В своей работе преподавателя китайского языка я постоянно сталкиваюсь с проблемами с лексикой (а точнее с её запоминанием) у студентов высоких уровней. Такая ситуация просто повальная, студент приходит подготовиться к экзамену HSK за месяц или два, мы работаем над скоростью решения заданий, над точностью ответов, но в итоге получается, что мы целый урок отводим на то, чтобы студент вообще хоть что-либо понял. Да, конечно, здесь присутствует важный момент того, что студенты любят себя переоценивать и идут сдавать уровень, на котором они не разговаривают. Но с другой стороны, извините за мой французский, какого лешего студент учит язык от 2 лет и более, а до HSK5 как кое-чем до Берлина.
Я вам сразу дам ответ: студентов вообще не учат, как "правильно" учить язык, чтобы действительно его знать и на нём разговаривать. Обо всех этих моментах мы поговорим в следующий раз, а сейчас мы поговорим об одном из этих аспектов - а именно о иероглифике, которую, бедняжку, очень любят обижать некомпетентные преподаватели.
Что такое ключи?
Это графемы, то есть устойчивое сочетание черт, которые несут в себе смысл, поэтому если такой ключик вы добавите в определенный иероглиф, вы получите новые смыслы. Самые базовые примеры:
亻человек + 木 дерево = 休 отдых (человек отдыхает у дерева)
又 рука + 隹 короткохвостая птица = 难 сложно (сложно поймать птицу рукой, особенно если хвост короткий)
Этих ключей всего-то 214, а если искать о них информацию на кит ресурсе, то самых распространенных вообще 80. Чтобы понять ключи и почему они образуют именно такие смыслы при соединении, нужно понять, что все эти ключи созданы в древности и отражают древнюю культуру и быт китайцев, а это дает еще и дополнительные глубокие знания о китайском мышлении. К тому же, большинство этих ключей может быть самостоятельным иероглифом, например, рука может встречаться внутри иероглифов, имеющих значение действия с рукой, а также может обозначать руку по себе. Так в чем проблема их учить?
手 - рука
手/扌рука внутри иероглифов: 看 смотреть (рука над глазом), 拿 брать, 打 бить, 推 толкать, 摘 срывать, 撕 разрывать на клочки.
Конечно, не все иероглифы можно так легко объяснить через ключи, но согласитесь, китайцы тоже не дураки, чтобы придумать ключи а 3000-4000 лет какой-то блоггер скажет, что это не нужно. Существуют и видоизменённые и иероглифы, в которых так легко значение не объяснишь, но как минимум, записывая такой иероглиф, вы чётко понимаете, что там не хаотичные крючки, а всего лишь пару составных частей. Сами китайцы обращают внимание на важность изучения ключей, потому что с ними изучение действительно становится проще.
В чем беда?
На днях мне попалось видео очередного блогера, который рассказывал о том, что А) изучение ключей влияет на мотивацию студента учить китайский язык на начальном уровне, ведь на начальном уровне нужно побыстрее схватиться за мотивацию и учить как можно больше лексики В) ключи – это не язык и пригодятся они только на продвинутом уровне и только, чтобы искать иероглифы в словаре С) ни один преподаватель не будет объяснять значения каждого иероглифа, потому что это бессмысленно и не помогает запоминать иероглифы D) студенты и сами потом увидят закономерность в иероглифах и это намного кайфовее, чем вам разжуют всю информацию преподаватели, которые за это получают деньги.
Давайте поговорим об опасности таких преподавателей для вашего времени и кошелька, ну и мотивации в том числе:
А) Одна из главных ошибок как преподавателей, которые сами то и не выучили язык на должном уровне, так и начинающих студентов, который до этого не изучали иероглифику и не понимают разницы в изучении с английским, французским и иже с ними - ну нельзя на начальном уровне сразу схватиться за огромный пласт лексики и забить на базу китайского языка. Китайский язык не похож на другие, как минимум вам нужно привыкнуть к другому устройству языка, у китайского языка непростая фонетика и в конце концов иероглифика, у которой есть система. Если вы не усвоите систему языка в первый месяц, вы сойдете с дистанции изучения уже в первые полгода. Если вы без фундамента сможете как-то дойти до среднего уровня на 💩 и палках, то дальше проблем будет ещё больше - вы просто не сможете поглощать огромное количество лексики, так как ваш мозг не помещает различные корючки, а если бы вы знали и классифицировали все эти корючки по правилам, мозг бы имел четкую структурную работу. Страшнее не в начале потерять мотивацию, она будет, даже если весь месяц не учить лексику, страшнее потерять ее потом и с этой мотивацией потерять еще и время.
В) Второй пункт чётко выходит из первого, ключи нам нужны на начальном этапе обучения, чтобы потом на высоком вы занимались только наращиванием лексики. Ключи - это база, это кирпичики, которыми вы строите фундамент. Фундамент в конце не закладывается, поэтому из таких преподавателей и не получилось отличных строителей.
С) Cразу видно, что преподаватель сам языка не знает, грамотный преподаватель сможет объяснить вам значение иероглифа, а если он этого не знает, он готовится перед уроком, потому что это его прямая обязанность. И ещё раз, ключи помогают запоминать иероглифы и более того, они облегчают жизнь именно нам – преподавателям.
D) Студенты не увидят сами закономерность, пока, извините за выражение, вы не ткнете носом студента в эту закономерность. Как студент с нулевой базой должен "почувствовать" закономерность, если для него иероглифы – это хаотичные закорючки....
А в общем, сейчас в интернет сообществе наблюдается две тенденции: тенденция на курсы по фонетике, что обязательно важно как воздух, но вообще повальное игнорирование письменности, а ещё тенденция на преподавателей, которым и самим поучиться бы сначала китайскому. Очень жаль, что на данный момент существует тенденция деградации изучения языка, преподаватели не стремятся дать глубину знаний, читать стихи "не модно", зато мат учить - да!
Простите за мой нафталин, с любовью, ваша старушка Мама Лаб!
Записаться на курс нуля можно в запрещенограмме или VK!