На родительских сайтах постоянно идут оживлённые споры по поводу всевозможных детских «развивашек». И споры связаны с тем, что у всех разное видение:
- с какого ВОЗРАСТА можно водить малыша на развивашки?
- какие направления развития максимально ПОЛЕЗНЫ для ребёнка?
- ну и главное яблоко раздора, это - нужно ли водить ребёнка на "развивашки" в принципе, или всё само собой, как-нибудь образуется и разовьётся?
Вот об этом, мы сегодня и поговорим.
И наверное все прекрасно знают (а кто ещё не знают — те узнают), что возраст от года до трёх лет, это период когда родительская спокойная жизнь заканчивается. Поскольку милый карапуз из всеми обожаемой "черепашки", которая лежит и перебирает ножками и ручками в воздухе, превращается в пулю со смещённым центром тяжести. Который перемещается от полки к полке, от ящика к ящику и результаты этих перемещений не предсказуемы.
И всё потому, что у ребёнка пока ещё нет критического мышления. Он не понимает и не оценивает риски, у него нет страха, он не может предвидеть последствий своих поступков. Зато, он уже может везде залезть и всё что угодно достать. Именно поэтому среди товаров для дома, такое огромное количество всевозможных хитроумных приспособлений для детей, а точнее от детей. Чтобы они случайно что-нибудь не открыли, не отломали и сами не пострадали.
И утешения ради, для особо тревожных родителей, хочу сказать, что от природы ребёнок практически создан для активного «исследования окружающего мира». Т.е., сам по себе ребёнок обычно не травмируется, поскольку он сравнительно лёгкий и пластичный. И поэтому не надо относиться к нему, как к хрустальному и лететь на помощь сломя голову по каждому "спотыку".
Я вас уверяю, что нет ничего страшного в том, что ребёнок вдруг дотронется до горячей батареи. Наоборот, потому что, он чуть-чуть обожжётся и на всегда запомнит, что лучше это не трогать. И не страшно, если он свалится с дивана. Не надо, чтобы всё вокруг было устлано подушками. И не страшно, а даже полезно, если он при вас узнает, что иголка острая. Лучше пусть он один раз уколется и запомнит. Чем вы всё время будете за ним бегать и от всего ограждать. Но, к сожалению (и это реально опасно), существуют вещи, которые ребёнок никак НЕ МОЖЕТ оценить. Поскольку природа-мать подготовила малыша к жизни в естественных условиях (т.е. в природных), но научить ребёнка отличать (к примеру) бытовую химию от обычной воды, увы она не в состоянии. И в данном случае, вся ответственность конечно же ложится исключительно на взрослых.
Ещё. Помимо того, что в период от года до трёх, малыш является, такой как бы «исследовательской станцией», так он ещё и постоянно чему-то учится. Т.е. всё, что он делает, всё что с ним происходит, он всё время запоминает и учится: как управлять своим телом, как «работает» окружающий мир, как разговаривать (т.е. как издавать звуки), как преодолевать неудачи.
Кстати неудачи, это вообще отдельный разговор. Вы ведь наверное не раз видели и может быть даже замечали, что ребёнку неведомо такое настроение, как - отчаяние. Поскольку, если понаблюдать за малышом, то прежде, чем у него что-то начнёт получаться (при чём, это не важно: стоять, ходить, складывать кубики), он может совершить тысячу попыток, пока у него получится. И делает он это абсолютно спокойно, настойчиво и без всяких нервов. Взрослые могут только позавидовать его упорству.
Если бы взрослые чему-то учились с таким же количеством неудач, как у малышей, то я вас уверяю, они давным-давно бросили бы это дело. Т.е. у младенцев есть совершенно потрясающая способность – терпеть неудачу, при этом не разочаровываться и начинать снова, сотни, тысячи раз, пока не получится.
А роль родителей, в этот период, сводится к функции аккумулятора. К которому, в случае очередной неудачи, ребёнок может подойти, подзарядиться и с новыми силами (эмоциями) к новой цели. Поскольку, если малыш упал, чего-то испугался, расстроился, то справиться с этим и снова вернуться к действиям ему поможет только любящий родитель.
Именно поэтому, в этом возрасте ребёнок может очень долго играть самостоятельно, но при условии, что папа или мама будут рядом (в пределах видимости), чтобы к ним в любой момент можно было подойти, что-то сказать, показать, ну или попросить о помощи. Кстати, на счёт эмоциональной связки между ребёнком и родителями. Я прекрасно помню, как наш младший, с чем-нибудь возится, ковыряется, а потом вдруг или сам шлёпнется на пол, или что-то уронит, и сразу РАЗ... и смотрит на нас (на нашу реакцию). И если мы спокойны, никак на это не реагируем, то он как ни в чём не бывало продолжает возиться. А если вдруг мы подорвались, с испуганными лицами кинулись к нему, то здесь всё… Пол часа истерики гарантировано. Ну, не полчаса, но по-орёт. Поэтому, у нас уже рефлекс был. Только Лёвка где-нибудь бахнется, а мы с женой тут же в хохот. На нас посторонние иногда косо смотрели. Типа, ребёнок упал, а родители какие-то придурки. Вместо того, чтобы кинуться спасать, сидят веселятся.
При всём при этом, я вам скажу, что этот приём реально работает в 9 случаях из 10. Т.е. ребёнок шлёпнулся, испугался от неожиданности, сверился с родителями, по их реакции понял, что ничего страшного не произошло, значит можно продолжать изучение мира. Понятно, что это конечно же правило, а не закон. Поэтому внимательно наблюдаем за ребёнком и правильно оцениваем положение дел. Т.е. когда ещё можно хохотать, а когда уже надо реально спешить на помощь. В общем ориентируйтесь по ситуации.
Следующее. Помимо всего того, что я уже рассказал, малыши в этом возрасте проходят «тревожный период» привязанности. Привязанности, которая зачастую становится испытанием для родителей. Потому что ребёнок, как хвостик, начинает везде следовать за мамой. Бедная мама не может ни искупаться, ни в туалет сходить (извините за подробности). Поскольку чадо идёт просто по пятам и может полчаса биться головой в закрытую дверь, пока мама не выйдет. Мы как-то семьёй жили в доме, где дверь в ванную комнату была с матовым стеклом, и мы с женой просто со смеху умирали, когда наблюдали, как Лёвка подходил к двери, упирался носом в стекло и стоял рыдал, размазывал сопли-слёзы по стеклу, пока мама не выйдет. При чём, всё это время, Алёнушка разговаривала с ним через дверь и пыталась доходчиво объяснить причину своего отсутствия. Как только она выходила, всё. Как буд-то ничего и не было. Но, друзья мои, не надо пугаться, это всё временно.
Т.е. со временем дети начинают понимать, что каждый раз, когда мама (как бы) исчезает, она потом возвращается. Поэтому, такие игры, как «ку-ку» или прятки, на первый взгляд могут показаться делом бессмысленным, но на самом деле, они формируют понимание того, что мама никогда не пропадает на совсем. И очень важно, помочь малышу преодолеть этот страх, показывая, что когда вы исчезаете, то вы не забываете о нём и не перестаете его любить, и самое главное, что вы обязательно всегда возвращаетесь.
Ну и конечно же про сами «развивашки». Дело в том, что если ребёнок не будет ходить на развивающие занятия, то это вовсе не значит, что он будет плохо учиться в школе. Потому что, ребёнку до трёх лет, для нормального физического, психического, психологического и интеллектуального развития достаточно просто гулять, смотреть, разговаривать, чтобы дома ему читали сказки, играли с ним, давали в руки карандаши или другие какие-то игрушки.
Но, если уж вам невмоготу или к этому вас обязывает «сообщество продвинутых матерей», то вы можете конечно поводить ребёнка на "развивашки", но при этом, не надо ждать и тем более требовать от малыша каких-то сверхъестественных результатов. Т.е., если ребёнок не имеет каких-то ярковыраженных особенностей развития, которым нужна психокоррекция, то никакой необходимости в этих занятиях попросту нет.
В общем, ко всевозможным развивающим занятиям надо относится исключительно, как к развлечению. Согласитесь, что нормальные люди в театры и кино, ходят исключительно по настроению, а не по принудиловке.
Говоря другими словами, основой этого возраста (от годика до трёх лет) – является естественное развитие. И ребёнку вообще до лампочки, поведёте вы его в галерею или в управляющую компанию оплачивать коммуналку. Для него и то и другое – это всего лишь люди, запахи, цвета, слова, какие-то алгоритмы действий. Другое дело, если вы его всегда берёте только в управляющую компанию, чтобы вас без очереди пропускали. То вот это, уже - да. Это ограничение опыта.
Ну и конечно же, говоря о малышах от года до трёх, нельзя не коснуться вопроса кризиса трёх лет. Или если быть точнее, то это явление называется – кризис когнитивизма, когда ребёнок говорит «нет» по любому поводу, отстаивая таким образом своём нение. Ну, или вторая ещё есть любимая фраза в этом возрасте, это - «Я сам». И даже если у малыша что-то плохо получается, то он никогда не позволит вам себе помочь.
Дело в том, что по мере развития мозга у ребёнка появляется способность запоминать свои желания. Т.е. если годовалый малыш захочет взять вашу любимую вазочку, то стоит его отвлечь какой-нибудь ерундой и уже через секунду он об этом уже забудет.
А вот с трёхлеткой, такой номер уже не прокатывает. Поскольку, если он захочет эту вашу "прелесть", то он её будет продолжать хотеть, невзирая на ваши уловки и хитрости. Скажу больше, он может поспать, проснуться и вспомнить снова, что он хочет эту вазочку. В общем, фокусы с отвлекающим манёвром, работать перестают.
Но, хорошая новость в том, что эти же упорство и последовательность, с которыми малыш добивается желанного предмета, он использует тогда, когда учится снова и снова вставать на ножки, складывать кубики, ну или пытается уложить кота спать. В общем, ребёнку нужно освоить и отработать это упорство на практике, т.е. в выполнении поставленной задачи. Вот, как-то так.