Найти в Дзене
Призрак оперетты

История создания «Фиалки Монмартра»

Вышедший в 1847-49 годах роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» имел не только успешную судьбу на драматической сцене, но и оказался прекрасной почвой для рождения музыкальных полотен. Так, желание написать оперу на этот сюжет страшно рассорило двух приятелей – Джакомо Пуччини и Руджеро Леонкавалло – никто из них не отказался от своей задумки, оперы вышли под одинаковым названием «Богема» с разницей в год. Первенство и по скорости создания партитуры, и по качеству музыкального материала осталось за Пуччини. Прошло 30 лет, и эта история обратила внимание мастера венской оперетты, Имре Кальмана. Композитор был уже не молод, «Королева чардаша», «Графиня Марица» и «Принцесса цирка» давно покоряли мировые подмостки. Но, написав столько великолепных мелодий о любви, сам маэстро так и не испытал личного счастья. Возможно, именно поэтому сюжет взволновал его своей главной темой о неразделенном чувстве. Но несмотря на то, что роман и опера имели трагический финал, в оперетте он был невозможе

Вышедший в 1847-49 годах роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» имел не только успешную судьбу на драматической сцене, но и оказался прекрасной почвой для рождения музыкальных полотен. Так, желание написать оперу на этот сюжет страшно рассорило двух приятелей – Джакомо Пуччини и Руджеро Леонкавалло – никто из них не отказался от своей задумки, оперы вышли под одинаковым названием «Богема» с разницей в год. Первенство и по скорости создания партитуры, и по качеству музыкального материала осталось за Пуччини. Прошло 30 лет, и эта история обратила внимание мастера венской оперетты, Имре Кальмана. Композитор был уже не молод, «Королева чардаша», «Графиня Марица» и «Принцесса цирка» давно покоряли мировые подмостки. Но, написав столько великолепных мелодий о любви, сам маэстро так и не испытал личного счастья. Возможно, именно поэтому сюжет взволновал его своей главной темой о неразделенном чувстве. Но несмотря на то, что роман и опера имели трагический финал, в оперетте он был невозможен. Впрочем, он не случился и в жизни композитора.

-2

Незадолго до премьеры «Герцогини из Чикаго» в 1928 году в венском кафе 45-летний Кальман знакомится с юной русской эмигранткой, Верой Макинской. Девушка была почти на 30 лет моложе, хороша собой и мечтала о карьере актрисы – она играла крошечную роль в постановке его новой оперетты. Быстро развивающийся роман привел к тому, что к моменту выхода из-под пера композитора «Фиалки Монмартра», беженка из Перми стала уже фрау Кальман, которой счастливый супруг и посвятил свое новое творение. Либретто написали постоянные соавторы Кальмана Ю. Браммер и А. Грюнвальд, это была их пятая совместная работа с маэстро. Основная часть материала сочинялась осенью 1929 года, работа шла интенсивно, прервавшись на несколько дней только тогда, когда в доме Кальманов появился новорождённый. Часто либреттисты приходили к двум часам дня и расходились только к двум часам ночи. Комната, где шел творческий процесс, называлась «кричальная», поскольку трое мужчин не жалели сил на споры и прения. Музыку Кальман сочинял в отрыве от текста, поэтому каждый раз требовалось приводить их в соответствие.

Ночные бдения над нотными листами окончились ранней весной 1930 года. 21 марта в венском Театре Иоганна Штрауса состоялась премьера. Постановка не была особенно впечатляющей, поскольку театр находился на грани закрытия. Несмотря на отличный актерский состав, включавший солистку Венской оперы Адель Керн и популярного тенора Ганса Гейнца, полные залы «Фиалка Монмартра» не собирала. После 170 представлений Кальман забрал партитуру, предложив ее театру «Ан дер Вин», в котором прошла вторая премьера оперетты – несравнимо более достойная и успешная.

В том же году при полных аншлагах состоялись заокеанские дебюты оперетты под названием «Париж весной» в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. На русскую сцену «Фиалка Монмартра» пришла в 1933 году, исполненная в Ленинградском театре Музыкальной комедии.

-3

Интересные факты

  • Мелодию колыбельной «Месяц глядит в окно» Кальман сочинил для своего новорожденного сына, Кароя Имре Фёдора.
  • Герои оперетты, бедные обитатели Монмартра, были необычны для Кальмана, до этого он в основном писал об аристократах и даже о королевских особах (князь Эдвин, принцесса Александра, принцесса Ютта, принц Раджами, графиня Марица, принцесса Федора, принц Шандор Борис).
  • «Фиалку Монмартра» часто называют не опереттой, а мюзиклом, поскольку Кальман далеко отошел от классических венских канонов. В мелодических линиях этой оперетты слышны и традиции французского мюзик-холла, и пуччиниевские парящие мотивы, и колоратура, и гармоническое строение, более присущее музыке Р. Штрауса, нежели оперетте.
  • Муза этой оперетты, супруга Кальмана Вера Макинская, до встречи с маэстро имела весьма туманную биографию. В ряде источников указано, что на самом деле она на три года старше, чем принято считать (1907-го, а не 1910 года рождения), а её настоящее имя – Мария Мендельсон, и русской аристократкой она не являлась.
  • В традиции советских постановок партия Рауля транспонировалась на тон вниз для исполнения не тенором, а баритоном. Это не единственный подобный случай с кальмановскими героями - Мистер Икс в «Принцессе цирка», принц Раджами в «Баядере», Эдвин в «Королеве чардаша» в нашей стране также поют баритоном.
  • Еще одна особенность российской традиции исполнения «Фиалки Монмартра» - различные отклонения сюжета в зависимости от воли либреттиста. Главные герои неоднократно меняли имена (Флоримон становился Марселем, Нинон – Мадлен), вводились новые второстепенные персонажи (консьержка Мадам Арно), сочинялся свой финал истории.
  • В 1975 году по мотивам оперетты Владимиром Гориккером был снят фильм «Под крышами Монмартра» (либретто С. Болотина и Т. Сикорской) с А. Кайдановским и Е. Симоновой в главных ролях (поют С. Менахин и С. Лукашова). Он стал единственной экранизацией «Фиалки Монмартра» в истории кино.м

(Источник- Оперетта «Фиалка Монмартра»: содержание, видео, интересные факты, история (soundtimes.ru))

#призракопереттыспектакли