая, кто из них партизан, а кто нет. Так, в 2018 году близ города Эрсилья без всяких причин был убит Камило Катрильянка, внук индейского вождя.
В январе 2019 года в Араукании было сформировано антипартизанское движение правого толка - Ассоциация за мир и примирение в Араукании (АПРА). Его активисты – как «белые», так и мапуче; его главный лозунг – «Араукания против «коммунистов и наркокартелей». Лидер движения, Мария Глория Навейлан, в ноябре 2021 года победила в своём округе на выборах депутата парламента – это значит, что АПРА пользуется значительной поддержкой в Араукании.
САМ – движение, идеология которого представляет собой смесь левацкого радикализма и национализма. Его лидер, Эктор Лльяйтул Каррильянка, в молодости был членом подпольных террористических группировок Левое революционное движение (МИР) и Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса (ПФМР). Каррильянка порвал отношения с МИР ПФМР после восстановления демократии, но привнёс левацкую идеологию с движение мапуче. В декабре 2018 года он посетил Венесуэлу, где встречался с руководством Боливарианской республики. Правое издание Semana в Колумбии опубликовало копии документов, найденных в компьютере лидера Армии национального освобождения Колумбии (АНО) Андреса Лондоньо, убитого в октябре 2020-го: они свидетельствуют о связях Каррильянки с этой группировкой.
САМ также обвиняют в ввозе в Чили оружия и наркотиков: в 2021 году в посёлке Темукуикуи полиция арестовала восемь активистов, у которых было конфисковано оружие, наркотики и $12,3 млн. наличными.
Конфликт в Араукании подливает масла в огонь общего противостояния между левыми и правыми в Чили. В контексте этой борьбы решается главный вопрос: продолжится ли начатая при Пиночете интеграция мапуче в единую чилийскую нацию (в правовом смысле; на языковую и культурную самобытность индейцев правые не покушаются), или же осуществится левая программа, в соответствии с которой мапуче получат другие права и обязанности, фактически перестав быть гражданами Чили. Левый путь приведёт к попытке отделения Араукании от Чили, что вызовет тяжелейшие проблемы: большинство её населения – «белые», метисы и чистокровные мапуче, желающие быть чилийцами со всеми вытекающими юридическими последствиями. А это значит, что отделение Араукании – это не только насилие между мапуче и «белыми», не только расовые чистки и депортации, но и конфликт среди самих индейцев. Как уже упоминалось, в рядах правой АПРА немало мапуче, готовых защищать свою «чилийскость» с оружием в руках.
В экстремистском движении участвует меньшинство мапуче. Но это меньшинство способно дестабилизировать ситуацию не только в Араукании, но и во всём Чили. Так же, как малочисленные большевики в 1917 году дестабилизировали ситуацию в России.
Индейский расизм как политическое, а ряде случаев военно-политическое течение, оформившийся как самостоятельная ветвь левого движения, сначала охватил самые «индейские» страны Латинской Америки – Перу, Боливию, Эквадор, Мексику и (в меньшей степени) Колумбию. В последние годы он распространился и на Чили. Левые, подбивающие индейцев выступать против «белого колониализма», равнодушны к реальным проблемам коренного населения – они стремятся использовать его гнев и обиды для того, чтобы самим сделаться вождями и, в конечном итоге – начальниками в новых государствах или автономиях. Поскольку индейские расисты апеллируют к реальным обидам и используют реальную ярость индейцев, индейский расизм опаснее изжившего себя левачества в духе Мао Цзэдуна и Че Гевары. Хотя левацкие каудильо, как правило, пытаются совместить милое их сердцам левачество с теориями превосходства «краснокожих» и мести «белым колонизаторам».
Раскол этнического поля на «белых» и «угнетённых индейцев» - это кризис национальной идентичности в странах, значительная часть населения которых относится к коренным народам. Распад перуанской, эквадорской и боливийской наций, которые и так окончательно и не успели сложиться, станет трагедией для этих народов и угрозой существованию Перу, Эквадора и Боливии как государств. В Чили процессы национальной консолидации и интеграции потомков европейцев и коренным населением зашли гораздо дальше, чем в упомянутых выше странах. Значит, новое разделение чилийцев по расовому признаку будет более искусственным, а значит, и более жестоким. Конфликт в Араукании, при разрастании нынешнего конфликта, разрушит с таким трудом достигнутое (и достаточно относительное) благополучие Чили, лишит перспектив эту страну. А значит, он вреден для всего чилийского народа – как для потомков европейских поселенцев, так и для коренных жителей.