Найти тему

Мир, труд, май

По старославянски нынешнее название месяца мая было "Травень". А вот жители Древнего Рима, поклоняясь богине Майе — покровительнице земли и плодородия, последний месяц весны в честь нее назвали маем.

В нашем северном полушарии по окончании зимы нашим предкам всегда хотелось погулять на природе, подышать зеленеющей весенней свежестью. Горожане выходили "на природу", встретиться с соплеменниками из деревни и веселиться, предаваясь исконно русским играм и забавам, а также прогнать ужасное олицетворение смерти – Марену . В Европе, например – древней Италии городские жители также рано утром выходили в поле или лес большими толпами; музыка и пляски сопровождали их шествие и увеличивали общую радость. Наломав зеленых ветвей, они возвращались с шумной веселостью в город, украшали ими ворота и дома и устраивали пиры с плясками, которые переходили во всеобщие разнузданные оргии. Даже распутный император Тиверий пытался запретить эти празднества, но запреты не действовали: празднование "майских забав" сделалось народной традицией. Так будущие "европейцы" обрели, сами того не замечая, весь арсенал сатанинских оргий и распространили их а весь мир. Демоническая история 1 мая в Европе была лишь католиками загнана в подполье и приняла там откровенно бесовской характер (Вальпургиева ночь!).

Языческие временны, увы, закончились распространением (на Руси – насильственно) христианства в Европе, и этот праздник как бы раздвоился. Европейские оккультисты и колдуньи считали эту ночь особенно благоприятной для своих ритуальных церемоний и жертвоприношений.

Легенда про Вальпургиеву ночь возникла на севере Европы, где в ночь на 1 мая, – вся нечистая сила слетается на метлах и козлах на гору Брокен в Германии и устраивает там грандиозный шабаш ведьм и чертей. Накануне этого дня мужчины бегали с зажженными пуками соломы, привязанной к длинным шестам, и стреляли в горы, чтобы разогнать нечистую силу. В других местах шабаш ведьм связывали с местными "лысыми горами" или холмами, на вершинах которых, по поверьям, именно поэтому отсутствовала растительность. Название Вальпургиевой ночи связывают с именем св. Вальпургии - дочери одного из королей Саксонии. Она была аббатисой в одном из баварских монастырей и прославилась чудотворением, столетие после ее смерти (777 г.) при ремонтных работах в монастыре ее могила была нарушена, и ночью - как раз на 1 мая – рабочим явилась ее грозная тень. Позже почему-то поклонение ей в Германии стало обрастать оккультными чертами, а имя и день ее памяти оказались связаны с легендой о нечистой силе. Мистическое поверье, связанное с днем 1 мая, отражено и в "Предании о графине Берте" Александра Дюма. Да и Гёте, бывший масоном и увлекавшийся сатанической тематикой, подробно рассказывает о Вальпургиевой ночи в "Фаусте". Какая сила покровительствует этой ночи, точно скажет Инга. Мы же продолжим следить за историей 1 мая.

От севера Европы первомайские празднования примерно с XIII века проникли от германцев некоторым восточным славянам, соединившись с местными языческими обычаями. В травне (нынешнем мае) совершались жертвоприношения духам, покровительствовавшим растениям и водам. Богемцы отправляли празднество в честь колодцев, с многочисленными жертвоприношениями.

С того же XIII века на карте Европы возникло новое государство - Великое княжество Литовское. В него входили земли сегодняшний Беларуси, Литвы и Украины, в следующим веко оно заключило союз с королевством Польским.В некоторых местах Польши праздновали с языческими обрядами май в честь богини плодородия и ей приносили жертвы. Ещё при королеве Боне и её сыне Сигизмунде Августе, (в конце XVI в.!), существовал обычай, заимствованный от германцев, что молодые наряженные женщины собирались на луг, составляли хоровод, плясали и пели песни в честь весны. В Литве на первое мая было народное празднество. На лугу ставили зеленое дерево, увитое разноцветными лентами. Девушки, молодые женщины и молодые мужчины, избрав из своей среды ловкую красавицу, именовали ее богинею весны, надевали ей на голову свежий венок, обвивали весь ее стан березовыми ветвями и отправлялись к зеленому дереву, тут плясали и пели.

В России первомайские гулянья начались в Москве со времен Петра I. Поначалу этот день праздновали только иностранцы, находившиеся на службе в Москве – в немецкой слободе, потому эти гулянья в народе назывались немецкими станами. Петру I так понравились эти гулянья, что он приказал всем повсеместно устраивать их. Со временем они вошли в привычку.

Так, в "Путеводителе по Москве и ее окрестностям" за 1872 г. в рассказе о Сокольниках отмечено: «До Петра Великого охота [в Сокольниках] была любимейшим занятием царей, но Петр, не любивший ее, отменил ее при дворе. С этих пор Сокольники перестали быть местом царской охоты и сделались любимым местом загородных прогулок москвичей. В особенности замечательно здесь гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва. Вероятно, это гулянье началось с Петра I и было установлено немцами, потому что называлось прежде немецкими станами, то есть шатрами, раскидывавшимися под тению рощи».

С середины 1890-х гг. в день 1 мая все чаще устраивались политические стачки. С 1900 г. в этот день стали проводить не только стачки, но и демонстрации: в Киеве, Варшаве, Вильнюсе, Гельсингфорсе, Харькове (самой известной была Харьковская маёвка 1900 г.). С 1901 г. майское празднование принимает открыто революционный характер: была издана первомайская прокламация РСДРП и состоялись выступления рабочих в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах с лозунгами: "Долой самодержавие!", "Да здравствует республика!", кое-где были столкновения с войсками ("Обуховская оборона", 1901). В 1905 г. (т.н. "первая революция") празднование 1 мая проходило уже в 177 городах по всей России. С подавлением "первой революции" этот день вновь отмечали главным образом собраниями и сходками. Но в 1912 г., после Ленского расстрела, в майские дни вновь бастовало 400 тысяч рабочих (основные лозунги: 8-часовой рабочий день; конфискация помещичьих земель; свержение самодержавия).

После революции 1 мая под названием "День Интернационала" вошел в число главных государственных праздников, установленных большевиками.На долгие годы советской власти был установлен праздник «нечисти», когда огромные массы народа шествовали по улицам с песнями и плясками и портретами кумиров-вождей.

В посткоммунистической РФ этот день по прежнему официально отмечается как праздник, но с 1997 г. он переименован в праздник "Весны и Труда".