Найти тему
АиФ Воронеж

Пилить или помиловать? Судьбу воронежских деревьев будут решать приборами

   Пилить или помиловать?
Пилить или помиловать?

Воронеж часто сотрясают скандалы по поводу массовой вырубки или злостного уничтожения деревьев, когда их «случайно» портит дорожная техника или неизвестные сверлят в стволах дыры, надеясь «расчистить» участок под очередную высотку.

Вместе с тем, как заявляют чиновники, ежегодно в городе высаживают более 5 тыс. саженцев. Правда, полноценными деревьями они станут лишь лет через 15-20, если, конечно, выживут.

На УЗИ-диагностику

Основной зелёный фонд Воронежа – это старые насаждения. Упавшие после ураганов деревья у нас – не редкость. Так, за два года причинённый ущерб от обломившихся стволов и веток составил более 8 млн рублей – суд удовлетворил все 49 исков воронежцев к муниципалитету.

«Дерево может быть с виду красивое, но при этом оно способно нанести вред здоровью и жизни человека, - говорит руководитель управления экологии Воронежа Галина Воробьева. – Помню, как в начале июня 2020 года в Центральном парке огромный и зелёный дуб упал на детскую площадку. Хорошо, что было ранее утро – на площадке никого не было. Можно нас критиковать и за то, что в прошлом году мы попилили в Центральном парке на вид здоровые деревья. Но мы привлекали специализированную компанию, которая обследовала деревья и дала своё заключение. Мы посчитали, что в данном случае безопасность людей – прежде всего».

Сейчас аварийные деревья выявляют «на глазок» - при визуальном осмотре. Но уже в мае в управление экологии Воронежа поступят приборы – резистограф и томограф, с помощью которых можно будет с 90-процентной точностью понять, что происходит с деревом.

«На данный момент мы определяем аварийность по внешним признакам: наличию сухобоин или грибов, под которыми обычно не понятно, насколько глубоко развился процесс деградации древесины, - поясняет советник мэра города Вячеслав Минаков. – Благодаря приборам на экране монитора мы увидим срез с дефектами ствола. Резистограф работает по методу сверления: в зависимости от оказываемого на сверло давления, определяет прочность древесины. Томограф действует как УЗИ-аппарат: не повреждая дерева, он способен выдавать трёхмерную картинку состояния корневой системы».

Режут по живому

Кстати, считается нормальным, если 10 процентов саженцев не приживётся. Однако делать ставку только на молодые деревца не приходится.

«Как рассказал один профессор из лестеха, нынешние возрастные деревья росли и укоренялись, когда антропогенная нагрузка была маленькая. Так что не факт, что сейчас приживутся все молодые деревца. К тому же растут они долго, и часто не выживают, особенно у магистральных улиц, где большой поток машин», - отмечает Вячеслав Минаков.

При этом большинство клёнов, которые посадили на проспекте Революции взамен старых лип, по словам Галины Воробьёвой, чувствует себя хорошо и дало прирост. А из 27 лип, которые «переехали» на Московский проспект в продолжение Аллеи Славы, лишь одна погибла, будущее ещё одного дерева пока под вопросом.

Вообще, по словам экологов, они «бьются за каждое дерево». Например, при масштабном ремонте городских коммуникаций всегда смотрят, какое насаждение можно перенести или как для этого изменить ход работ. К тому же нынешние методы горизонтального наклонного бурения позволяют бестраншейным способом проходить под корнями.

И даже стареющему дереву важно дать второй шанс, вовремя проведя омолаживающую обрезку. Правда, в неумелых руках даже простая обрезка может оказаться губительной.

«Управляющие компании зачастую нанимают неквалифицированных рабочих, - считает Вячеслав Минаков. – Им скажут сделать санитарную обрезку, то есть удалить сухие ветки, а они сделают омолаживающую. И люди вместо зелёного двора утром увидят голые стволы. Ладно, если это тополя или вязы – они отрастут, а липы или каштаны, скорее всего, погибнут. Эта большая проблема. И мы должны заняться этим вопросом, иначе вскоре останемся без деревьев во дворах».

В тему

220 кв. м зелёных насаждений на одного жителя Воронежа насчитали в управлении экологии. Правда, в эту цифру включили не только парки и скверы, но и не облагороженные посадки, придомовую территория, а также площадь Центральной усадьбы биосферного заповедника в пос. Краснолесный, который относится к Железнодорожному району. При этом озеленённость придомовых территорий наших новостроек по-прежнему недостаточна или вовсе отсутствует.