Найти в Дзене
Gem Space Media

Ли Бинь: “С первого дня мы видим себя глобальным стартапом”

Оглавление

Биография Ли “Уильяма” Биня: предпринимателя, миллиардера, одного из основоположников китайской индустрии электромобилей, основателя и руководителя NIO

“Будущее бренда или компании зависит не столько от продукта. На самом деле его определяют люди, которым они предоставляют свои услуги.” (с) Ли Бинь

*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*

Ли Бинь
Ли Бинь

Китайская автомобильная промышленность вызывает бурные дискуссии. Одни ругают ее за вторичный дизайн, материалы, сборку, другие хвалят за интересные идеи, относительно низкую стоимость и интегрированность в “умную” экосистему. Но нельзя отрицать одного – она развивается невероятными темпами, особенно, если вспомнить тот факт, что первый легковой автомобиль появился в КНР в 1958 году, а владеть личным транспортным средством частным лицам было разрешено партией только в 2000-м.

Тогда же начали появляться негосударственные компании-производители, то есть, можно сказать, что китайскому автомобильному бизнесу всего примерно четверть века. В 2008-м в Поднебесной появился первый электромобиль, выпущенный BYD. А спустя всего 6 лет интернет-предприниматель Ли Бинь откроет стартап NIO, приступит к разработке спортивных и премиум-класса моделей электромобилей и составит достойную конкуренцию Tesla Motors на рынке своей страны. И, традиционно, яркого, харизматичного и склонного к эффектным жестам бизнесмена называют “китайским Илоном Маском”, но насколько сравнение справедливо?

“Я с детства счетовод”

“Либо зарабатывай быстрые деньги, либо делай задел на будущее. Хороший бизнес – это зарабатывать деньги сегодня и зарабатывать еще больше завтра.” (с) Ли Бинь

Пейзажи провинции Аньхой
Пейзажи провинции Аньхой

Так, по его собственным словам, думал Ли Бинь, когда помогал бабушке ухаживать за коровами и учился у дедушки вести бухгалтерию. Он родился 9 августа 1974 года в провинции Аньхой. Его отец и мать переехали в город на заработки, оставив его в деревне под присмотром родственников. Едва Биню исполнилось семь лет, они начали откладывать деньги на образование сына. Поэтому, после окончания школы юноша смог поступить в Пекинский факультет на факультет социологии.

Яркий молодой человек отлично учился, его практически сразу назначили старостой курса. Ли водил однокурсников в поход на Великую Стену, организовывал общественно-полезные мероприятия. Пока не заболел. Он пролежал в больнице месяц, а когда вернулся, то узнал, что его сместили без уведомления. Тогда Бинь понял, что всегда надо иметь запасной план и взял дополнительные курсы по юриспруденции и информатике. За одну сессию он сдал 17 экзаменов и стал единственным системным аналитиком среди студентов-гуманитариев Пекинского университета.

“Серийный” предприниматель

“Объективно говоря, давным-давно в Китае были мошенники, которые недостаточно уважали интеллектуальную собственность. Но сегодня я не вижу, чтобы кто-либо из крупных владельцев интеллектуальной собственности в США обвинял Китай в плагиате.” (с) Ли Бинь

Ли Бинь
Ли Бинь

Первое собственное дело – консультации и услуги программиста – Бинь открыл еще во время учебы. После окончания ВУЗа он пробовал себя еще в нескольких областях, пока один из проектов, BitAuto, не принес ему долгожданный успех и большие деньги. В 2000-м он запустил платформу продажи-покупки подержанных автомобилей. Стартап привлек большие инвестиции и в 2010-м вышел на рынок ценных бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже. Он был оценен в $1 млрд. Спустя три года, в 2013-м, Ли продал компанию за неразглашаемую сумму.

Создание NIO

“ Если Tesla – супермодель, то NIO – это девушка, живущая по соседству.” (с) Ли Бинь

Ли Бинь
Ли Бинь

В переводе с китайского, аббревиатура NIO расшифровывается как “грядущее голубое небо”. Правда, изначально стартап носил не такое поэтичное имя. Организация называлась NextEV. Ли запустил ее на средства, вырученные от продажи BitAuto. Его интересовало производство автомобилей и проблемы загрязнения окружающей среды, которые на фоне “новой промышленной революции” обострились до крайности, поэтому выбор бизнесмена пал на рынок электромобилей.

В качестве рекламы стартап заключил спонсорский контракт с командой “электрической” серии гонок Formula E China Racing, которую представлял сын знаменитого Нельсона Пике, трехкратного чемпиона Formula 1, Нельсон Пике-младший. Команда победила, а компания получила широкую известность. Впоследствии NIO купила China Racing и работала с ней над новым оборудованием.

Нельсон Пике-младший
Нельсон Пике-младший

С момента запуска в NIO инвестировали такие крупные компании, как Tencent, Baidu, Sequoia China, Lenovo. Первая модель, спортивный электромобиль EP9, был запущен в производство в 2016-м году. Это был двухместный автомобиль, оснащенный четырьмя двигателями и способный разгоняться до 100 км/ч за 2,7 секунды, а до 200 км/ч за 7,1 секунды. Максимальная скорость, которую развивал спорткар – 313 км/ч. Машина была создана специально для гонок Formula E и стоил $1,48 млн. EP9, пилотируемый Питером Дамбреком, преодолел трассу Нюрбургринг (5,1 км) в Германии за 6,46 минут. Всего было выпущено 16 штучных экземпляров, а модель была снята с производства в 2019-м году.

Спортивный автомобиль NIO EP9, первая модель компании
Спортивный автомобиль NIO EP9, первая модель компании

В 2017-м был открыт первый “Дом NIO” в Шанхае. Это был не просто стандартный офис продаж, а действительно клуб для покупателей. Дело в том, что Ли решил отказаться от дорогих спорткаров, а перейти к серийному производству автомобилей массового (для тех, кто может себе это позволить) спроса. К такой стратегии его подтолкнуло общение с представителями любимой Audi в Мюнхене. Бинь уже владел несколькими машинами этой марки и, вместо того, чтобы отнестись к нему как к постоянному клиенту, разбирающемуся в автомобилях, сотрудники начали агрессивно продавать бизнесмену уже имеющуюся у него модель. Тогда он принял стратегическое решение: его компания будет относиться к клиентам как к членам семьи, а не как к безликим объектам продаж.

NIO идет вперед

“В торговой войне не может быть победителя. Я считаю, что разумный мировой лидер должен обладать мудростью, чтобы избежать торговой войны, а не провоцировать ее.” (с) Ли Бинь

Ли Бинь дает сигнал к торгам на Нью-Йоркской фондовой бирже, 2018-й
Ли Бинь дает сигнал к торгам на Нью-Йоркской фондовой бирже, 2018-й

В 2018-м NIO подала заявку на публичное размещение акций на сумму $1,8 млрд и запустила вторую, более традиционную, модель – ES8, которая представляла собой кроссовер, способный вмещать до семи пассажиров. Для нее были впервые открыты станции Power Station Swap, на которых клиенты могли не заряжать аккумулятор, а просто поменять его за три минуты. Ли назвал такую политику “аккумулятор как услуга”.

Но не все проходило так гладко, как хотелось бы. 2019-й поставил NIO на грань банкротства. Проблема заключалась в том, что из-за дефекта, способного вызвать короткое замыкание, компании пришлось отозвать проданные автомобили для ремонта. В том же году NIO представила следующую модель ES6 – пятиместный внедорожник. Аккумуляторы CATL с низким содержанием кобальта поставили ее в один ряд с Tesla по эффективности, но в более низком ценовом сегменте.

Станция замены батарей ES8
Станция замены батарей ES8

Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020-м NIO показывала устойчивый рост. Была запущена в продажу следующая модель EC6, представляющая собой комбинацию купе и кроссовера, с запасом хода 615 км. Помимо непосредственного производства автомобилей, компания выпустила специальный смартфон NIO для управления электромобилем, со встроенным приложением, с помощью которого владелец машины может написать о своих проблемах, выдвинуть предложения и любая информация непосредственно достигнет Ли Биня.

ET7, люксовый седан, вышел на внутренний рынок Китая в марте 2022 года, где он составил прямую конкуренцию Tesla Model S. Он оснащен новым аккумулятором EV, возможности которого продемонстрировал сам Ли Бинь. Бизнесмен в прямом эфире совершил 14-часовое путешествие из Шанхая в Сямынь без подзарядки и замены батареи. Уровень заряда после 1044 км в пути показал 3%, но финальная точка была достигнута. Цена электромобиля $68 тыс., при этом Tesla Model Y на рынке КНР составляет приблизительно $40 тыс.

ET9 стряхивает с себя снег
ET9 стряхивает с себя снег

В конце декабря прошлого года в “Доме NIO” прошла презентация автомобиля представительского класса ET9. Он оснащен двумя электродвигателями, запас хода на одной зарядке 255 км. Немного, но он обладает некоторыми примечательными качествами: умеет стряхивать с себя снег, почти как собака, и оснащен системой подвесок, которая позволяет проехать по ухабистому участку дороги с пирамидой из пяти бокалов шампанского, не расплескав ни капли. Эффектный трюк. Предварительная стоимость модели $112 тыс. Пока это самый дорогой электромобиль на рынке КНР. Он поступит в продажу в 2025-м году.

Сомнения инвесторов и энтузиазм потребителей

“Мы надеемся, что во второй половине следующего года мы сможем предпринять предварительные попытки в некоторых странах, которые приветствуют развитие сектора электромобилей.” (с) Ли Бинь

Концепт NIO, представленный в Нью-Йорке во время IPO
Концепт NIO, представленный в Нью-Йорке во время IPO

В первую очередь, инвесторов и аналитиков смущает масштабирование NIO вне пределов КНР. Все дело в бизнес-модели, которая основана не на зарядных станциях, а на системе замены батарей. Довольно сложно и очень дорого развернуть подобную сеть, даже, к примеру, в Германии. Во вторую – сомнительные перспективы электромобилей премиум-класса, которые очень дороги, и этот сегмент терпит убытки.

Тем не менее, владельцы автомобилей NIO, особенно представители молодых высокооплачиваемых специалистов в Китае – большие энтузиасты марки, которые ежегодно собираются на корпоративные праздники с участием знаменитостей и являются живой рекламой компании. Об этом говорит повышение продаж в конце прошлого года на 33%. Но BYD по-прежнему лидирует, а вот Tesla China уже есть о чем задуматься.

Ванг Чжи
Ванг Чжи

О личной жизни нашего героя информации немного. Он женат на Ванг Чжи, ведущей телевизионных программ на телеканале CGTN. У пары двое детей. Личное состояние бизнесмена оценивается экспертами в $2,4 млрд. Известно, что он обожает и коллекционирует автомобили, прекрасно в них разбирается и не прочь иногда принять участие в гонках, тратит деньги на решение экологических проблем своей страны и образование для детей из бедных аграрных районов. А вот схож ли его путь с Илоном Маском – вряд ли. Ли Бинь преследует более земные цели.

Читайте также:

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!