170 лет назад, 15 (27) марта 1854 года, Великобритания и Франция вступили в Крымскую войну. Таким образом против России оказалась коалиция государств в составе Турции, Англии, Франции и Сардинии. До революции войну эту называли «Восточная», но сейчас она известна как Крымская. Еще когда она шла, о ней начали складываться мифы, и некоторые из них сохраняются до сих пор. Об этом и о других связанных с этим историческим событием вопросах «Секретным материалам» рассказал историк Антон Кизим.
- В советских учебниках истории царское правительство обвинялось в развязывании этой войны. Говорилось, что ее несправедливый характер стал одной из причин поражения России.
- Это зависит от того, какие войны считать «справедливыми». Забавно, но в концепции «проигранных войн», созданной в атеистическое советское время, есть что-то похожее на библейский взгляд. Если в Библии говорится, что поражения — это наказание за нарушение воли Божьей, то в советское время говорили, что неудачные войны были «чужды народу». Если в Библии говорилось о вине властей в уходе от истинного Бога, то в советскоe время говорилось о вине властей в развязывании ненужной войны. В частности, это говорилось и про Крымскую войну, в которой обвинялась власть в лице Николая I.
Однако первый шаг в конфликте сделал французский император Наполеон III. Он потребовал от турецкого султана Абдула-Меджида I, чтобы тот передал ключи от Гроба Господня и Вифлеемской пещеры католической общине, забрав их у православных. Султан выполнил это требование. Россия потребовала вернуть ключи православным и издать указ, гарантирующий их права, чтобы избежать повторения ситуации. Султан ключи вернул, но указ о гарантиях издать отказался. Это привело к тому, что российские войска заняли территорию Дунайских княжеств, чтобы надавить на султана. Что часто называют причиной для войны, но «вежливая оккупация» княжеств не обязательно должна была привести к ней. Во всяком случае, Николай считал, что даже с одним союзником Турция не решится на войну, вот только царь не учел, что Турцию поддерживает не только Франция.
- То есть, он все-таки принял неверное решение?
- Да, у него были просчеты. Он не знал, что Россия окажется в политической изоляции. Но, увидев готовность европейцев поддерживать Турцию, он сделал все, чтобы войны избежать. Об этом говорит случай с так называемой «венской нотой». Для урегулирования конфликта представители Англии, Франции, Пруссии и Австрии собрались в Вене и подготовили компромиссный документ, где были условия, которые должны были выполнить Россия и Турция. Россия Венскую ноту приняла, а вот Турция выдвинула свои условия. Россия отказалась их принимать, и тогда Турция объявила войну. Кто виноват? По мнению Англии и Франции (а также – советских учебников), Россия. Ну что ж, логично…
- Как развивалась война на первом этапе?
- Англичане и французы высадились на Балканах, которые вполне могли стать основным театром военных действий. Но под давлением Австрии русские войска оставили Дунайские княжества. В целом, тогда был шанс отделаться малой кровью и начать переговоры. Но Англия и Франция вторглись на российскую территорию, организовав высадку в Крыму.
- Так правы ли советские историки, называвшие эту войну «ненужной»?
- Во-первых, если называть ненужной борьбу за права и за освобождение православных подданных турецкого султана, то тогда называть так надо и почти все наши войны с Турцией, которые мы, как известно, выигрывали. Во-вторых, основную часть войны русские войска защищали свою территорию. Севастополь был русским городом, как и многие другие города, которые во время этой войны бомбардировали английские корабли – Петропавловск-Камчатский, Кола, Свеаборг, Таганрог…
И если уж ставить вопрос о «ненужности», то тут скорее интересно посмотреть на наших врагов. За что воевали солдаты Англии и Франции? Эти страны не граничили с Россией и не могли захватить территорию для себя. Контрибуция тоже была маловероятна. Так ради чего их солдаты умирали?..
- И ради чего же?
- Французы – исключительно чтобы взять реванш за поражение Наполеона Бонапарта. Победа давала политический рейтинг Наполеону III. Англия боялась, что Турция может быть захвачена Россией, что приведет к ее усилению и нарушению равновесия. Причем большинство англичан эту политику не понимали: если у нас позже будут писать, как с нашей с армией было все плохо, то в Англии уже во время войны газеты писали, как все было плохо с ее армией.
Между тем в 1820-х годах англичане и французы сами помогали греческим повстанцам, разгромив турецкий флот при Наварине, и в 1829 году многие в Европе аплодировали Николаю за его победу над турками, которая дала грекам независимость. Но уже весной 1854 года англичане и французы организуют высадку десанта в Греции, чтобы заставить греческого короля отказаться от намерения помочь России и бороться за оставшиеся в Турции греческие регионы. Теперь европейцев почему-то заботила не борьба греков за свободу, а территориальная целостность Османской империи…
Кстати, о греческих повстанцах. Некоторые из них, увидев безнадежную ситуацию на Балканах, отправились в Россию, там из них был создан добровольческий корпус, который продолжил борьбу против турок уже в рядах российской армии. Можно вспомнить еще сочувствующих России болгар, которые устраивали диверсии туркам и их союзникам. Можно сказать, это была война «православных против всех остальных».
- И каковы были истинные цели европейской коалиции в отношении России?
- Надо вспомнить план Пальмерстона – сейчас бы сказали «план-максимум». Согласно ему, к войне нужно было привлечь всех европейских соседей России, то есть Австрию, Пруссию и Швецию. Надо было поднять восстание в Польше. По окончанию войны Турция должна была получить Кавказ и Крым, Швеция – Финляндию, Пруссия – Прибалтику, Австрия – Бессарабию. Ну а Польша получала независимость.
В результате войны, однако, Россия уступила только Бессарабию. План выполнен не был, но в начале войны это не было гарантировано. Политика – искусство возможного. Территориальные потери на переговорах зависит от военных потерь на поле боя. Если бы у врагов успехи были больше, то и нам пришлось бы уступить больше. Но героизм русских солдат и талант русских инженеров привел к тому, что враги почти год не могли взять Севастополь, а когда-таки взяли его южную часть, все стороны уже настолько устали, что желание продолжать войну стремилось к нулю. Вскоре был заключен мирный договор, по которому Севастополь остался российским городом. Русские сражались не напрасно.
Но если опять предположить, что Россия начала войну из-за желания нарушить территориальную целостность Османской империи, то, глядя на это из нашего времени, неужели можно сказать, что это было плохое дело? Тогда подданными султана были сербы, болгары и румыны. Теперь есть независимые государства Сербия, Болгария и Румыния. Эти народы обрели свою независимость. Помогая султану продолжать править этими народами, европейцы лишь отсрочили неизбежное.
Не так просто сказать, почему Богу не было угодно, чтобы мы победили в той войне. Но в 1877–1878 годах произошла новая русско-турецкая война, в которой Россия победила – в этот раз союзников у Турции не нашлось. Потерянная Бессарабия была возвращена, а еще была приобретена территория в Закавказье. Сербия и Румыния получили независимость, а Болгария – автономию. Россия продолжила выполнять миссию гаранта прав и свобод православных народов.
Беседовал Павел Виноградов