Не стоит отрицать того факта, что в настоящее время тюркские страны являются наиболее либеральной частью мусульманского мира. Здесь редко увидишь женщин в хиджабах, здесь не так популярны исламские политические партии, здесь светское государство, вполне доступен алкоголь и прочие удовольствия.
И наиболее ярко это отношения проявляется в Турции – крупнейшем по населению тюркском государстве. У ее предшественницы Османской империи в свое время имелось большое количество христианских подданных, и это, без сомнения, повлияло и на менталитет местных мусульман.
А могли ли стать христианами сами турки?
Чисто теоретически, такой шанс имелся. Но я считаю его крайне маловероятным, если иметь ввиду те племена, которые стали родоначальниками анатолийских турок.
Вообще, тюркские народы познакомились с христианством еще будучи в Средней Азии. Начиная с раннего средневековья это был едва ли не единственный во всей Евразии регион, который не знал крепкой власти. Ни Китай, ни Персия (а после нее – арабы) никогда не приходили сюда со всей своей силой, а если приходили – со временем были вынуждены отступить. Поэтому местные племена, народы и небольшие страны развивались относительно изолированно и находились в состоянии динамического равновесия.
В результате здесь свободно распространялись многие религии, а не только те, что пользовались протекцией того или иного государства. Среди них были буддизм, манихейство и несторианская ветвь христианства. Последняя зародилась в Римской империи, где было осуждено ее властями. Но проповедники ушли в соседний Иран, который оказал им помощь с целью ослабить противника.
Со временем в Персии возникли самостоятельные церкви. Их учение не пользовалось популярностью среди иранцев-зороастрийцев, однако, было принято многими семитами – их потомками являются ассирийские христиане. Но настоящим центром несторианства позднее стала Средняя Азия. Миссионерами были крещены многие тюркские и монгольские племена, и самыми знаменитыми стали меркиты, кереиты и найманы. Лишь в ходе монгольского нашествия и походов Тамерлана вера в Христа в регионе пришла в упадок.
Но на момент экспансии турок до этого было еще далеко. И их предки, огузские племена, чей этнический центр в раннее средневековье находился за Каспием, без сомнения, были поверхностно знакомы и с приверженцами христианской веры. Но так как как эта степная конфедерация располагалась поблизости от Мерва, влияние несториан было не так значительно. Причина состояла в том, что этот город в современной Туркмении стал главным исламским центром Средней Азии сразу же после арабского завоевания, и среди огузов влияние мусульман чувствовалось куда сильнее.
Тем не менее, эти кочевники оставались тенгрианами несколько веков своего соседства с мусульманской цивилизации. Преимущественно языческим было и государство огузских ябгу. На этом основании ему отказался платить дань князь Сельджук, который принял ислам в 985-м году и поселился в городе Дженд на юге нынешнего Казахстана.
Затем под натиском своих же соплеменников его род был вынужден уйти на юг, в пределы оседлых исламских земель. Сельджуки, как стали называть этот народ, пытались поступить государству Газневидов на службу. Однако, те не приняли их предложение, и эмигранты были вынуждены начать войну, чтобы основать свой собственный султанат. Первое сельджукское государство, предшественник великой империи, возникло в историческом регионе Хорасан на востоке Ирана в 1036-м году.
Эта земля была исламской уже четыре столетия. Хотя, наверное, здесь оставалось определенное количество зороастрийцев. Последователи иных вер имелись, но их было мало – эти религии распространялись в «зоне войны» на севере. Поэтому сельджуки просто перешли в ислам, как в главную конфессию своего государства. А затем им представился исторический шанс, после чего их выбор веры оказался необратимым.
В 1050-х годах их попросил о помощи аббасидский халиф Аль-Каим, содержавшийся в Багдаде в качестве почетного пленника. Он находился во власти шиитской династии Буидов, которая контролировала Западный Иран и Ирак. Сельджукский султан Тогрул-бек принял выгодное предложение, и во имя суннитского ислама пошел на запад огнем и мечом.
Согласно сведениям современников, халиф неоднократно просил своего спасителя не брать на войну тюрок-язычников. Однако, по крайней мере, первое время, среди сельджуков оставались и тенгрианские племена. Тогрул-бек такие претензии проигнорировал, написав халифу, что он «…сын свободных людей и принадлежит к царскому роду гуннов…», поэтому его власть должна быть больше, чем у иных восточных владык.
Так или иначе, хоть сельджуки на момент начала своих завоеваний не были еще поголовно мусульманами, они очень быстро выбрали именно эту веру. И вот почему: их экспансия шла в Золотой век ислама. Мусульманские ученые перевели на арабский и персидский книги античных греческих авторов. Они значительно расширили географическую картину мира, усовершенствовали химию, геометрию, алгебру. Лишь на плечах этих гигантов в дальнейшем выросла западная цивилизация, но ее восхождение началось столетиями спустя.
А что касается византийского мира, то он тогда находился в явном упадке. Поэтому для предков турок не было никакого смысла в том, чтобы принимать христианство. К тому же, до Османской империи центр сельджукского мира находился на востоке, в Иране. И анатолийские сельджуки не захотели бы рвать контактов с соплеменниками, принимая иную веру. Ведь Конийский султанат, возникший в 1070-х годах, был в зависимости от «главной» империи Сельджуков.