Найти тему
uley.media

КАК МОДА СССР ВОЗВРАЩАЕТСЯ В НАШУ ЖИЗНЬ

Присматриваюсь и уже различаю отдельные фигуры, серые, грязно-белые, черные, вылинявшие, и ни одного яркого пятна. Вдали мелькнул красный платочек на голове женщины – и опять серо…

(В. А. Гиляровский “Легенды мрачной Москвы“)

В одном из цехов фабрики «Парижская коммуна». 1949 год / Фото: Главархив Москвы / В. Б. Соболев
В одном из цехов фабрики «Парижская коммуна». 1949 год / Фото: Главархив Москвы / В. Б. Соболев

Мода циклична— это выражение хоть раз слышал каждый. Если это правда так, то есть ли вероятность, что когда-нибудь дизайнеры в России обратятся к неоднозначному прошлому нашей страны – СССР? Или это уже происходит? Чтобы ясно понимать, что из себя представляла плановая мода, нужно обратиться к социокультурному контексту того времени. Что носили люди? Как они искали красоту там, где нет ресурсов? Как мода стала индикатором сопротивления и неподчинения?

Кандидат наук о культуре НИУ ВШЭ и исследователь моды Мария Гурьянова объяснила: Быть модным — это значит соответствовать текущим трендам. Модная одежда создает язык для самовыражения средствами общепринятых здесь-и-сейчас канонов. Мода — это не про то, как я хочу одеться, а про необходимость соответствия существующим стандартам внешнего вида.
Как отмечал Анатоль Франс (Французский писатель. – Ред.), “Если бы я мог выбирать из всего множества литературы, которые выйдут через сто лет после моей смерти, знаете, что бы я себе выбрал? […] Не был бы это ни роман, ни исторический трактат. […] Я бы взял, мой друг, журнал мод, чтобы увидеть, как будут одеваться женщины спустя век после моей смерти. И эти тряпки скажут мне больше о будущем человечестве, чем все эти философы, писатели, проповедники, ученые“.
Потому что мода является, прежде всего, лакмусовой бумажкой существующих в обществе ценностей и взглядов. Индивидуальное самовыражение в моде является не более, чем выбором из существующих вариантов возможной репрезентации.

ЧТО ТАКОЕ ПЛАНОВАЯ МОДА?

Массовое производство одежды в СССР было подчинено государству. Это отличительная особенность моды в Советском Союзе. Государство формировало общественное представление о том, как должен одеваться и выглядеть советский человек. Мода подчинялась командно-административной (плановой) экономической системе и общим постулатам идеологии: добропорядочность, нравственность и социальное равенство. Советская мода должна была ориентироваться на массовость и общедоступность.

Как пишет кандидат исторических наук Ирина Виниченко в статье “Мода в условиях социализма“: “Для советской моды не были характерны сенсационность экстравагантность, зато ей были свойственны удобство, практичность, функциональность и гигиеничность“.

КАК ОТНОСИЛИСЬ К МОДЕ В РАННЕМ СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ?

Историк и преподаватель-исследователь Института общественных наук РАНХиГС Наталья Анисимова рассказала нам: “Мода, безусловно, являлась элементом пропаганды. Задавая модные тенденции, советское государство не только показывало гражданам, как они должны выглядеть, но прежде всего демонстрировало собственное представление об идеальном советском гражданине – защитнике родине и ответственном работнике. Традиционная для западных стран ежесезонная смена модных тенденций объявлялась вредным буржуазным пережитком, многие элементы женского и мужского костюма, к примеру, яркие цвета, не просто подвергались критике, но и считались неприличными”.

Пренебрежительное отношение к модно одетым людям “витало в воздухе”. С одной стороны, сверху диктовалось отречение от прежней буржуазной жизни, одним из признаков которой была мода русской интеллигенции (“Лишь развращенные буржуазки ласкают свою кожу прикосновением шелка,” – С. Н. Смидович, заведующая отделом работниц при ЦК ВКП(б)). С другой – простые советские люди ассоциировали “праздный” образ жизни ненавистных “эксплуататоров” в том числе с их одеждой. Такое народное порицание прослеживается в карикатурах на нэпманов. Резко обогатившихся нэпманов ненавидели, а их вычурные костюмы стали одним из предметов высмеивания.

Журнал “Крокодил“, № 03 [99], 1922 г. Автор неизвестен.
Журнал “Крокодил“, № 03 [99], 1922 г. Автор неизвестен.

В молодом советском государстве между тем, кто хорошо выглядит и эксплуататором ставился знак равно. Обвинением против буржуазии, — откровенно пояснял член Исполкома Петроградского Совета С. С. Зорин, — должно служить его выхоленное лицо, его руки без мозолей - Петроградская правда. 1919. 27 сент. С. 1).Дореволюционная модная одежда (шляпа, пенсне и костюм-тройка) стала признаком контрреволюционера.

Элитарная мода преподносилась как пережиток буржуазной жизни, подчеркивали ее снобизм и оторванность от масс. Так и появилась потребность в массовой моде, ориентированной на советского потребителя. Одежда должна была отвечать главной цели советского гражданина - построению коммунизма. Поэтому главными в одежде стали функциональность и универсальность. В это время феминисты выступали за одежду унисекс - униформу для женщин и мужчин.

Однако радикальные идеи отказа от “высокой” элитарной моды со временем изменились. 1930-е - время надежд и подъема, а также формирования культа личности и индустриализации. В этот период формируется образ идеального советского человека: добропорядочный, честный, спортивный и следующий идеологии. Одежда стала инструментом, который это отражает. Поэтому в середине 1930-х годов начался период реабилитации моды. Модная индустрия стала элементом советской промышленности.

ПЛАНОВАЯ МОДА КАК ИНДУСТРИЯ

Дом моделей

В 1934–1935 гг. были открыты первые Дома моделей (на базе лабораторий “Мосбелье” и “Москвошвей”). Дома моделей выполняли индивидуальные заказы по пошиву одежды. Но главное - они стали моделирующим центром, откуда швейные фабрики получали новые модели одежды. Главным законодателем моды стал Художественный совет, состоящий из художников, искусствоведов, скульпторов и общественных деятелей (в 30-е годы в совет входили В. Мухина, В. Фаворский, Ю. Пименов). Эксперты собирались 2–3 раза в год, чтобы оценить модели.

Источниками вдохновения были дореволюционные и современные книги и журналы о “высокой” моде, которые хранились в библиотеке Дома моделей. А в 1938 году вышел первый выпуск собственного модного журнала “Московский Дом моделей”, к некоторым моделям прилагались выкройки.

“Советских граждан приучали к простым, удобным, функциональным вещам, не мешающим трудовой деятельности“, - Наталья Анисимова.
Журнал “Московский Дом моделей”, лето 1938 г.
Журнал “Московский Дом моделей”, лето 1938 г.

Промышленное моделирование детской и женской одежды было главной задачей Дома моделей в 30-е годы. Помимо этого, сотрудники должны были популяризировать моду среди населения. Общественницы, сформированные из неработающих жен инженерно-технических работников, были посредницами между модельерами и работницами, среди которых и велась пропаганда культуры одежды.

Массовое фабричное производство одежды

Характерной особенность 1930-1940-ых годов стало то, что во время индустриализации, модернизации и первых пятилеток, были созданы швейные фабрики. Швейная промышленность стала отраслью отечественной экономики.

За первые две пятилетки было построено 17 новых швейных предприятий, в результате чего за вторую пятилетку выпуск одежды увеличился на 36%. Эти цифры выглядят внушительными, однако, как все обстояло на самом деле?

Тяжелая промышленность всегда была приоритетом советской плановой экономики, остальные области, в том числе легкая промышленность, финансировались по остаточному принципу. Если рассмотреть государственный бюджет СССР с 1930 по 1940 год, то видна огромная пропасть между тяжелой промышленностью (и машиностроением) и всем остальным. 1937 год (потрачено 12,7 млрд руб на тяжелую и 1,9 млрд руб на легкую промышленность): на тяжелую промышленность потрачено рекордно мало, всего 12% от общих расходов государства. Для сравнения, в том же году расходы на легкую промышленность составили 1,9% от общей суммы расходов, что было слишком мало. Остаточный тип финансирования привел и к другим минусам. Во-первых, одежды было недостаточно. Во-вторых, несмотря на наличие несколько новых инновационных фабрик, все остальные предприятия работали на дореволюционном оборудовании. В итоге это приводило к низкому качеству одежды.

Историк и преподаватель-исследователь Наталья Анисимова: “Дефицит товаров широкого потребления распространялся не только на предметы гардероба, но и на ткань, нитки и проч. Женщины, чья молодость и желание красиво одеваться пришлись на советскую эпоху, часто вспоминают, что в магазинах в наличии чаще всего имелись нитки только двух цветов – черные или белые. Что, конечно, многих ставило в тупик при попытке самостоятельно сшить, к примеру, красное платье”.

Популяризация моды и недостаток качественной одежды привели к возвращению частных ателье, которые индивидуально шили одежду на заказ. Очевидно, что позволить себе это мог не каждый. Как пишут в своей монографии “Мода по плану” С. Журавлёв и Ю. Гронов: “В начале 1930-х годов начинающая актриса Галина Кравченко — молодая сноха JI.B. Каменева (Один из старых большевиков, член Политбюро ЦК РКП(б). – Ред.), посещала элитную мастерскую пошива одежды Наркоминдела, что на Кузнецком мосту. В том же ателье, у той же портнихи одевалась и супруга Сталина — Надежда Аллилуева”. Модницы, которые не были приближены к партийной верхушке или просто были не богаты, самостоятельно шили одежду дома по выкройкам из модных журналов.

ТРЕНДЫ И ИМЕНА

Авангардные двадцатые

Авангард, как одно из ведущих течений в искусстве XX века, представлял собой радикальные новаторские формы и идеи в искусстве, литературе, архитектуре, дизайне. Авангардные художники и дизайнеры стремились к универсализму и экспериментам, отвергая традиционные нормы и стили. Они выражали свое видение мира через оригинальные формы, нестандартные материалы. Популярное искусство отразилось на всём, коснувшись и моды в Советской России.

В новый костюм авангардисты вложили идеи функциональности, гигиеничности и красоты. С последним было достаточно трудно, поскольку красивый советский костюм должен был быть непохожим на буржуазный, а изобрести новую концепцию красоты в 1920-х было непросто.

Одним из ярчайших и популярных представителей авангардистских дизайнеров в СССР была Александра Экстер. В журнале “Ателье” был опубликован многослойный костюм, придуманный Экстер на все случаи жизни. “Нижнее платье может быть домашним, но в сочетании с жакетом превращается в уличную одежду, а надетый сверху кафтан с вышивкой позволяет использовать наряд для похода в театр”. Экстер стремилась к простому крою, основанному на геометрических формах. А конечные три части комплекта могла сшить любая женщина, что демонстрирует стремление к доступности и универсальности одежды.

А. Экстер. Многослойный костюм. 1923 г. Журнал “Ателье”.
А. Экстер. Многослойный костюм. 1923 г. Журнал “Ателье”.

Другой известный дизайнер – Варвара Степанова, она использовала в своих выкройках только линейку и циркуль, концентрировалась на простых геометрических формах, которые символизировали идею нового искусства и служение живописи человеку в быту.

В. Степанова. Проект спортивного костюма. 1923 г.
В. Степанова. Проект спортивного костюма. 1923 г.

Владимир Татлин – художник-новатор – создал мужской универсальный и практичный костюм “нормаль”, опубликованный в статье “Новый быт” в журнале “Красная панорама”, таким простым и геометричным силуэтом Татлин зародил новый стандарт – независимая от моды одежда, выполняющая свои прямые функции. Сейчас идеи Владимира Татлина возвращаются в мир моды в виде нормкора (Нормкор – современный тренд, стремление выглядеть обычно и не выделяться. – Ред.).

В. Татлин. “Нормаль” костюм. Ст. “Новый быт” журнал “Красная панорама”. 1925 г.
В. Татлин. “Нормаль” костюм. Ст. “Новый быт” журнал “Красная панорама”. 1925 г.

Авангард пытался внести в моду СССР идею функциональной одежды, которая бы легко отвечала рабочим задачам. Универсальность, практичность, простота, доступность – основные критерии советского костюма авангардного образца 20-30-ых годов.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ТРИДЦАТЫЕ

В 1930-е годы в моду вошли приталенные силуэты, юбки по колено и в пол. В сравнении с революционными 20-ми, женщины отказались от мужской одежды, сохранился только пиджак с мужского плеча.

Популярные принты: горошек, геометрические узоры, цветочек. Особую популярность в этот период приобрели ткани с узорами на политическую тематику – агиттекстиль. На них изображались лица вождей, лозунги и аббревиатуры. В это время так же возрос интерес к спорту, но спортивная одежда не отличалась интересными и функциональными фасонами. В основном это были белые майки и черные трико. В 1930-е становится популярна одежда белого цвета. Она символизировала веру в светлое будущее и чистоту.

Праздник столичного студенчества. Источник: VATNIKSTAN
Праздник столичного студенчества. Источник: VATNIKSTAN

В 1934 году в Москве открылся первый Дом моделей, должность ведущей художницы по костюмам заняла Надежда Макарова. Элегантные и простые силуэты, понятные цвета отражали общие представления дизайнера о моде и чувстве стиля.

Первые костюмы Надежды Макаровой: строгие платья из холста, грубые ткани, украшенные народными узорами и яркими цветами. Костюм из прямого платья без рукавов и клетчатое пальто прямого силуэта стали самыми узнаваемыми дизайнами костюмера. Современные наряды с русским кроем и народным орнаментом были фишками Макаровой, она демонстрировала свои идеи не только в СССР, но за его пределами, например, на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

“Простота далась совсем непросто, а в результате большого труда, наблюдения и внимательного изучения главным образом народного костюма с его необычной логикой кроя“ – вспоминала Надежда Макарова.
Н. Макарова. Журнал “Юный художник”. 1925 г.
Н. Макарова. Журнал “Юный художник”. 1925 г.

В 1934 году, так же, как и Надежда Макарова, Фекла Гореленкова начинает свою творческую карьеру в первом Доме моделей. У дизайнеров на тот момент было свое видение европейского и русского костюма. Упрощенные силуэты, элегантность и народный мотив были изюминкой советской моды. О Фекле Гореленковой часто писали в СМИ, упоминая ее яркие и гармоничные работы.

“Сквозь многие ее модели проходит “русская тема“, но это никогда не выглядит нарочитым. Народный мотив, орнамент, линия, идущая от народного костюма, необычайно органично связана с современной формой…“ — писала газета “Известия“.

Постепенно, с развитием Дома моделей, увеличением дизайнеров, мода в СССР претерпевает тихую революцию, на смену упрощенным силуэтам и народным мотивам приходит смелое и яркое влияние европейской моды.

Рисунки Вячеслава Зайцева. Модели Феклы Гореленковой. Источник: LAMANOVA.COM
Рисунки Вячеслава Зайцева. Модели Феклы Гореленковой. Источник: LAMANOVA.COM

СТИЛЯГИ

В послевоенные годы на улицах крупных советских городов можно было встретить стиляг, так называли экстравагантно одетую молодежь. Cтиляги отражали одну из основную функций моды – заявить о себе, продемонстрировать индивидуальность. Они носили яркие цвета, мужчины отдавали предпочтение узким брюкам и высоким прическам, а женщины подчеркивали бедра пышными юбками. Стиляжничество существовало с конца 1940-х до середины 1960-х годов. Сначала стилягами называли городских или представителей золотой молодежи, потом – тех, кто ведет себя антиобщественно.

Социальный контекст, в котором появились стиляги, был совершенно чужд этой субкультуре. Прежде всего, Советский Союз очень сильно пострадал во время Второй мировой войны, первостепенными задачами было восстановление экономики и наращивание военного потенциала. Положение простых граждан было крайне тяжелым. Например, карточную систему снабжения отменили только в конце 1947 года. Также послевоенные годы являются началом холодной войны между СССР и США, 5 марта 1946 года была произнесена Фултонская речь Уинстона Черчилля. Конечно, вычурно одетая молодежь, которая к тому же интересовалась западной культурой и слушала джаз, привлекала к себе еще больше внимания. Стиляги – однозначно отличались от простых советских граждан. Именно поэтому внешнее отличие стали приравнивать к внутреннему, идеологическому несоответствию.

Отправной точкой, когда слово стиляга появилось и сразу стало оскорблением, можно назвать седьмой номер журнала Крокодил за 1949 год.

Фельетон Д. Беляева “Стиляга”. Журнал “Крокодил”. 1949 г.
Фельетон Д. Беляева “Стиляга”. Журнал “Крокодил”. 1949 г.

Автор фельетона подчеркнул бескультурье и невежество героя, который не читал Грибоедова, зато танцует причудливый танец в самом центре круга. Стиляга - нарочито не советский, он эпатажный, интересуется модой, а не высокой культурой, а его главная цель - отличаться от обыкновенных людей.

Стиляги подвергались общественному порицанию: в глазах общественности к яркому галстуку и узким брюкам автоматически добавлялось нежелание работать и низкий уровень морали. В некоторых городах слишком экстравагантно одетых людей могли вывести из публичного места, например, из кинотеатра за неподобающий внешний вид. Яркая иллюстрация тому – статья О вкусах надо спорить!, вышедшая через 10 лет после номера Крокодила, в 1959 году в газете Казахстанская правда. Журналист Г. Аксельрод отправился в маленький город Лениногорск, где молодой шахтер Геннадий Сидоров подвергся критике в местной газете, его причислили к стилягам. Статья заканчивается выводом, что следование западной моде и стремление к оригинальности привело к высокомерию Сидорова и его отчуждению от своих товарищей.

Стиляги были отдельной субкультурой, простые советские люди не понимали и осуждали их. Яркая одежда стиляг стала индикатором неподчинения и мишенью для насмешек.

ЗВЕЗДНЫЕ СОВЕТСКИЕ МОДЕЛЬЕРЫ

Вера Аралова

Вера Аралова – заслуженный художник РСФСР и модельер. К концу 1940-х годов Вера Аралова устроилась художником-модельером в Общесоюзный дом моделей, параллельно она занималось не только дизайном одежды, но и графикой, другими видами изобразительного искусства.

В конце 1950-х годов о таланте модельера узнал весь мир. В 1959 году на ежегодной выставке в Париже дизайнер представила шубу с расширенным низом, а красные сапоги из кожи с молнией на голенище были первыми в истории мировой моды. Впервые дизайн советского модельера превзошел и опередил Запад. Красные сапоги стали настолько популярны, что через пару лет вся Европа ходила в этой обуви.

Сапоги авторства В. Араловой. Источник: VEDOMOSTI.RU
Сапоги авторства В. Араловой. Источник: VEDOMOSTI.RU

Вячеслав Зайцев

В 1965 году Вячеслав Зайцев начинает свою творческую карьеру в Доме Моделей на Кузнецком мосту, как художественный руководитель в экспериментальном цеху. На тот момент отдел экспериментального цеха отвечал за подготовку образов политических деятелей, первых леди и коллекций для показов за рубежом. Именно по работам художественных цехов иностранцы узнавали о советской индустрии моды. В этом отделе работали настоящие мастера своего дела и признанные художники по костюмам, такие как: Светлана Качарава, Тамара Файдель и другие. Западные модельеры не раз приезжали на модные показы в Москву для обмена опытом. Благодаря этим визитам Вячеслав Зайцев стал королемсоветской моды на Западе и сдружился с французским дизайнером Пьером Карденом. В дальнейшем Пьер Карден привозил для Зайцева дорогие ткани, которых, не хватало в СССР, делился идеями и модными журналами. В работах Вячеслава Зайцева можно увидеть след французского друга, а если быть точными, то в одежде появляются пестрые, смелые оттенки и цветные чулки.

В. Зайцев и Р. Збарская. Источник: VATNIKSTAN
В. Зайцев и Р. Збарская. Источник: VATNIKSTAN

Вячеслав Зайцев, несомненно, произвел триумф на Западе, однако ощутить успех в полной мере модельеру не удалось, выезд из страны был практически невозможен. По мнению Вячеслава Зайцева, партия считала модельеров своими рабами. Обшивать бесплатную одежду для партийных работников и их семей было рутиной для художников по костюмам. Молодой модельер активно боролся против той серости, в которой находился рядовой человек. Ярко и модно выглядели только высокопоставленные чиновники и их окружение, все это вызывало в Зайцеве противоречие и обиду. В дальнейшем модельер вообще отказался работать с политической элитой и стал задумываться о стиле простой советской женщины, какой и была его мама, вдохновляющая его на протяжении всего творчества. Свою карьеру Зайцев закончил, как свободный художник, он ушел из Дома Моделей и стал работать для простых граждан. Он так же работал с артистами, например, с Эдитой Пьехой, Аллой Пугачевой и Муслимом Магомаевым, был художником по костюмам в кино и театре.

В. Зайцев. Источник: VATNIKSTAN
В. Зайцев. Источник: VATNIKSTAN

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Де-юре мода в СССР оставалась плановой если не до распада государства, то до 19 ноября 1986 года. В тот день был принял закон Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР, который разрешил частную деятельность в сфере по производству одежды в том числе. Однако де-факто мода после 60-х годов стала менее зависимой от идеологии. Модная индустрия в то время претерпела сильные изменения из-за оттепели и VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957г.). Молодое поколение сильно вдохновилось западными фасонами. В моду вошли каблуки и мини юбки. В позднем СССР молодые люди пытались доставать у спекулянтов и фарцовщиков модные американские джинсы, кроссовки и другие узнаваемые элементы западной моды. Мы не можем рассматривать эти явления в контексте плановой моды. События оттепели сильно повлияли на сознание советского человека в отношении моды. Тогда и произошел сдвиг в сторону европоцентричности в моде, влияние которого мы чувствуем и в наше время.

Историк Наталья Анисимова: “В эпоху оттепели наметилось определенное “облегчение“, более свободное отношение к моде. В общество стали постепенно проникать элементы зарубежной моды. Особенно сильно это стало заметно после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве“.
VI Международный фестиваль молодежи и студентов. Источник: SovietPhoto.ru
VI Международный фестиваль молодежи и студентов. Источник: SovietPhoto.ru
“Модой движут две противоположные человеческие потребности: выделяться и при этом быть таким, как все“ - Мари Гринде Арнтцен в книге “Голая правда о моде”.

Во времена СССР выделяться было неприлично, а иногда и опасно, отношение общества к стилягам прекрасно это иллюстрирует. Сливаться с толпой и быть как все – единственный безопасный вариант. Все отрасли экономики" были подчинены государству. Мода не стала исключением. К такому контексту применимо понятие дресс-кода. Сейчас, мы употребляем это слово исключительно в рабочей или учебной среде, там, где происходит объединение группы людей по какому-то общему признаку. На самом деле все мы с помощью одежды приобщаем себя к какой-то группе. В СССР одежда отражала идеологию социализма.

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОЙ МОДЫ

В интервью нам fashion-журналист, историк моды и автор телеграм-канала frontfashion Ольга Михайловская рассказала: “Российское влияние (на глобальную моду) было очень сильное — вот этот парадокс. Россия никогда не была fashion страной, но влияла очень часто. Авангард, он на всё повлиял. […] Мы можем говорить всё, что угодно, но спутник и Гагарин были первые у СССР. В западной Европе, в целом, была мода на коммунистические идеи, то есть все интеллектуалы были подвержены этим идеям“.

Космос и футуризм

12 апреля 1961 года - день, когда внимание всего мира было приковано к Советскому Союзу. После полета Юрия Гагарина в космос в моде возрождается футуризм.

Первопроходцами стали Пьер Карден и Андре Курреж. В индустрии появились ткани с металлическим блеском и облегающие силуэты. В 1964 году выходит коллекция “Cosmocorps” Пьер Карден вдохновлялся образом первой женщины в космосе – Валентины Терешковой. В коллекции присутствуют геометрические фигуры, металлические украшения, серебро и пластик. Андре Курреж вдохновлялся образом Юрия Гагарина. Коллекция была выполнена в белых, голубых и бледно-розовых оттенках, что напоминало космическое пространство, а ярко-оранжевый - прямая отсылка к скафандру Юрия Гагарина. Пако Рабанн интерпретировал полет человека в космос, как начало новой эпохи с продвинутыми технологиями и новым образом женщины. Он использовал нестандартные материалы и откровенность. Дизайнер совмещал футуризм и сексуальность.

Коллекция Cosmocorps Пьера Кардена. Источник: Theblueprint.ru
Коллекция Cosmocorps Пьера Кардена. Источник: Theblueprint.ru

НАСЛЕДИЕ СССР В РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ДИЗАЙНЕРОВ

Многие иностранные дизайнеры вдохновлялись эскизами русских авангардистов. Один из таких дизайнеров - знаменитый Жан Поль Готье. В 1986 году он выпустил “Русскую коллекцию”. Французский модельер вдохновлялся конструктивизмом и архивами известных художниц: Варвары Степановой и Любови Поповой.

Спустя почти сто лет к авангарду отсылают работы модного российского дизайнера Гоши Рубчинского. Дизайнер делает отсылки на работы Казимира Малевича, наверное, самого популярного супрематиста. Это ярко видно в коллекции “Осень-2017” для Adidas Football.

Показ Г. Рубчинского “Осень-2017”. Источник: Vogue.com
Показ Г. Рубчинского “Осень-2017”. Источник: Vogue.com

Креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия в начале творческого пути часто обращался к эстетике СССР и постсоветского пространства. Мы видим неоднократные обращения к кириллице, национальным флагам и советскому культурному коду. Примером служат спортивный костюм, сочетание классических брюк и спортивной куртки, силуэт женского платья эстетики 80-90-ых годов, принт платья отсылающий нас к формам и расцветкам скатерти, обоев или штор в советской квартире. Гвасалия в своих коллекциях пытается отражать реальность. В первых коллекциях Balenciaga дизайнер часто обращался к своему детству и элементам советского общества, сочетая свободный, гиперболизированный крой с нарочито кричащими принтами.

Показ Balenciaga RTW SS 2020. Источник: Vogue.com
Показ Balenciaga RTW SS 2020. Источник: Vogue.com

Slavic core – самый свежий тренд, отсылающий к СССР

Core (с англ. стержень, ядро) в модной индустрии означает определенную эстетику или быстро обретший популярность трендовый элемент. Осенью и зимой 2024 во многих социальных сетях обрел популярность Slavic core. Девушки в меховых шапках и шубах записывали короткие видео под песню Кати Лель – Мой мармеладный. Этот тренд охватил не только Россию, но и другие страны.
Отличительная черта Slavic core – это стереотипные элементы славянской культуры: шуба, меховая шапка, нитка жемчуга и золотые украшения. Есть ли след СССР в этом тренде? Меховая шапка была особым предметом в гардеробе советского человека: она обозначала статус человека. В знаменитой повести Владимира Войнича
Шапкаописывается условная социальная иерархия писателей в зависимости от материала, из которого был изготовлен головной убор: выдающимся авторам предоставляют шапки из пыжика, известным – из ондатры, видным – из сурка. Меховой головной убор был предметом роскоши и гордости, поэтому женщины не сдавали их в гардероб, сидели в них в кафе и даже танцевали.
Этот мимолетный тренд снова обратил внимание на прошлое нашей страны. Отличительные культурные коды славянской национальности распространялись во многих странах, обретая новую популярность под хэштэгом #slaviccore.

Пример Slavic core. Источник: The Cool Hour
Пример Slavic core. Источник: The Cool Hour

НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ

Мода в Советском Союзе находилась в двойственном положении. Советское общество вынуждено училось жить в условиях воздействия двух конфронтационных начал: с одной стороны, цикличная и непредсказуемая мода со своими правилами, с другой стороны, централизованная экономика планирования.

Историк моды Ольга Михайловская: “Советская мода плохо повлияла на современную индустрию в России, в том смысле, что она ограничивала творческую составляющую и, соответственно, мешала любому развитию, поскольку любая креативная индустрия строится на новых идеях отдельных личностей — всё это было нивелировано.
Моды не было, потому что многое копировалось у Запада. Был провал в 70 лет, это не ограничение информации, что тоже очень важно, а ограничение именно профессиональной деятельности, мода во всём мире развивалась из-за новаторских и прогрессивных идей, вся среда была не конкурентной, в итоге, всё застопорилось“.

Ольга также отметила, что главной характеристикой советской моды была провинциальность, то есть вторичность. В СССР было много талантливых дизайнеров, опережающих своё время, но этого недостаточно для продвижения страны на мировую fashion арену. По этой причине, по мнению историка моды, современная индустрия моды в России остается провинциальной, продолжает отставать и копировать Запад.

“— То есть провинциальность сохраняется?
— С точки зрения моды — да. У кого есть деньги, покупают Balenciaga, у кого нет – UShatáva (UShatáva – российский бренд, стремительно набирающий популярность в последние годы. – Ред.)” – считает Ольга Михайловская.

Мы проанализировали советскую моду и множество современных трендов и пришли к парадоксальному выводу. Несмотря на богатое наследие, которое оставил Советский Союз, современные дизайнеры в России редко вдохновляются советской модой, а если такое и происходит, то, как правило, быстро забывается. Некоторые стилисты говорят о грядущем возвращении моды СССР. А Ольга Михайловская, модный журналист с тридцатилетним стажем, уверена, что советские тренды не вернутся в ближайшее время.

Авторы работы: Ховрич Екатерина, Гурьянов Михаил, Каширина Ксения, Манукян Лидия