Manor Lords - градостроительный симулятор в стиле средневековья с элементами стратегии. В первой части отметили добродушность горожан на рынке, проследили за строительством церкви, поговорили о сельском хозяйстве, полюбовались на красоту времен года и подсмотрели за охотником. Здесь затронем тему производственных цепочек, экономики и войны.
Производство
В Manor Lords можно производить инструменты, кожу, ткань, черепицу и краски. Для изготовления инструментов нужны железные заготовки. Их крестьяне делают с помощью горна. Железные заготовки нужны и ремесленникам. Они делают в своих мастерских копья, клинки и древковое оружие.
Черепицу производят из глины в печи для обжига. Черепица нужна для повышения уровня хозяйств до 3-го уровня и перестройки церкви с деревянной на каменную.
И железную руду, и глину крестьяне добывают в карьерах, которые нужно строить на месторождениях этих ресурсов. Месторождения, как правило, конечны, т.е. количество ресурсов ограничено и исчерпается со временем. Однако есть богатые залежи. В них количество ресурса неограниченно.
Кожу производят из шкур на сыромятне. Шкуры получают с убитых на охоте животных.
А вот ткань получают из льна. Краски для ткани делают из ягод. Ягоды растут только в лесу и только в специально обозначенных местах. Их нельзя вырастить на своем придомовом участке. Грустно, что в средние века люди не умели и не знали, как выращивать земляничку-клубничку. В Европе разводить эти ягоды начнут только в XVIII веке.
Доски получают из древесины, которую добывают дровосеки. По мере вырубки леса, количество деревьев уменьшается. Но не спешите организовывать эко-акцию! Можно построить хижину лесников и они будут высаживать новые деревья. Чудесно! Кстати, деревья растут довольно быстро.
Сельское хозяйство (часть 2)
В Manor Lords можно разводить скот - овец. Овцы дают шерсть, из которой крестьяне могут шить одежду. Овец можно купить в пункте торговли скотом.
Еще немного про поля. Крестьяне могут обрабатывать их с помощью волов. Пшеница служит источником пищи. Из нее делают муку, а из муки хлеб. Хлеб продают на рынке. Ячмень служит источником ресурса для солодильни. Произведенный солод используется ремесленниками для производства эля. Эль нужен для работы корчмы. Без нее не получится улучшить хозяйства до 3-го уровня.
Б-ззззз... Слышите? Это пчелки? Конечно! Крестьяне могут добывать мед на пасеке. Их может быть всего две на один регион.
Потратив очки развития, можно специализировать регион на сельском хозяйстве. Например, крестьяне могут выращивать фруктовые сады или заниматься разведением овец. Да-да, без специального навыка овцы сами по себе не размножаются. Вот такие необычные средневековые овцы! Можно выращивать рожь. Эта культура похожа на пшеницу, правда менее требовательна к плодородности почвы. Сельское хозяйство действительно разнообразное в мире Manor Lords!
Экономика
Основное средство платежа - достаток региона. Достаток региона зависит от хозяйств: чем их больше и чем выше их уровень, тем больше очков вы получаете. За эти очки можно развивать хозяйства, предоставляя возможность крестьянам на своих участках выращивать огород, разводить кур или коз, производить оружие, доспехи, эль и другие важные для поселения товары.
Однако собственным производством все же не обойтись. Важно налаживать торговые отношения с соседями и продавать свои излишки. Центром внешней торговли является фактория. К ней то и дело подъезжают груженные товарами тележки.
Войны
Знаете почему средневековье темное? Потому что, во-первых, еще не изобрели фонарики, а во-вторых, налеты разбойников и амбициозных соседей не позволяли порядочным гражданам бросить топоры и щиты, чтобы взяться за познание мира вокруг себя. Разбойники могут доставить вам определенные неудобства. Главное из них - это смерть мужского населения. Отряды состоят из мужчин и они, к сожалению, могут пасть от меча супостата.
Чем еще угрожают вам разбойники? Они парализуют работу в деревне. Крестьяне бросают все свои дела и прячутся по домам, попутно истошно вопя. А разбойники тем временем бегают по деревне и устраивают пожары. Пожар разрушает здания постепенно. Видно, как обрушается кровля и стены, пока от дома не останется горстка пепла. Картинка красивая, ситуация страшная!
Масштабы пожара могут поражать своими размерами. Может гореть буквально вся деревня! Крестьяне пытаются обуздать силу огня, выплескивая воду ведрами. К сожалению, отмечено, что все эти попытки тщетны. Все равно все сгорит! Не спешите расстраиваться! Сгоревшие постройки можно отстроить заново. Но! Если сгорит хозяйство 2-го уровня, у которого была специализация, то оно восстановится без последнего.
Еще несколько слов о войнах. В Manor Lords вы можете собрать отряды разного типа: лучников, пикинеров, пехотинцев и копейщиков. Дружинников можно персонализировать: дать боевое прозвище и подобрать цвета для доспехов.
Для каждого типа отряда нужно свое оружие и снаряжение. Снаряженные воины в доспехах выглядят симпатично. Каждый воин держит в руках щит и оружие. Щиты разного цвета и шлемы разной формы. Каждый воин уникален!
Бой длится в игре какое-то время. Наблюдать за ним приятно. Можно заметить стрелы, застрявшие в щитах врагов. Воины издают воодушевляющие возгласы, слышен лязг металла.
Политика и управление
Политика главным образом представлена притязаниями соседей на ваш регион, и вашими притязаниями на регионы соседей. Как вы помните, одна из целей игры завоевать все карту. Пока находится в разработке возможность взаимодействовать с соседними феодалами, например, писать им письма. Кроме взаимодействия с внешними врагами и разбойниками необходимо управлять изнутри своим поселением, посредством налогов и указов. Указы, можно сказать, недоступны, так как находятся в разработке. А вот налоги можно назначать уже сейчас. Управление поселением лорд осуществляет из своей усадьбы.
Усадьбу можно улучшать, возводя пристройки. Можно обнести усадьбу забором, подвести дорогу, построить сторожевые и внешнюю башни, налоговую службу. Несколько слов о налогах. В игре 7 видов налогов. Не злоупотребляйте! Введение податей снижает одобрение.
Что это?
Маленькая деталь, которая привела меня в восторг. На карте отображается ваша застройка и проложенные дороги. Ну верно средневековая деревушка!
А еще...
По своей деревушке можно прогуляться. Восторг!