6,5K подписчиков

Почему Хичкок заставил своих героев карабкаться по Статуе Свободы и как это может помочь справиться с тревожными мыслями

"Диверсант" (реж. Альфред Хичкок, 1942)

В фильме, где есть место преступлению, расследованию, преследованию и бегству персонажи могли бы бегать – убегать и догонять – в Нью-Йорке где угодно. Однако кульминация погони и развязка происходят на Статуе Свободы. Сложно поспорить с тем, что "картинка" получилась очень впечатляющей и эффектной, но в одной ли эстетике дело?

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Самое главное в Статуе Свободы в контексте фильма – ее масштаб. Его поистине трудно осознать, если опираться только на цифры – количество ступеней, метры, объемы.

Но в сопоставлении с единичной человеческой фигурой масштаб становится более зримым, осязаемым.

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Масштабность стала одним из важных средств киновыразительности практически с самых первых лет возникновения кино как искусства. Режиссеры стали охотно прибегать к этому приему – показывать историю и судьбу маленького человека на фоне колоссальных просторов, зданий, стен, вулканов, статуй. Масштаб показываемых событий, окружения, того, что существенно превосходит человеческую фигуру и человеческую жизнь со всеми ее движениями и усилиями, позволяет осознать и тщетность, и бренность, и преходящесть последних.

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Сопоставление масштабов совершенно меняет восприятие событий и позволяет взглянуть на происходящее как бы сверху, отстраненно и, может быть, даже спокойнее. То, что еще недавно казалось значимым и значительным, стремительно теряет в весе.

Психология тоже нередко использует этот прием, хотя, конечно, не как художественный элемент, а как средство визуализации, позволяющее человеку по-другому посмотреть на ситуацию или проблему, прийти к большей осознанности в своей жизни.

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Использование представлений о масштабах особенно хорошо работает тогда, когда нужно справиться с тревогой, переживаниями ошибок и неудач, страхами перед какими-то событиями или сложными задачами.

Посмотреть на беспокоющую ситуацию можно в двух направлениях: вперед и назад, то есть в прошлое и будущее.

Техника "Негативный / тяжелый опыт из прошлого"

Каждый может столкнуться с ситуацией, которая будет страшить масштабом. В такие моменты человека могут посещать мысли о том, как он вообще со всем этим справится, почему на него столько всего свалилось, за что. Мало того, что не понимаешь, за что тебе это, так еще и не понимаешь, за что схватиться.

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Чтобы взять ситуацию, мысли и эмоции под контроль, бывает полезно оглянуться назад, но то, что уже было, когда-то так же поражало масштабом, казалось трудно преодолимым или непосильным.

Я иной раз вспоминаю защиту диссертации (за которую я заплатила седой головой в 26 лет, ибо диссертации далеко не всегда наука, а иногда еще и политика, и когда бояре дерутся, у холопов чубы летят седеют) или двухнедельную и крайне трешевую командировку в Челябинскую область. Знакомые и клиенты вспоминают строительство дома, ремонт квартиры, переезды в другой город или даже страну, судебные битвы, увольнение с высокой должности. Одна клиентка боялась имплантации зубов, но потом вспомнила про рождение и воспитание тройни, фыркнула и пошла на процедуры безбоязненно.

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Что бы в прошлом ни произошло, если сейчас вы об этом думаете, вы сдюжили. Знаменитое Декартовское "Я мыслю, следовательно, существую" здесь вполне себе работает. И если вспомнить нечто действительно масштабное, то значимость текущих событий может реально снизиться, а вместе с ней и тревожность, так уж она работает.

Кстати сказать, особо хороший эффект дает обращение не к нейтральным (хотя и тяжелым) событиям, а к откровенным неудачам, провалам и поражениям. Может, после такого-то и действительно – всё семечки и море по колено?

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Посмотреть в прошлое можно еще и для того, чтобы напомнить себе о тех ресурсах, которые когда-то помогли вам выплыть и выстоять. Я, при всей своей любви к Ницше, сомневаюсь, что всегда то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Но если уж обретение силы стало свершившимся фактом, то обращение к этому опыту на самом деле может приводить к мобилизации внутренних ресурсов.

Техника "Взгляд из будущего"

В отличие от страха, тревога всегда обращена в прошлое или будущее. Тревога – это внутренне кино, мыслемешалка, бесконечное накручивание себя на пустом (как правило) месте, ибо кроме домыслов и воображаемых монстров для нее редко бывают какие-то основания. Чтобы "выключить" такое внутренне кино, не мешает посмотреть на текущую ситуацию как бы из будущего, с высоты уже якобы прожитых лет и приобретенного опыта.

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Я немало работала с клиентами, которые теряли бизнес, работу, должность, статус, которые боялись выступать или совершить в работе ошибку. Ссоры, конфликты, ситуации выбора – тоже подходящие темы. Подойдет любая ситуация, в которой есть тревога за будущее и беспокойство о последствиях (с горем, к примеру, это не сработает, там нужен иной подход).

Это по-настоящему может тревожить, волновать и беспокоить! Речь ни в коем случае не идет об обесценивании этих событий и эмоциональных реакций на них. Но. Всё действительно относительно. Представьте, что прошло 5, 10 или 20 лет. Подумайте о том, где вы, кто вы, какой вы человек теперь. Подумайте, как живете и чем живете. Представьте, что Вы-20-лет-спустя и Вы-сегодняшний смогли встретиться и поговорить. Что тот Вы думает по поводу ваших сегодняшних тревог?

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Помнит ли он вообще об этом эпизоде в своей жизни? Возможно, да, помнит. Смотрит на это с досадой – ну, было и было, пережили, или даже с благодарностью, потому что это привело его во что-то лучшее. Чаще всего ваш воображаемый собеседник из будущего вообще не помнит об этом событии в своей жизни, об этом увольнении, выступлении, любовных страданиях, метаниях, переживаниях. В любом случае, он скажет, что это такие мелочи жизни, что они действительно померкнут на фоне чего-то более масштабного.

"Диверсант", скриншот.
"Диверсант", скриншот.

Обращение к масштабу прекрасно работает не только в кино, но и в психологии. Главное, понимать, как именно это работает, и пользоваться этим осознанно. Да, иной раз можно поиграть в Хичкока и найти в закромах памяти большую статую для себя маленького.

Я иногда пользуюсь техниками, о которых сегодня рассказала – не только в работе с клиентами, но и лично для себя. Помогает. Может, вы тоже использовали когда-то нечто подобное, придя к этому интуитивно?