Для того, чтобы задать определенный вектор всему, что далее будет так, или иначе, упомянуто, сразу хочу напомнить читателям, особенно тем, кто по-прежнему упорно обсуждает айкидо, как нечто целое, что айкидо вовсе не единое и, уж точно, далеко не цельное явление. Да и многочисленные видеоролики, в большинстве случаев, не говорят о демонстрируемом айкидо абсолютно ничего такого, к чему все привыкли в спорте. Ведь для корректной оценки ТБИ надо либо находиться «внутри процесса», либо уметь видеть принципы, которые там в основном и показываются. Требуется очень хорошо знать, на что смотреть. А это дано далеко не всем. Существует уже бесчисленное множество школ айкидо, которые по смыслу, внешнему виду и наполнению ничего общего друг с другом давно не имеют. Поэтому, рассуждения, наподобие «айкидо то…айкидо это…», попросту неграмотны, и не имеют никакого практического значения. Надо всегда уточнять стиль, а еще лучше - конкретных его представителей. Единственное, что относительно объединяет все школы, это условное следование так называемым «заветам Основателя». Ну, или, если хотите, можно называть это базовой идеей, заложенной М.Уэсибой в саму основу айкидо, воспринимаемую большинством в качестве неких базовых концепций. Впрочем, и они трактуются очень по-разному, несмотря на то, что идея вполне простая.
Итак, каким должно быть хорошее айкидо, и что представляет собой айкидо плохое? Для того, чтобы более-менее с этим разобраться, необходимо понимать, чем заключены цели и ценности ТБИ в целом. То, что айкидо безусловно относится к понятию ТБИ, я даже обсуждать не стану, и оставлю это тем, кому нравится подобная бесконечная жвачка. А мы возьмем за аксиому. Вопрос, собственно, заключается в критериях оценки наблюдаемых явлений, а еще точнее – в тех качественных признаках, которые должно формировать в человеке правильное изучение концепций той или иной школы. Самое интересное, что в то время, когда большинство ищет отличия, на самом деле куда интереснее поискать и разглядеть сходства разных БИ. Но, тут уж либо только о плохих, либо только о хороших.
Что же объединяет множество школ и стилей, которые порой и близко друг на друга непохожи? В сложные термины и объяснения вдаваться мы не будем. Взглянем попроще на те некоторые основные моменты, которые следовало бы отмечать всегда, глядя на ТБИ. Впрочем, для спорта это часто тоже справедливо.
На первое место следует поставить понятия формы и концентрации. В процессе подготовки, именно в них, во многом, заключаются вопросы эффективности. Техника БИ должна быть еще и красивой. Как чисто эстетически, так и принципиально, а также геометрически. Без красоты техники невозможна гармоничность движений. Без гармонии движения невозможен тайминг, не работает должным образом биомеханика тела, и т.д. Без всего этого вообще ничего работать не будет. Как и без многого другого. Но, что еще делает форму красивой? Экономичность движений, естественность, и, следовательно, отсюда берется эффективность совершаемых технических действий. Без правильной геометрии техники, корректного выстраивания тела, наработки навыков правильной физиологии движения, тем более невозможно говорить хоть о каком-то преимуществе над противником или партнером по тренировкам.
Концентрация - это способность полностью сосредоточиться на выполняемых действиях и надежно контролировать своё тело в каждый момент времени. Это очень важно в боевых искусствах, так как без хорошей концентрации невозможно эффективно тренироваться. Не зря в восточных культурах серьёзное внимание уделяется идеям собранности, спокойствия, способности полностью сконцентрироваться, как на выполняемом действии, так и на процессе бездействия. Концентрация и формы являются тесно взаимосвязанными и неотъемлемыми элементами традиционных боевых искусств, которые помогают развивать многие другие важнейшие качества.
Что свойственно с этой точки зрения «плохим» и «хорошим» айкидокам? В плохом случае, геометрия на нуле, телодвижения не структурированы, повторяемость действий отсутствует. Концентрацией тоже не пахнет. А вот пафоса, увы, бывает предостаточно. Получаются этакие перерасслабленные тюлени, которые не то что партнера, себя контролировать не в состоянии. О каком БИ вообще можно вести речь в таких условиях? Ответ очевиден, да и смотреть на такое неприятно даже просто визуально. А проблема в том, что таких додзё довольно много. Если же говорить о хорошем (я бы даже сказал классическом в хорошем смысле) варианте, то такие школы видно невооруженным глазом. Работа их представителей узнаваема, движения четкие, точные и строятся на формализованной базе, являющейся «движком стиля». Хотя нюансы, как и прежде, являются уделом специалистов. Тем не менее, в основе хорошо структурированных и серьезных школ, прежде всего, лежат базовые формы. Они четко описаны, регламентированы, изучаются организованно и последовательно, от простых вещей к сложным. Без их освоения и думать не стоит о том, чтобы перескочить через одну или несколько ступеней, иначе всё построение просто рассыплется. Классическая базовая форма, будучи сделанной без ошибок, так как задумана и создана, будет красивой и эффективной по определению. Вот только не слишком многие ей следуют. А без системности, как известно, не будет никакого обучения.
Следующий важнейший момент – это возможность объединять и фокусировать силу тела в одной точке. Причем, чем быстрее это человек может делать, тем его мастерство выше. Фокусировка усилия с опорой на устойчивый центр нужна в точке любого контакта - захватов, ударов, контролей и так далее. Без этого невозможно никакое эффективное воздействие. Поклонникам айкидо Г.Сиоды данный принцип известен как объединение идей «тюсин рёку" (сила центральной линии), и кокю рёку (сила дыхания), и пришли они в ТБИ, как и многое другое, (вне зависимости от названия в той или иной школе) из работы с оружием. В то же время, многие практики БИ в наши дни достаточно наплевательски относятся к развитию понимания этих идей, и часто оно просто отсутствует, несмотря на то, что необходимо везде, как в ударных, так и бросковых техниках. Да и просто, чтобы эффективнее вкалывать на даче.
Пример плохой реализации данного принципа – слабые, несфокусированные удары, аналогичные захваты, потеря равновесия, проваливание на движении, силовое выполнение бросков, и, как следствие, полное отсутствие формы. Многочисленные лишние движения, совершаемые в процессе нанесения ударов, или выполнения бросковых техник, также с головой выдают человека, плохо учившего основы. Причем сам человек может быть и не виноват, его самого могли учить именно так. С учёбой, проще говоря, не очень повезло.
В качестве хороших вариантов применения данного принципа можно привести все те случаи, когда при минимальных силовых затратах, движения точны и эффективны, так как работа всех частей тела выверена геометрически. Впрочем, принцип центральной линии или кокю может проявиться и случайно, спонтанно. Тогда возникает ощущение, что вроде ничего почти не сделал, а человек рухнул как подкошенный. Но, всё же, дело не в поисках счастливых случайностей, а в наработке вполне конкретных учебных задач.
Колени. Если эффективной работы коленей в какой-то школе не видно и не нарабатывается, бегите оттуда. Если шире длины шага человек стоять и работать не в состоянии, грош цена его техникам. Как известно, даже М.Тайсон, посетив додзё Г.Сиоды, в первую очередь отметил, что весь секрет эффективности техник и перемещений айкидо заключается именно в работе коленей. Но тут заключена и опасность. Если заставлять колени работать много, но неправильно, то им очень быстро приходит закономерный конец. Поэтому наибольшее внимание должно уделяться именно правильной наработке их качественного использования. Мало того, легче сразу научиться хорошо, чем потом переучивать. А уж сколько спортсменов и поклонников ТБИ вынужденно бросили практику из-за больных коленей, и сосчитать то сложно.
И снова о плохом и хорошем. В плохом случае люди ходят на практически прямых ногах, либо двух полусогнутых, не используют колени в ударах, нырках, уклонах, перемещениях и бросках должным образом. А ведь это делает невозможным подключение бедер и центра тяжести. То есть фокусировка силы всего тела для выполнения задач просто не может произойти. Ведь без коленей кинематическая цепь не связывает воедино части тела. Единственный возможный выход при этом – делать техники и удары силой рук и напряжением спины. А потом люди удивляются, что у них техника годами не срабатывает, или человек падать не хочет.
Хороший пример – когда колени в любой момент времени работают физиологично и правильно, расслабленно. Когда все действия начинаются с движения коленей, а не корпуса. При этом правильное использование коленей предполагает навыки работы на любой ширине стойки, от самой низкой, до обычного шага. То есть, предполагается, что человек, овладевший своими ногами на приемлемом уровне, сможет свободно оперировать этим навыком, в зависимости от ситуации. А кто этому не обучен, будет неизбежно раз за разом становиться заложником свой проблемы. Даже если он её таковой не считает. В общем, если ноги в процессах не участвуют, то никакие магические пассы руками не помогут, сколь бы пафосными и загадочными они не выглядели.
Принцип «ирими» (вход). Универсальнейшая вещь, которую некоторые школы утратили полностью. А между тем, это основа того, что часто решает исход поединка или драки. Броски «входом», удары на опережение и вразрез. Всё это отсюда. Каким образом данный принцип почти начисто выветрился из большинства школ Айкикай, история умалчивает. И это несмотря на то, что «отцы-основатели» этих школ прекрасно ирими используют. Здесь вообще возникает много вопросов, когда Досю* или старшие учителя хомбу показывают вполне годное, отличное и полноценное айкидо, а их последователи по всему миру делают совершенно другое. Может где-то передача страдает, а может это «перегибы на местах» от излишней лени или непонимания.
*Досю (яп. 道主 До:сю:, Мастер Пути) - это титул главы Федерации Айкидо Айкикай, который традиционно передается от отца к сыну.
В любом случае, без принципа «ирими» не будет ни ударной техники, ни очень существенной части техники бросковой. Как плохой пример, опять же, можно привести школы айкидо, где ничего кроме работы вторым номером на псевдоидеях «кокю» и не встретишь никогда, за редчайшим исключением.
Культура общения и дисциплина. Данный вопрос в нашей современности вообще является максимально больным и актуальным. Если в зале дисциплины нет, панибратство процветает, а люди еле шевелятся, приходя приятно проводить время и болтать, а не тратить бесценное время по максимуму эффективно, то это точно не то место, которое можно называть местом изучения БИ. Существует, конечно, целый огромный пласт людей, которым именно это и надо, которые о большем и не помышляют. А недобросовестные инструкторы поощряют подобное в угоду финансовым или другим интересам. Между тем, именно на основе правильно построения принципов этикета в зале, дисциплины и желания по-настоящему работать, и строится здоровый коллектив, где можно получить реальные знания. Если же отдача от учеников будет откровенно «никакой» или просто банально ленивой, это может снизить и уничтожить мотивацию любому человеку.
Вообще, разница между "айкидо работает" и "нам сказали что айкидо работает", очень существенная. Когда ваше айкидо действительно работает, в этом несложно убедиться. Берем любого человека в зале, от новичка до опытного, любых физических параметров, и делаем. Получается без проблем? Отлично. Не получается – повод задуматься и задаться соответствующими вопросами. Ведь, в случае с несоревновательными ТБИ, очень легко впасть в определенные заблуждения. Проще говоря, если вы делаете технику, а партнер имеет возможность «халявить», то дело чаще всего в вас. Просто доводить всё до конца раз за разом – это тоже обучение. Привыкнете бросать всё на середине, нечего потом будет и применять. А самое неприятное – это когда в некоторых школах, люди, не сильно разбираясь в вопросе, просто следуют инструкциям: «вот тут упади», «вот тут надо падать, а то будет плохо» и т.д. Нет практического подкрепления. Это и может подменить собой настоящую эффективность. А завышенные ожидания людей от собственной значимости могут потом быстро разбиться о жестокую реальность.
Часто наблюдая за разными школами айкидо, я иногда невооруженным глазом вижу, что уровень учеников и инструкторов крайне низкий. Но люди туда идут, тратят кучу времени и денег годами, пребывая в иллюзиях. А когда эти иллюзии им разбиваешь, они еще и обижаются, потому что рухнула картина мира, которую им заботливо рисовали в угоду их заблуждениям. Мол, за ваши деньги любой каприз.
Какие же можно сделать выводы из всего сказанного? Нормальные классические ТБИ учат, по сути, одному и тому же, только с несколько разными акцентами. Но, как бы там ни было, основные принципы и идеи, которые предполагают разнее школы, одинаковы по своему наполнению. Просто не все способны это увидеть. Эффективность не ограничивается количеством противников, поверженных на соревнованиях или в уличных драках. Она закладывается на гораздо более глубоком уровне, когда сам уровень агрессивности снижается за счет реалистичного понимания своих возможностей, как и понимания возможностей других людей. Надо четко представлять еще и возможные последствия проявления «боевитости», а для этого нужен большой практический опыт и знания.
На самом деле нет плохого айкидо, как вида ТБИ. Есть отвратительные его представители, плохие инструкторы и ученики. Но от этого хуже только им самим. Ну и тем, кого они втягивают в собственные заблуждения, что потом становится пищей для всевозможных спекуляций. Относитесь внимательно к выбору школ и сэнсеев. Тогда шанс на то, что вы будете изучать ТБИ, а не театр с парными танцами, станет гораздо реалистичнее. Хорошего айкидо тоже хватает. А таковое мало чем отличается от других стилей БИ. Хорошие навыки всегда работают, так как они в целом универсальны.