В словарях по искусству начала 20 века встречаются термины «модерн», «модернизм» и «авангард». На первый взгляд они кажутся синонимами. Попробуем выяснить, почему это не так.
Модерн
Модерн — это художественный стиль, возникший в конце 19 века. Он быстро разошелся по всей Европе и получил много местных названий: во Франции — ар-нуво (с французского «новое искусство»), в Италии — стиль либерти (по имени итальянского торговца искусством), в Австрии — сецессион (по названию объединения молодых художников). В России эстетика модерна была близка художникам, входившим в объединение «Мир искусства», — это Михаил Врубель, Константин Сомов, Лев Бакст, Валентин Серов. Век модерна оказался недолгим: он исчез с началом Первой мировой войны.
До модерна в искусстве царила эпоха смешения стилей: в одном произведении могли присутствовать элементы классицизма, готики, барокко. Гармоничный и изящный модерн стал ответом на грузные формы прошлого. Вместо строгих линий классицизма — округлые и плавные, вместо искусственного излишества барокко — естественные, природные формы. Создатели модерна целенаправленно делали жизнь в искусстве красивее, чем в реальности. Поэтому для модерна характерны:
- обилие декоративных элементов и частое обращение к орнаментам;
- растительные мотивы, самый популярный из которых — вьющееся растение;
- тягучесть, плавность и округлость линий и форм;
- использование аллегорий и символов: распространенный в модерне образ — земная девушка, олицетворяющая богиню.
Известные имена и произведения стиля модерн:
- чешский художник Альфонс Муха — серия «Времена года», афиша к спектаклю «Жисмонда»;
- австрийский живописец Густав Климт — «Поцелуй», «Даная», «Золотая Адель»;
- испанский архитектор Антонио Гауди — Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) и Дом Мила в Барселоне;
- русский зодчий Федор Шехтель — Ярославский вокзал в Москве;
Модернизм
Модернизм — это не художественный стиль, а понятие, объединяющее несколько течений в искусстве конца 19 и начала 20 века. Относящиеся к модернизму направления противопоставлялись классическому искусству и имели общие отличительные черты:
- эксперименты в области цвета, формы и техники;
- отказ от реализма в пользу изображения эмоций и чувств, переменчивости природы;
- изображение сюжетов, которые раньше считались «недостойными» в живописи: индустриальные пейзажи, нагое тело обычных женщин, а не древнегреческих богинь.
Модернистские течения были нацелены на обновление искусства, но шли к этому разными путями, использовали разные художественные инструменты. Поэтому под «зонтиком» модернизма обнаруживаются очень непохожие друг на друга направления и мастера:
- импрессионизм — Клод Моне, Камиль Писсарро, Пьер Огюст Ренуар;
- постимпрессионизм — Винсент Ван Гог, Поль Сезанн;
- фовизм — Анри Матисс, Андре Дерен;
- экспрессионизм — Эдвард Мунк, Эгон Шиле;
- сюрреализм — Сальвадор Дали, Рене Магритт;
- кубизм — Пабло Пикассо, Жорж Брак;
- футуризм — Давид Бурлюк, Джакомо Балла.
Авангард
Авангард — это тоже обобщающее понятие, выстроенное вокруг нескольких течений искусства начала 20 века. Но модернизм — термин более широкий и емкий, в него входит больше стилей, чем в авангард. Например, импрессионизм — это уже модернизм, но еще не авангард. При этом многие стили одновременно являются модернистскими и авангардными. А многие художники пробуют себя в разных направлениях: например, в наследии Казимира Малевича, кроме супрематизма, можно найти импрессионизм и кубофутуризм, в творчестве Натальи Гончаровой — кубофутуризм, лучизм, неопримитивизм.
Модернисты и авангардисты бросили вызов академизму и классическому искусству, дали свободу творцу. Авангардные течения максимально радикальны в своем стремлении порвать с традициями и методами старого искусства — настолько, что до сих пор далеко не все соглашаются считать произведения авангардистов живописью, искусством (как, например, «Черный квадрат» Малевича). Грань между понятиями тонкая, но авангарду в большей степени свойственны:
- экспериментальность живописи — авангардисты желали уничтожить старое искусство и выстроить на пепелище что-то новое;
- отказ от реалистичности, а часто даже от минимального сходства картин с реальностью — живопись авангардистов стремится к беспредметности (когда трудно или невозможно сказать, что изображено на полотне);
- попытки с помощью искусства изменить общество, воспитать человека будущего.
К авангарду относят:
- супрематизм — Казимир Малевич, Иван Клюн;
- кубофутуризм — Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова;
- лучизм — Михаил Ларионов, Наталья Гончарова;
- линиизм — Александр Родченко;
- примитивизм (неопримитивизм) — Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Марк Шагал;
- конструктивизм — Эль Лисицкий, братья Веснины.
Расцвет авангарда в России совпал с периодом, когда российское еврейство, получив свободу от черты оседлости, начало развивать национальную культуру. Известные еврейские художники адаптировали достижения модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства». Этому периоду посвящена организованная при поддержке банка ВТБ выставка «Еврейский авангард: Шагал, Альтман, Шеренберг и другие» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.