Найти тему
История в лицах

Превышение скорости. Как поезд Александра III потерпел крушение.

Оглавление
1888г. Харьковская губерния. Железнодорожный перегон Тарановка - Борки. Императорский поезд сошёл с рельсов. Повсюду раздавались крики и непонятно было - кто жив. Император Александр III с трудом выпрямился во весь свой огромный рост и подставил плечи под перекошенную балку. Спасти, удержать - сколько хватит сил!

36-летний Александр III взошёл на престол в 1881г.

Вообще-то Императором он быть не собирался. Средний сын Александра II Великий Князь Александр Александрович готовился к военной карьере. На престол должен был взойти его старший брат - Николай Александрович. Но во время путешествия по Европе Николай заболел и в Россию его привезли уже лежачего.

Александр много времени проводил у постели брата. Рядом всегда находилась невеста Николая - принцесса Дании Мария-София-Фредерика Дагмар. Горе сблизило их. И постепенно Александр влюбился в юную и хрупкую девушку. Александр долго не решался сделать ей предложение руки и сердца. Тогда Мария сама проявила инициативу.

Этот брак будет счастливым. В православии девушка получит имя Мария Фёдоровна и родит мужу 4 сына и 2 дочери. Император всю жизнь будет обожать свою маленькую Императрицу, они проживут в любви и согласии 20 лет. Во время революции Мария Фёдоровна сумеет перебраться в Данию и доживёт до глубокой старости, так и не поверив в гибель её сыновей от рук большевиков.

К моменту воцарения Александра III Российская Империя уже занимала 1/4 часть суши и являлась самым большим государством мира. После либеральных реформ Александра II Освободителя, вопреки всем надеждам и ожиданиям, страна находилась в экономическом кризисе.

За время правления Александра II выплавка чугуна увеличилась всего на 67%, тогда как в Германии за это же время - на 319%. Внешний долг России составлял 6 млрд рублей. Коррупция приобрела невиданные прежде масштабы. На царей объявили охоту народовольцы. Никогда ещё самодержавие в России не было столь неустойчиво.

Весь этот груз предстояло принять на себя новому Императору.

И Александр отлично знал, что следует делать. Он был уверен, что именно либеральные реформы отца ослабили экономику и расшатали общество. Теперь необходимо вернуть всё обратно.

📌 В деревне были отменены мировой суд и крестьянское самоуправление.

📌 В городе мелкие торговцы и приказчики лишены избирательного права.

📌 Введена строгая цензура, 15 печатных изданий закрыты за вольнодумство. Из библиотек изъяты 300 наименований книг - в том числе Некрасов, Короленко, Гаршин.

📌 Университетский устав ввёл обязательную форму для студентов и в 5 раз повысил плату за обучение. Указ "О кухаркиных детях" запретил принимать в гимназии детей прачек, лакеев, кучеров и мелких лавочников.

Страна развивалась.

Появились нефтяные вышки и прокатные станы, электрическое освещение и каменные мостовые, центральный водопровод и ватерклозеты, пароходы, телеграф, трамвай Сименса и телефон Эриксона. Первую в России телефонную линию провели из Петербурга в Гатчину. Гатчинский дворец стал также первым в России электрифицированным дворцом. Это была единственная роскошь, которую позволил себе Александр III.

В остальном он придерживался режима строгой экономии. Камердинер постоянно штопал штаны Императора - Александр был очень непритязателен в быту и не надевал новую одежду, пока старая не расползётся по швам. Он уменьшил свиту в 2 раза, балы и развлечения при дворе стали редкими, расходы на кухню сильно сократились. Остались только охота и любимая Александром III рыбалка. Императрица собственноручно жарила пойманных мужем судаков с картошкой.

Александр обожал свою семью.

Он любил проводить время с женой, возиться с детьми. Но отдых в кругу семьи Император мог позволить себе нечасто. Обычно он очень много работал, делая короткие перерывы на сигару или прогулку по саду. Однажды во время такой прогулки он подкрался к младшему сыну Михаилу и хорошенько облил его из садового шланга. Через несколько дней Михаил улучил момент, когда отец с сигарой высунулся из окна кабинета, и вылил на него сверху целое ведро воды.
Александр III был высоким (193см.) и тучным, отличался огромной физической силой: завязывал кочергу узлом и сворачивал монеты в трубочку. Фото из открытых источников.
Александр III был высоким (193см.) и тучным, отличался огромной физической силой: завязывал кочергу узлом и сворачивал монеты в трубочку. Фото из открытых источников.

Началось строительство Транс-Сибирской Железнодорожной магистрали - самой длинной железной дороги в мире. Общая длина составила 9298 км, из них самый сложный участок от Урала до Владивостока - 7000 км. через горы, тайгу и сибирские реки. Темпы строительства были рекордные. Наступил настоящий железнодорожный бум. Путешествовать стало престижно, появились особые дорожные костюмы и платья, вагоны первого класса отделывались с роскошью светских салонов.

17 октября 1888г. Император с семьёй возвращался из Крыма в Петербург. Поезд шёл с небольшим опозданием и перед Харьковом решено было прибавить скорость. Состав удалось разогнать почти до 70 вёрст в час. По правилам техники безопасности, такой большой поезд (длина составила 300 метров, а вес 480 тонн) должен был делать максимум 37 вёрст в час. На перегоне Тарановка - Борки скорость была превышена почти вдвое. Тогда и произошло крушение.

Из 15 вагонов 10 были разрушены полностью. В вагоне столовой, где в это время находилась Императорская семья, вынесло стену и в пролом выбросило 6-летнюю Княжну Ольгу. 10-летнего Великого Князя Михаила засыпало обломками, его с трудом отыскали. 12-летней Княжне Ксении обломками повредило позвоночник и она на всю жизнь осталась инвалидом. Император разбирал завалы, Императрица помогала раненым. Только к вечеру удалось убедить их отбыть в Харьков.

По дороге Александр вспомнил, что за месяц до катастрофы он стал случайным свидетелем разговора на железной дороге. Инженер путей Сергей Витте доказывал, что нельзя сильно разгонять тяжёлый поезд. Этот спор стал для Витте судьбоносным. Александр III вызвал Сергея в Петербург, поручил возглавить Департамент железных дорог и доплачивал ему жалование из личных средств. Вскоре Витте был назначен министром путей сообщения и министром финансов.

После крушения поезда у Александра III начались проблемы со здоровьем. Плохо работало сердце, болела поясница. Шесть лет он пытался не придавать значения болезням, пока не стало совсем плохо.

Но это уже совсем другая история...

🔔 Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски!