Найти тему
20,5K подписчиков

Про душевную черствость

700 прочитали

Мои размышления о жизни, доброте, сострадании, жертвенности.

Храмы Каргополя. Фото автора.
Храмы Каргополя. Фото автора.

Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса.

Эту статью я должна была написать еще вчера. Но, честно скажу, так и не смогла заставить себя. Начинала раз десять и снова отодвигала клавиатуру от монитора.

Два дня назад у меня была статья о том, на что можно пойти ради спасения близких людей. В ней поднимался тяжелейший моральный аспект - стОит ли отдавать всё в надежде, что случится чудо или , всё же, надо даже в такой ситуации действовать рационально, включая разум и просчитывая все возможные результаты.
Кто статью не читал, ссылку на нее оставлю в конце.

В качестве примера я рассказала историю моего земляка, молодого паренька Дмитрия, заболевшего тяжелым недугом.

Родные Димы объявили сбор денежных средств для лечения его в сопредельном государстве. Сумма немаленькая - более пяти миллионов.

Эту историю мне рассказала моя младшая дочь, которая была знакома с молодым человеком.

Я тогда сказала, что, наверное, уже ничего не сделать, раз официальная медицина поставила на его лечении точку. Но дочь сказала, что в такой ситуации надо всё продавать, собирать все ресурсы и пытаться что-то сделать.

Я её понимаю. Сама была такой лет тридцать назад. Альтруизм, эмпатия, жертвенность - были для меня в порядке вещей. Помочь всем, кто в этом нуждается, зачастую в ущерб себе и собственным интересам - это качество я унаследовала по материнской линии. Мама была точно такая же.

Но с годами пришло понимание, что, иногда, стОит включить разум. Стоит ли что-то делать, если твоя помощь не изменит ситуацию, а иногда даже навредит? Может, стоит отойти в сторону и дать событиям идти своим чередом?

В ситуации с молодым человеком чуда, на которое так надеялись родные, не случилось.

Еще пять дней назад был объявлен сбор средств и за сутки собрали почти миллион. Наша семья тоже перевела деньги. Подключили знакомых врачей, в том числе в областном центре и Петербурге. В Петербурге одна из клиник согласилась принять парня на лечение при условии, что он перенесет поездку. Выделили реанимобиль. Это всё было в субботу. И вдруг вечером в субботу объявили, что сбор средств приостановлен, Дима в тяжелом состоянии помещен в реанимацию. Как только его состояние стабилизируется, его увезут в Петербург.

Но чуда не случилось... Вчера ночью он скончался на руках у своей мамы, медсестры этой самой реанимации, которая дежурила в эту смену.

Для меня, честно скажу, итог сразу был ожидаем.

Я ничего не сказала по поводу того, что, скорее всего, зарубежная клиника, обещавшая родным надежду на спасение больного с терминальной стадией онкологии, просто хотела нажиться на горе людей, хватавшихся за соломинку.

Я очень давно живу на свете и мой жизненный опыт позволяет мне чаще всего делать правильные выводы из разных ситуаций.

Время. Было потеряно время.

Он болел два года, лечился стандартно. Может, тогда надо было объявлять сборы и искать лучшие клиники? Хотя, как мы знаем, и это часто не помогает.

Когда мне вчера дочь, плача, сказала, что ее знакомый скончался, я ответила, что, в принципе, это было ожидаемо. Дочь, со свойственным ей юношеским максимализмом, сказала: "И это ты МНЕ говоришь? Я никогда не стану черствой. Мне всех жалко!".

Я ответила, что мне тоже всех жалко, но в какой-то момент я поняла, что я не смогу спасти всех. Лучше помочь кому-то одному.

Не знаю, черствость ли это?

В детстве, юности, действительно, всех жалко. Всем хочется помочь, всех спасти.

Маленький человек - большое сердце. Большой человек - маленькое сердце.
Маленький человек - большое сердце. Большой человек - маленькое сердце.

В детстве на первом месте чувства. С возрастом разум начинает довлеть над чувствами. Начинаешь думать, а чем для тебя обернется сиюминутный порыв? Ведь за ним, обычно, следует ответственность. Ведь мы, действительно, в ответе за тех, кого приручили.

Еще в тему. Картинка из открытого доступа.
Еще в тему. Картинка из открытого доступа.

Раньше я всех бездомных кошек пыталась накормить и обогреть, взять к себе в дом или пристроить в добрые руки. Сейчас я, чаще всего, пройду мимо. Котёнка, наверное, не оставлю в беде, а взрослых не возьму. Жили как-то без меня и дальше проживут.

У моего мужа есть друг. Он много лет работал детским хирургом. В жизни было многого всяких ситуаций, в том числе и фатальных.

И вот он говорил, что он всегда спасал маленьких пациентов до последнего, но если видел, что сделать уже ничего нельзя, просто снимал перчатки и выходил из операционной. И по другому нельзя. Если жалеть каждого и умирать с каждым, очень быстро сам отправишься следом.

Да, с возрастом мы становимся, может быть, не черствыми, но более равнодушными. Сложно тратить душевные силы, если тебе самому их не хватает. Может, это только у меня так. Но жизнь каждый день так бьёт по чувствам, что, кажется, сердце уже покрылось какой-то защитной коркой.

Сегодня день памяти моей лучшей подруги. 25 лет назад она тоже сгорела от скоротечного рака. Красивая, яркая молодая женщина, учитель музыки в музыкальной школе, мать десятилетней дочери. Ушла в самом расцвете лет - 33 года. Страшная трагедия, когда ребенок остается без матери. Её дочь вырастила ее мама, бабушка девочки.

Я рассказывала историю подруги в ранних статьях. Кому интересно, можно почитать по ссылке ниже. История, кстати, тоже про самопожертвование.

На прошлой неделе я два раза ездила в церковь, ставила свечи всем моим безвременно ушедшим близким за упокой. И ставила свечи за здравие и избавление от тяжелых болезней. Хочу верить, что мои молитвы помогут.

Берегите себя. Анфиса.

Начало разговора здесь: