В их доме, как в музее, – везде старинные вещи, предметы мебели и интерьера, неподвластные времени. Даже дети, что росли тут, не смогли нанести им вреда. Всё это богатство принадлежит Кириллу Юрченко и его супруге Алле: они бережно хранят память о прошлом своей семьи, история которой начинается в XIX веке.
Откуда повелись купцы
Этот дом в поселке Желнино – родовое поместье Сухаревых: такова фамилия деда Кирилла Юрченко. Его бабушка, Анна Кировна, происходила из рода богатых купцов Тарасовых и занималась воспитанием внука.
«Бабушка была в Желнино секретарем, а затем председателем поселкового совета. Всё детство я провел в архиве сельсовета, отправлялся туда сразу после школы и просиживал до вечера, слушал разговоры взрослых»,рассказывает Кирилл Владимирович.
Сестра бабушки вышла замуж за первого коммуниста Дзержинского района – Ивана Ивановича Мочалова, который работал председателем парткома завода имени Я.М. Свердлова. Жили они скромно и честно, Мочалов не разрешал своей жене торговать на рынке и никогда не садился в кабину, всегда ехал в машине вместе с рабочими. А еще он был краеведом, вел тетради. Общаясь с ним, я и полюбил историю.
Прежде всего, Кирилла Юрченко интересовало, откуда в Желнино, рыбацкой деревне, где не было пахоты, взялись преуспевающие люди. Первое упоминание о ней в официальных документах относится к 1558 году.
«Водилась здесь такая рыбка, которой не было нигде – стерлядка. Самая лучшая на Оке. Принадлежал Желнино лес, из которого строили беляну, плоскодонную барку, которую гоняли до Астрахани. Грузили на нее срубы, кирпич, гончарные изделия. По пути, под Волгоградом, брали природный камень и соль на озере Баскунчак. Всё продавали астраханцам, даже саму беляну, ведь привезенные товары были для них на вес золота. Потом желнинцы скупали за бесценок рыбу и везли ее на новой барже в Макарьевский монастырь. Так и начали богатеть. А когда появился внушительный капитал, решили вложить деньги в фабрики»,рассказывает Кирилл Владимирович.
О «железном» лесе и диковинной печи
Кирилл Юрченко планирует написать об этом книгу, в том числе рассказать читателям о живших в Желнино семьях. Несколько историй он рассказал и нам. Одна из них – о его доме.
«Приведу интересный факт. Вот говорят, рос такой лес, что искры летят. Я принимал сказанное просто за образное выражение. Но это на самом деле так! Я старался прорубить стены дома, когда проводил отопление, и не мог сделать это даже хорошим инструментом, настолько было крепким дерево. Еле-еле справились нанятые рабочие, высекая искры из прочной древесины».
В красивых шкафах на полочках расположились сервизы прошлых времен, в комнатах – стулья, изящные столики, напольные часы высотой в половину человеческого роста, иконы.
Вторая история – о строительстве своей церкви, без которой длительное время жили желнинские крестьяне. В приход Черносельской Троицкой церкви они не входили, а потому крестили детей, венчались и молились в Успенской церкви села Подъяблонного на другой стороне Оки. Строительство своего храма началось в середине 70-х годов прошлого века по инициативе купца первой гильдии Степана Петровича Солина, и каждый помогал ему чем мог.
«Для постройки нужен был кирпич и, как оказалось, состав глины в Желнино идеально походил для его изготовления. Был построен кирпичный завод, где трудились около ста рабочих. Кирпич аж звенел! Перед тем, как отдать его на обжиг, высушивали целых четыре года. Из него и построили церковь, да и половину Дзержинска тоже»,поясняет Юрченко.
Гордость Юрченко – старинная печь, которой ни у кого в Желнино больше нет.
«Она необычная, была очень дорогой по тем временам. Купили печку мои предки на Нижегородской ярмарке, а привезли ее туда из Ростова. Мало того, что она теплая, но еще и красивая – с необычными изразцами. Обычно они были гладкими, а эти – с узорами. Каждый изразец пронумерован. Эта печь – ровесница дома, которому по документам 250 лет»,говорит Кирилл Владимирович.
«Фальшивые» и настоящие увлечения
Был у желнинцев и другой заработок – фальшивые деньги. Солины, Кузнецовы, Марковы-Тарасовы занимались этим делом, вкладывая в него капиталы.
«Деньги вертелись в Нижегородской ярмарке. Жандармского поста на станции не было, уголок у нас тихий, отдаленный. Дом, в котором печатались деньги, был одноэтажный, но с огромной цокольной частью»,уточняет Кирилл Юрченко.
В 1908 году этому «промыслу» положили конец жандармы. Самим фальшивомонетчикам удалось сбежать через прокопанный под домом 40-метровый подземный ход, прихватив с собой клише и краски. Где они потом обосновались, неизвестно, но фальшивки время от времени появлялись.
Сам Кирилл Владимирович по профессии – инженер-химик, окончил политехнический институт, отслужил два года в армии, а затем устроился на завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде начальником смены. Потом перешел на ТЭЦ. Но надолго от малой родины уехать не мог – уж очень сильно любил родной край и свой старинный дом, о котором постоянно заботится.
«Получилось так, что отделочного материла в свое время не было, обоев не купить. Я забрал обрешетку от ящиков из церкви и стал зашивать ими проблемные места. Получалось не очень красиво. И я решил попробовать что-то вырезать сам и увлекся этим делом. Если надо что-то нарисовать, у меня не получается, а когда начинаю вырезать, руки сами всё делают. Для меня этот дом связан с детством, меня всегда тянуло сюда, ведь по-другому и быть не могло»,завершает разговор Кирилл Владимирович.
Напомним, 75 лет назад в Дзержинске установили памятник «Железному Феликсу».
Наталья ПАВЛОВА
Фото из личного архива Кирилла Юрченко