Найти тему
Павел Мессир

Задача трех тел. Отличия экранизаций 2023 и 2024 года (часть вторая)

Оглавление

Продолжаем сравнивать китайский и американский сериалы по роману Лю Цысиня «Задача трех тел».

Отличие первое и второе...

Отличие третье.

Игра «Задача трех тел».

Одним из важных составляющих романа являлась игра «Задача трех тел» или «Три тела», созданная протрисолярианскими сторонниками при содействии софонов с целью вербовки новых последователей. Несмотря на то, что из книги не совсем понятно, как интерес человека к миру «трех тел» должен подтолкнуть его на путь коллаборационизма, но по сюжету эта компьютерная игра очень важна. Люди (в основном ученые) знакомятся с миром Трисоляриса и вынуждены отгадать страшную загадку, связанную с этим миром, находящимся во власти трех массивных космических объектов — солнц. А в самом конце может произойти акт вербовки. Так как же представили мир игры оба сериала?

Версия 2023 года.

Версия 2023 года по-прежнему близка к первоисточнику, в том числе и в этом моменте. Практически все важные посещения Ван Мяо игры переданы достаточно подробно. Главным отличием от книги является первый заход Ван Мяо в игру. Если в романе после недолгих душевных терзаний ученый все же решил зайти в неё, то в сериале посещение представлено по-иному. Тут решили показать, что будет, если в игру зайдет непосвященный или просто лишний человек. Вместе с Ван Мяо мир игры решил посетить и полицейский детектив Ши Цян. Однако сама игра достаточно быстро избавилась от инородного тела, тем, что вынудила его сказать фразу «Дегидрируй меня», после чего Ши Цяна выкидывает из игры и обратно зайти не дает, выдавая «любимую» фразу из детства – «Game over». Сам мир представлен в виде продвинутой графики, а сам персонаж со знакомыми и узнаваемыми себе чертами превращается в 3D-модельку, способную путешествовать по миру. Качество графики, на самом деле, не такое уж и идеальное, не «Смута» в самом деле, но главное – передает смысл.

Версия 2024 года.

В версии 2024 года игра «Задача трёх тел» кардинально отличается не только от китайского сериала, но и от исходного романа.

Во-первых, здесь игра является именно что продуктом трисолярианской технологии. VR-шлемы не просто выглядят футуристично, не имея проводов и способов подключения к компьютеру, а сами являются автономными компьютерами, причем закрепленными за отдельным человеком. Так Е Веньцзе обманом заставляет Цзинь Чэн взять шлем, сказав, что он принадлежал её дочери Вере Е. По-иному игра избавляется от тех, кто не должен надевать шлем. Если в китайском сериале игра хитростью избавлялась от лишнего персонажа, не давая ему позже зайти заново, то в американской версии она просто не пускает постороннего человека, если он наденет не принадлежащий ему шлем. В игре появляется Софон Томоку и просто вырезает, причем буквально, персонажа из игры. Именно она здесь озвучивает финал каждой попытки игры и окончания каждой цивилизации, заменив этим функцию текста как в оригинале, так и в предыдущем сериале.

В-третьих, сама игра выглядит так, будто бы происходит в реальном мире, человек видит себя в мельчайших подробностях, что помещает актера напрямую в игру, вместо того чтобы показывать его оцифрованную 3D-модель. Человек ощущает вкус, запах внутри игры, что также показывает значительное совершенство по отношению к игре из китайского сериала.

В-четвертых, сама игра проявляет индивидуальный подход, причем не просто переместив персонажа из средневекового Китая в средневековую Европу, если зайти с европейского IP-адреса, а влияет на каждого отдельного игрока. Так, например, Цзинь Чэн прониклась к игровому персонажу — маленькой девочке, из раза в раз погибающей вместе с очередной цивилизацией, а Джек Руни остался к её судьбе безразличным, поэтому игра и перестала навязывать ему этого игрового персонажа. Девочка как дополнительный мотив для одного из персонажей играет на атмосферу сериалу. Даже в образе оригинального горящего всадника играет, в конце концов, она.

В-пятых, значительное сокращение как событий в игре, так и уничтоженных цивилизаций. В сериале нам показали лишь некоторые катаклизмы, вызванные миром трех тел: заморозка мира в результате удаления одной из звезд, сожжение мира в результате восхода сразу трех солнц и трехсолнечная сизигия. Не показали сожжение мира одним солнцем, а также разрыв планеты и создание ею собственного спутника, как и информации о том, что раньше система трех солнц состояла из одиннадцати планет, десять из которых оказались поглощены звездами, остался лишь один трисолярис.

Отличие четвертое.

Гибель «Судного дня» и моральный аспект.

Одним из кульминационных моментов романа, без сомнения, является операция «Гучжэн» и уничтожение корабля Майка Эванса «День гнева» посредством нарезания корабля нитями-лезвиями из наноматериала. Через Панамский канал были натянуты струны из сверхпрочного материала, над которым работал ученый Ван Мяо. Они способствовали быстрому и неожиданному для команды корабля уничтожению «Дня гнева» и сохранению пакетов данных об общении Эванса с трисолярианами. Моральный вопрос состоял в следующем: не все люди в команде могли знать об истинном назначении судна, играющего роль ретранслятора для общения с трисолярианами. По крайней мере, среди невиновных точно был один человек — лоцман, проводящий судно через канал. Но на свою претензию Ван Мяо получил следующий ответ: «Полученная информация необходима для выживания всего человечества». Как представлен этот момент в обеих экранизациях?

Версия 2023 года.

Моральная дилемма нарезания «Дня гнева» в китайском сериале от CCTV решена очень просто: нам сразу заявляют, что экипаж корабля — это террористы и убийцы, нанятые здешним Эвансом для охраны судна. Один из них убил семилетнего сына американского полковника Стенгтона, о чем тот рассказывает Ван Мяо, добавляя, что не знает, для чего ОЗТ (Общество «Земля-трисолярис») нанимает преступников, но корабль — это клетка дьявола. В подтверждение его слов нам показывают, как вышеупомянутый преступник вешает лоцмана. А чтобы точно не было случайных жертв, создатели сериала акцентируют внимание на том, что проделаны все возможные меры, чтобы избежать потерь среди мирных. Нити натягивают только перед тем, как по каналу должен пройти корабль Эванса. Таким образом, никакой моральной дилеммы в устранении корабля в китайском сериале нет. Хорошие парни просто наказывают плохих.

Сцена гибели корабля снята достаточно эффектно и в то же время без лишних подробностей. Камера то и дело меняет ракурс, когда подходит очередь очередного террориста умереть от нанонитей. Хотя спецэффекты китайского сериала, справедливости ради, всё равно оставляют желать лучшего.

Версия 2023 года

Версия от Netflix показывает данный эпизод совершенно с другой стороны. Если в китайском сериале Майк Эванс является достаточно неприятным типом, рассуждающим о жизни и смерти человека как о чем-то неважном, то Эванс в исполнении Джонатана Прайса превратился в тихого и доброго дедушку-самаритянина, приютившего на «Дне гнева» целые семьи с детьми. Никакого боевого корабля, набитого головорезами, в версии Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайса нет, здесь «День гнева», вопреки названию, просто играет роль спасительного ковчега для его паствы. Уничтожение корабля играет совершенно иными красками и представляется чуть ли не военным преступлением. Жертвами здешнего отдела по борьбе с инопланетянами становятся женщины, старики и дети. Поэтому нет ничего удивительного, что здешний вариант Ван Мяо — Августина «Огги» Салазар испытывает угрызения совести и отказывается после этого работать на Томаса Уэйда. А именно он здесь руководит операцией в Панамском канале, заменив, таким образом, каноничного полковника Стенгтона.

Также в отличие от китайской версии сериал от Netflix не просто не боится показать весь ужас нарезания корабля, он откровенно смакует эти сцены, вываливая всю подноготную и выкорчевывая всё из этого эпизода. Это смотрится ужасно, но эффектно, тем более что в визуальном плане версия от Netflix не в пример лучше китайской. Как говорится, дорого-богато.

Из интересного стоит упомянуть столбы, удерживающих нанонити. В китайской версии это современные высокотехнологичные устройства, а в американской — специально состаренные вышки.

Отличие пятое.

Трисолериане.

Ну и пришло время коснуться противников землян в трилогии «Воспоминания о прошлом Земли», я имею в виду трисоляриан. Обитатели обреченного мира решили выбрать своим новым домом Землю. И именно противостоянию с ними будет посвящена трилогия. О существовании трисоляриан читатель узнает лишь к концу первой книги, но их внешний вид остается неизвестным нам, их образ и внешний вид не описаны. Как же показывают их и показывают ли оба сериала?

Версия 2023 года

Китайский сериал за режиссурой Яна Лэйя и Винсента Яна решился на то, что нам не дала книга, — показал внешний вид трисоляриан. И показал именно там, где это было возможно. Во время изучения информации, полученной Эвансом из Трисоляриса, спецслужбы землян узнали во всех подробностях о мире тех, кого ОЗТ звали Господом. Сериал достаточно подробно показал, как трисоляриане разворачивали протоны в разных проекциях, как создали софоны и как судили того самого трисолярианина, который принял первый сигнал, посланный Е Вэньцзе, и который послал предостережение, проигнорированное ею. Отчетливо виден план инопланетных захватчиков.

Версия 2024 года.

Сериал от Netflix не стал показывать нам внешний облик трисоляриан, однако Софон Томоку сообщает Томасу Уэйду и Цзинь Чэн, что внешний вид пришельцев едва ли понравился землянам. Софон в образе японской женщины с катаной появится лишь в третьей книге, однако как визуальный образ в игре «Три тела» она появилась уже в первом и пока единственном сезоне. В русском переводе ей дали имя Томоку, чтобы читатель не путал обычные софоны и Софон в теле андроида. В сериале её не нарекли определённым именем, но я буду называть её по привычке Томоку. Именно она сообщает информацию о вторжении и о том, как тормозится земная наука. Рассказ получился достаточно кратким, и зритель не узнает ни о неудачных попытках развернуть протоны, ни о судьбе трисолярианина-пацифиста. Лишь краткую информацию. А в конце пятой серии Софон разворачивается вокруг Земли и угрожает землянам видом огромного ока.

Однако в этот сериал вошли беседы трисолериан и Эванса, а также ввели отданный ими приказ об устранении Е Веньцзе, решившей намекнуть Солу Дюранду на то, как можно справиться с трисолерианами.

Продолжение следует

Видеоверсия