Найти тему
Невыдуманные истории

Священномученик Макарий (Гневушев). (1858 – 1918).

За Россию радели не только генералы и чиновники, но и священнослужители. Одним из выдающихся пастырей духовных был епископ Орловский и Севский Макарий, причисленный к лику святых как великомученик.

Будущий святитель и епископ Орловский и Севский Макарий родился в сентябре 1858 года в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии и звался в миру Михаилом. Он окончил Ардатовское Духовное училище, затем продолжил образование в Симбирской Духовной семинарии. Затем он поступил в Киевскую Духовную академию, которую закончил в 1888 году. После окончания Академии он был назначен преподавателем русского языка в Киево – Подольское Духовное училище.

Через год Михаил стал наставником Острожской учительской семинарии, а с 1885 года – преподавателем Киевского женского Духовного училища.

Вскоре Михаил Васильевич получил известность и не только на преподавательском поприще, но и благодаря своей активной миссионерской деятельности. Его труды были замечены, и в 1890 году он стал преподавателем Киевской Духовной Академии.

Михаил Васильевич принял самое активное участие в монархическом движении. В 1906 году он стал членом Совета Киевской Монархической Партии, а так же членом Киевского отдела Русского Собрания (РС). В июле 1906 года на заседании Совета он сделал обстоятельный доклад о положении русского православного населения в западных районах страны. В своих выводах автор был категоричен: по его мнению, главным виновником тяжелого экономического и нравственного положения русского населения является еврейство:

  • В течение многих веков, образовав при помощи кагала могущественный союз, евреи, в конце концов, захватили в свои руки главные нити политической, экономической и общественной жизни европейских народов, не исключая и русского. Завладев почти всей печатью, они настойчиво влияют на общественное мнение, слагают его согласно своим интересам, нисколько не стесняясь средствами к достижению намеченных целей.[1]

Он утверждал, что именно пагубная деятельность евреев и поляков привела к распространению революционных идей, особенно среди молодежи и дело зашло уже очень далеко:

  • Современное состояние высших и значительной части средних учебных заведений крайне безотрадно и ничего не обещает не только в ближнем, но и в более или менее отдаленном будущем.

Но отец Михаил не был оголтелым антисемитом – главными виновниками в распространении революционной крамолы он считал не евреев, а правительство и местные власти. Именно благодаря их попустительству в стране воцарилось беззаконие:

  • Как центральное правительство, так и большинство местных органов его оказались настолько терпимыми в отношении к разрушительным левым партиям, что мирное, на почве закона живущее общество…попало как бы под иго этих левых партий.

Отец Михаил говорил о том, что власти незаслуженно подвергают правые партии ограничениям, «отменяются, в угоду евреям, освященные обычаем и установленные Церковью крестные ходы, отбираются произведения так называемой «черной сотни», обличающие клевету и ложь еврейской печати».

Автор доклада от имени киевских монархистов потребовал от властей укротить деятельность революционеров и пригрозил, в противном случае, обратиться за поддержкой напрямую к народу.

В том же году, осенью, Михаил Васильевич принял участие в работе 3 – го Всероссийского съезда Русских людей в Киеве в качестве делегата от Киевского Союза Русских Рабочих.

Как делегат, Гневушев принимал участие также в работе 4 - го Всероссийского съезда Русских людей, который проходил в Москве с 26 апреля по 1 мая 1907 года.

На этом съезде он выступил с речью, в которой отметил, что многие русские люди стали предателями своего народа, забыли все русское и призвал всех монархистов, всех русских людей к объединению:

  • Русским людям нужно серьезно приняться за объединение всех духовных сил народа для спасения родины и для устройства её дальнейшей жизни на исконных патриотических началах.

В 1907 году отец Михаил был избран председателем только что открытого в Киеве губернского отдела Союза Русского Народа.

В том же году Бог послал ему испытание – он овдовел. Сделав обязательные в этом случае распоряжения, в феврале 1908 года Михаил Васильевич принял монашество – был рукоположен во иеромонаха с именем Макарий. Вскоре отец Макарий был переведен в Москву и назначен настоятелем московского Высокопетровского монастыря и возведен в сан архимандрита. В Москве он не оставил свою общественную деятельность и стал ближайшим сподвижником председателя Русского Монархического Союза протоиерея Иоанна Восторгова.

Архимандрит Макарий принимал участие в создании Братства Воскресения Христова, организованного для духовного окормления переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке, был членом его правления.

Кроме того, отец Макарий активно участвовал в работе Русского Монархического Собрания, где стал членов правления – в 1909 году. В собрании он часто выступал с докладами.

В 1909 году архимандрита Макария ждало новое поприще – он был назначен настоятелем одного из самых крупных обителей России – Новоспасского ставропигиального[2] монастыря.

В том же 1909 году архимандрит Макарий присутствовал на съезде православных братств в Вильно. Ознакомившись с состоянием церковных дел на Западе России, он по возвращении выступил на собрании московских монархистов, где говорил о «горьком чувстве», которые вынес из поездки в связи с тем, что «православное население сдавлено польскими тисками, и должно отрекаться от своей веры; русские угнетаются и евреями, сосредоточившим в своих руках всю торговлю и ремесла».

Однако в 1908 – 1909 годах монархическое движение потряс целый ряд расколов – группа монархистов предприняла попытку отстранения от руководства правыми организациями протоиерея Восторгова и архимандрита Макария. В июне 1908 года в результате внутренних распрей они были вынуждены оставить свои руководящие должности в Московском губернском Совете Союза Русского Народа. Вскоре против них была предпринята новая атака – недоброжелатели добивались их отстранения от руководящих постов в Русском Монархическом Союзе и Русском Монархическом Собрании. Против них пускались в ход откровенные домыслы и клевета.

В этих условиях единомышленники Иоанна Восторгова предприняли попытку объединения всех монархических сил страны. Отец Макарий стал членом комитета по организации съезда Русских людей, который проходил в Москве с 27 сентября по 4 октября 1909 года. Несмотря на происки недругов, съезд прошел благополучно – его приветствовал сам Государь. В работе съезда приняли участие митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископ Могилевский Стефан (Архангельский) и два будущих архиерея иеромонах Нестор (Анисимов) и протоиерей Епифаний Кузнецов (будущий священномученик Селенгинский Ефрем). В работе съезда участвовали депутаты Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич и Георгий Алексеевич Шечков, а так же известные политические и общественные деятели правого направления: Николай Николаевич Родзевич, Клавдий Никандрович Пасхалов, профессор Владислав Францевич Залеский и другие видные монархисты. Съезд имел большое значение – он не только принял ряд важных документов, но и восстановил доброе имя протоиерея Восторгова и архимандрита Макария.

В апреле 1912 года архимандрит Макарий участвовал в работе Пятого Всероссийского съезда Русских Людей, который проходил в Петербурге в мае 1912 года и не просто участвовал, а был избран одним из Товарищей председателя съезда. От имени комиссии по церковным вопросам он выступил с докладом, в котором для противостояния «повсеместному падению религиозного чувства в народе» предлагал повсеместно создавать церковные братства и развивать сеть церковно – приходских школ. Он выступил против частых перемещений епископов, которые из – за этого не успевали ничего сделать для своих епархий, и ратовал за изъятие церковных вопросов из ведения Государственной Думы, где в принятии решений принимали участие и иноверцы. В последний день заседания съезда в своей речи архимандрит произнес проникновенную речь, обращенную к русской женщине. По его словам, русская женщина может «внести свою любовь в монархическое дело, чтобы смягчить остроту борьбы, чтобы ободрять уставших в борьбе».

Перед выборами в ІV – ю Государственную Думу в 1912 году архимандрит Макарий был избран председателем предвыборного комитета правых партий в Москве. На собрании членов Русского Монархического Союза он выступил на тему расследовавшегося в Киеве ритуального убийства Андрея Ющинского. После его речи собрание послало приветственные телеграммы гражданским истцам по «делу Бейлиса» Александру Степановичу Шмакову и Георгию Георгиевичу Замысловскому и приняло решение, осуждающее позицию газеты «Киевлянин» за «предосудительное отношение к киевскому процессу», выразившееся в поддержке евреев.

Вскоре архимандрита Макария ожидал новый чин – 11 июля 1914 года он был хиротонисан[3] во епископа Балахнинского, викария[4] Нижегородской епархии. В этом сане он принял участие в Совещании монархистов в ноябре 1915 года в Петрограде, на котором был избран в состав Совета монархических съездов – руководящего органа Черной сотни, которым руководил видный государственный деятель, член Государственного Совета Иван Григорьевич Щегловитов.

Несмотря на то, что служил епископ Макарий в Нижегородской губернии, в работе Нижегородского Всероссийского совещания уполномоченных монархических организаций осенью 1915 года он участия не принимал - из – за натянутых отношений с А.И. Дубровиным и его сторонниками, которые организовали форум.

Буквально за месяц до февральской катастрофы – 28 января 1918 года – будущий святитель получил самостоятельную кафедру – стал епископом Орловским и Севским.

Новые февральские власти немедленно начали преследование монархистов. Уже 26 мая 1917 года владыка был уволен на покой – местом проживания ему был назначен Спасо – Авраамиев монастырь в Смоленске. Через некоторое время после захвата власти большевиками - в январе 1918 года – он был переведен в вяземский Спасо – Преображенский монастырь. Но и этого новым властителям было мало – они подослали к владыке наемных убийц. Но случилось чудо – злоумышленники в ожидании выхода епископа повздорили между собой и в результате ссоры один из убийц убил другого.

В августе 1918 года владыка все – таки был арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После глумления и побоев, которые он переносил мужественно, владыка был переведен в Смоленскую губернскую тюрьму прямо из госпиталя, где ему бы поставлен диагноз: «атеросклероз, общая слабость, плохой сон, головокружение, тоны сердца глухие».

В выписке из протокола на заседании ЧК Западной области 4 сентября 1918 года читаем:

  • 4 сентября 1918 года под председательством тов. Яркина в присутствии членов: Аскольдова, Попова, Козополянского, Орловича, Алибекова, Рейнгольда, Вигленского и секретаря Варнилова слушали: дело епископа Макария Гневушева, постановили: разстрелять.

Об обстоятельствах казни епископа Макария рассказала его дочь. Обреченные на казнь были доставлены на пустырь за Смоленском. Всех построили спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и стрелял в лоб. Находясь в конце шеренги, владыка горячо молился за каждого из казнимых. Если он замечал, что кто – то терял твердость духа, то без страха выходил из шеренги и благословлял несчастного. Он был убит последним.

Так закончил свою жизнь знаменитый священник, вся вина которого заключалась только в том, что он любил Бога, Которому служил всю свою жизнь и свою Родину.

***

14 апреля 1993 года прокурором Смоленской области утверждено заключение о реабилитации Гневушева Михаила - Макария Васильевича, (по церковным данным епископ Макарий). Из заключения о реабилитации:

  • По постановлению Чрезвычайной комиссии Западной области от 4 сентября 1918 года расстрелян. Сведений об исполнении Постановления комиссии в деле нет. Мотивы применения к Гневушеву высшей меры наказания не указаны в Постановлении Чрезвычайной комиссии. Из материалов же дела усматривается, - гр. Гневушев репрессирован за контрреволюционную агитацию, выразившуюся в несогласии его с Декретом Советской власти об отделении церкви от государства, а также с действиями местных властей о закрытии монастыря и изъятии церковного имущества. В защиту Гневушева, как епископа поступали в органы местной власти прошения с многочисленными подписями граждан, а 22 августа 1918 года по этому же поводу был организован звон колоколов Монастырской церкви. …Между тем, религиозные убеждения Гневушева, его несогласие с действиями Советской власти против церкви и монастырей необоснованно квалифицированы как государственное преступление.

Святитель Макарий прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских 20 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

[1] Цит. по: Степанов А.Д., Иванов А.А. Воинство Святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала ΧΧ века. (44).

[2] Ставропигия (греч. «водружение креста») — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. (Википедия).

[3] Хиротонисание – рукоположение.

[4] Викарий (латин. vicarius – замещающий, заменяющий кого – н.). В православной церкви – епископ, подчиненный по должности епархиальному архиерею.