ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
- Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... Здесь каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"
В нашем ретро-кинозале вновь гаснет свет, и мы погружаемся в эпоху, "когда деревья были большими", когда станций метро было настолько мало, что до них надо ехать минут 40 (не поверите, кстати, но в некоторых районах Петербурга до сих пор так живут!), и когда праздничные "Голубые огоньки" собирали у экранов телеприёмников десятки миллионов благодарных зрителей.
1970-й – год продолжения обостряющихся разногласий между КНР и СССР. После произошедшего в 1969-м вооруженного приграничного конфликта на острове Даманский в январе 1970-го Мао Цзедун во всеуслышание обвиняет СССР в "фашизме" и "неоколониализме" (знакомое словцо из нашей новой реальности!) Руководство СССР и официальный рупор ЦК КПСС газета «Правда» громких "зеркальных" заявлений – во избежание дальнейшей эскалации конфликтов - не делают, «Правда», скромно огрызаясь, называет политику Китая «ревизионистской». Занятно - особенно если припомнить, что ещё с хрущёвских времён в ревизионизме Китай обвинял СССР. Война терминов!
Январская перепись населения СССР выявляет точную цифру: нас – 241,7 миллион! Русских – 129 млн, украинцев – 40 млн, узбеков – 9,2 млн, белорусов – 9 млн. Меньше всего в стране приамурских негидальцев (537 человек), алеутов (441 человек) и хорватов (384 человека). Мужчин - по понятным причинам - меньше - 111.4 миллиона против 130,3 миллиона женщин. "Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят"
1970-й год вписан чёрным цветом в историю атомного подводного флота СССР. В рубке гидроакустиков находящейся на крупнейших тогда учениях в Атлантике АПЛ К-8 возникает пожар. Одновременно появляется огонь в другом отсеке. Принято решение всплывать. Из-за опасности проникновения пламени на пост главной энергетической установки находящиеся там офицеры задраили отсеки: они знали, что уже не выйдут оттуда. Ценою своих жизней им удалось заглушить ядерные реакторы. Из других отсеков из-за высочайшей концентрации окиси углерода вывести удалось не всех. Оставшихся в живых взял на борт подошедший болгарский грузовой теплоход «Авиор». Быстро теряющая остойчивость АПЛ затонула вместе с боровшимися до конца кавторангом Бессоновым и боевой сменой в 22 человека. Всего на К-8 погибло 52 подводника.
В апреле 1970-го года происходит маленькая революция на советском ТВ – премьерный показ пятисерийного телевизионного фильма «Адъютант его превосходительства». Его новаторство – в полнейшем отсутствии различий между недорогой телевизионной постановкой, зачастую снятой «по-театральному» в студийном павильоне, и обычным художественным фильмом. В СССР начинается эпоха сериалов. Ещё одно достоинство «Адъютанта» - процесс, начатый за два года до этого картиной Евгения Карелова «Служили два товарища». В обеих постановках «белые» - не карикатурная ожесточённая вражья бестолочь, а живые, порой страдающие, и – о, ужас! – иногда даже умные и приятные люди. Окончательную точку в «реабилитации» Белого движения в следующем году поставят режиссёры Алов и Наумов своим фильмом «Бег».
О метро - кстати... 1970-й – год праздника у ленинградцев. Открыты сразу две станции метрополитена – «Ломоносовская» и «Елизаровская». Особенно счастливы жители почти окраинного, но очень активно застраиваемого Купчино. Теперь до центра или на работу из Купчино можно добраться сперва на автобусе, а после – с пересадкой на «Ломоносовскую» или на открытую в прошлом году «Московскую». Безумная роскошь!
В октябре 1970-го в московском Центральном доме журналиста состоялся первый розыгрыш государственной лотереи «Спортлото» 6 из 49. Билет стоил 30 копеек. Победительницей, сорвавшей куш в целых 5 000 рублей, стала москвичка, профессия – инженер-экономист. Что можно было купить на эти деньги?.. Да много чего. Но не очень... Приличная стенка доходила и до пары тысяч. Цветной телевизор - больше семисот. Надёжнее всего - встать в очередь на кооперативную квартиру, или подкопить ещё немного и попытаться купить "Жигули"
Некромикон 1970-го года. 17-го апреля умирает любимец ленинградских театралов Павел Луспекаев, прославившийся ролями в фильмах «Республика ШКиД» и – конечно же – «Белое солнце пустыни». Бывший разведчик, он страдал от атеросклероза сосудов ног – последствия обморожения. Своего Верещагина сыграл уже с ампутированными пальцами ног. Причина смерти – разрыв аневризмы аорты. В июне 1970-го уходят из жизни автор «Кондуита и Швамбрании» Лев Кассиль и бывший глава Временного правительства Александр Керенский. В печальном перечне – бывший президент Франции Шарль де Голль, писатель Эрих Мария Ремарк и признанный позднее журналом «Time» лучшим гитаристом всех времен и народов Джимми Хендрикс.
Поклонники жанра иных миров ликуют: в журнале "Юность" осенью 1970-го публикуется повесть братьев Стругацких "Отель "У погибшего альпиниста", умело сочетающая в себе детектив, реалистическую фантастику и философский подтекст. В 1979-м на студии "Таллинфильм" повесть обретает достойное киновоплощение, нестыдное к пересмотру и сегодня. SOS!! Только что обнаружил, что вроде как к следующем году готовится новая экранизация с Константином Хабенским в главной роли... За что?!! Чур тогда Безрукова в Луарвики.Л.Луарвики! Ну или хоть Кологривого...
В 1970-м году в прокат экранизации Андрея Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня».
Признаюсь сразу: эта пьеса Чехова – пожалуй, единственная ДЕЙСТВИТЕЛЬНО искренне любимая мною из всех его пьес. Почему? А сложилось так после того, как увидел телеспектакль Товстоногова 1986-го года. Фильм Кончаловского был посмотрен много позже, а потому невольное сравнение «дядей Вань» стало неизбежным. И сложным. Потому что обе постановки – по-своему прекрасны. Басилашвили или Смоктуновский? Лавров или Бондарчук? Чистенькая, беленькая усадьба Товстоногова или разрушающаяся, с обшарпанными дверями и каплями, падающими прямо на бильярдный стол (привет, Тарковский!) – у Кончаловского? Чья боль «больнее»?
Пересмотрев нарочно экранизацию со Смоктуновским, делюсь впечатлениями – по честному, разумеется... потому что «первая любовь» (я имею в виду именно фильм-спектакль с Басилашвили) по ощущениям и силе сравнима только с последней, и необоримое желание объявить Товстоногова «мастером», а Кончаловского – «рисующимся декадентом» из богатенькой семейки, конечно, имеет место. Но... Фильм и правда хорош, чего там! Работа гения камеры Георгия Рерберга, снявшего до этого «Дворянское гнездо», а после – «Зеркало» (ещё раз - привет, Тарковский!) и «Отца Сергия», и ещё много-много всякого, впечатляет, даже вынужденные из-за нехватки плёнки переходы от цвета к чёрно-белому сняты таким образом, что трактуется это как некий «авторскiй замысѣлъ». Жизнь – заканчивается, она уже почти прошла мимо, она – нестерпимо скучна и осязаемо увядает, так же, как увядает и усадьба – когда-то молодая и прекрасная, очевидно, такая же, каким лет двадцать пять назад видел своё будущее молодой Иван Петрович Войницкий... Несмотря на своё безумное, практически болезненное пристрастие к Басилашвили и Лаврову, вынужден признать полнейшее отсутствие каких-либо претензий к игре Смоктуновского и Бондарчука. Вопросы возникли, как ни странно, к очаровательной Ирине Купченко...
Вернее, не к ней – её игра безупречна, а к выбору Кончаловского. Соня – некрасива, это классический канон. Именно такова Татьяна Бедова у Товстоногова. Назвать Ирину Купченко «некрасивой», пожалуй, сможет только меняющий двухтысячную фотомодель на две тысячи первую богатый бонвиван. В её Соне есть что-то ботичеллиевское, и – уж точно – красивы в ней не одни только глаза или волосы. Откровенно говоря, на месте доктора Астрова, отчетливо понимающего, что в лице профессорши-Мирошниченко ему счастья не видать никогда, ответить взаимностью Соне – было бы очень даже разумным шагом, тем паче – что человек он больше практический и гармоничный. Сердцу, конечно, не прикажешь, «райская птица» и чертовски соблазнительная на экране Ирина Мирошниченко способна смутить кого угодно, но и Соня здесь - не замурзанная монашка... В общем, выбор Кончаловского вызвал состояние некоторого когнитивного диссонанса, напрочь отсутствующее с Соней «из БДТ»
Теперь сами «дяди Вани». На скромный авторский взгляд, дядя Ваня Басилашвили – во-первых, несколько симпатичнее и человечнее, во-вторых – в нём больше какой-то наивной «детскости»... Он даже знаменитое «бац» произносит почти по-детски.
Если дядя Ваня Смоктуновского - несчастливый ВЗРОСЛЫЙ человек, то дядя Ваня Басилашвили – обделённый счастьем большой РЕБЁНОК.
Опять же – Астров Кирилла Лаврова смотрится несколько выигрышнее – за счёт удивительного актёрского и просто мужского обаяния. Он – чуть ироничнее Бондарчука, и просто фактурнее, изящнее, аристократичнее, наконец, увлечься таким – очень даже запросто. И ещё - Лавров потрясающе молчит, сказывается многолетняя товстоноговская театральная школа. Особенно его Астрову хорошо «молчится» в тандеме со своим давним театральным партнером – Басилашвили. Тончайшая, пронзительная сцена: все уже разъехались, поданы лошади и самому доктору, впереди – кричащее от боли НИЧТО... Лавров подходит к висящей на стене зачем-то карте Африки и, чтобы заполнить хоть какими-то звуками напряжённое молчание, произносит НИ О ЧЁМ:
- А, должно быть, в этой самой Африке теперь жарища — страшное дело!
- Да! – машинально отзывается Басилашвили. В его голосе – упрек, страдание, пустота...
Эта сцена, разумеется, есть и у Кончаловского, и она –замечательна, но... у Товстоногова – чуть глубже, как умеют сделать «глубже» мастера сцены. Мелочь, конечно, но...
Сравнение двух «профессорш», впрочем, скорее всего – в пользу Ирины Мирошниченко. В ней ощутимо больше скрытого эротизма – штука, между прочим, немаловажная! Наталья Данилова у Товстоногова чуть «приглушеннее», хотя фраза Астрова «как вам, должно быть, скучно жить» относится к ней в гораздо большей степени и более «адресно», чем к героине Мирошниченко.
Повторюсь – фильм Кончаловского 1970-го года – замечателен и атмосферен, режиссёр в полной мере использует возможности киноплёнки, мастерство оператора (то, чего нет и не могло быть в телепостановке Товстоногова) и «живой» натуры На вопрос – случись такой: что лучше посмотреть? – честно ответил бы: смотри обе версии! В обеих есть своя прелесть и шарм. Но!!!!.. Других «дядей Вань» не восприму никогда! Глянув как-то телевизионную версию спектакля с Домогаровым, выключил через десять минут... "Не то!" - как по легенде записал в дневнике многоопытный в этом вопросе Лев Николаевич после первой ночи с Софьей Берс.
Свет зажигается. Наш кинотеатр повторного фильма закрывается до августа. На прощание давайте предадимся самой отъявленной ностальгии и послушаем неподражаемого Валерия Ободзинского. "Эти глаза напротив". Прррелесть!
Я как и всегда - понятия покамест не имею, в какой год и на какую картину нам предстоит попасть через месяц, но надеюсь, что мы непременно соберёмся как минимум в прежнем составе.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE