Три главных советских фильмов "для войны". Фильм третий -"Я русский. Защищаю Родину!" ч. 2

249 прочитали

А Федор, которого не взяли в армию из-за его лагерного прошлого, которого холодно встретили родные опять же все из-за того же прошлого, который несколько дней бродил возле родного дома, боясь наткнуться на холодность родных и таки наткнулся, делает последнюю попытку.

Он обращается к предрайисполкорма Колесникову, который остается в городе руководить подпольем, взять в свою организацию еще одного человека - смелого, не боящегося смерти, хотя с тавром бывшего "врага народа".

 А Федор, которого не взяли в армию из-за его лагерного прошлого, которого холодно встретили родные опять же все из-за того же прошлого, который несколько дней бродил возле родного дома, боясь...

Но и тут отказ. Не верят ему. Ни мать, ни отец, ни сестра, ни Советская власть в лице Колесникова. И склонны считать, что Федор может стать предателем.

А предателей в фильме хватает. Совершенно роскошная роль бывшего богатея-купца Фаюнина, ныне поставленного немцами городским головой. Долго он скрывался, жил неприметной жизнью старичка-странника, и вот дождался своего часа. Играет Фаюнина выдающийся советский актер Василий Васильевич Ванин. Год назад Ванин получил Сталинскую премию за роль командира партизанского отряда Степана Кочета в фильме Ивана Пырьева "Секретарь райкома", а теперь играет предателя и настоящего врага Советской власти. И как играет. Сочно, резко, вызывающе импозантно.

 А Федор, которого не взяли в армию из-за его лагерного прошлого, которого холодно встретили родные опять же все из-за того же прошлого, который несколько дней бродил возле родного дома, боясь...-2

Человек мечется. Пытается и нашим, и немцам угодить. Вдруг немца погонят и русские вернутся. Нету у него никаких идейных убеждений. Задача одна - выжить.

А кроме него из неизвестно каких щелей повылезали осколки прошлого, местные обыватели. Собрались на званый ужин, что устроил Фаюнин, пригласив немецкого коменданта города и начальника гестапо.

Просочился откуда-то в щель длинный, со стоячими волосами и в слежавшемся сюртуке господин артистических манер и лошадиной внешности. Он поклонился в пространство и сел, сложившись в коленях. Впорхнули — толстячок с университетским значком на толстовке под руку с вострушечкой в мелких бантиках. Они задержались у столика, а когда отошли, оказалось, что там уже обмахивается веером старушка в бальном платье, под которым видны подшитые валенки. Гости двоятся и троятся, как шарики под чашкой фокусника, переставляемой с места на место
Мосальский. - Тебе лично известен весь этот зверинец?
Фаюнин. - Помилуйте, Александр Митрофанович. Промышленность, адвокатура-с! Даже бас имеется, только прославиться не успел.

 А Федор, которого не взяли в армию из-за его лагерного прошлого, которого холодно встретили родные опять же все из-за того же прошлого, который несколько дней бродил возле родного дома, боясь...-3

Бас, адвокатура, "промышленность" - одним словом "креативный класс". Который завсегда готов служить любой власти, лишь бы за стол посадили и покушать дали.

Но вернемся к главному герою, к Федору Таланову. Конечно, обидела его Советская власть, осудив без вины. Обидели родные, мягко, но выгнав из родного дома как бывшего "врага народа". Обидел недоверием партизан Колесников. И по всему он должен пойти служить к немцам. Просто идеальный случай, как и у Фаюнина.

Вот только Федор, которого все, как изгоя, отвергли, а ведь он хоть и "тамбовский волк", но "а он товарищ", начинает собственную борьбу с оккупантами. Спас Колесникова, оставив ему свои документы. А потом убивает немецкого коменданта. И будучи схваченным, на вопрос кто такой, каков род занятий отвечает просто

- Я русский. Защищаю Родину!

 А Федор, которого не взяли в армию из-за его лагерного прошлого, которого холодно встретили родные опять же все из-за того же прошлого, который несколько дней бродил возле родного дома, боясь...-4

И немцы его казнят.

Вот он, главный посыл для товарища Сталина, который ему сделал Леонид Леонов. Осудили человека несправедливо как "врага народа", отвернулись от него родные, не доверяет Советская власть из-за его прошлого. Озлобился он на всех, язвительно отзывается в адрес Советской власти, но не враг он своей Родине. Он русский. И потому защищает свою Родину. И готов пожертвовать свою жизнь, уничтожая врага.

И даже если кто-то из представителей власти тебя обидел, это еще не означает, что русский человек должен становится предателем своей Родины. Так что будьте уверены т. Сталин, что бывшие "враги народа", если они настоящие русские люди, никогда не станут предателями. Спрячут свои обиды до мирного времени и будут вместе со всеми бить немца до полного его уничтожения.

И опять же это посыл, ко всем бывшим "репрессированным"- не время копить обиды, врага бить надо.

И т. Сталин понял весь этот не очень хитро замаскированный посыл писателя Леонида Леонова. И отметил эту очень нужную пьесу в 1943 г. Сталинской премией 1 степени. А в 1946 г. фильм Абрама Роома удостоился Сталинской премии 2 степени, вместе с режиссером ее получили актеры Олег Жаков и Василий Ванин.

Кстати, тем же постановлением СНК СССР Сталинских премий были удостоены и два других фильма, о которых мы писали в этой статье - "Она защищает Родину" Фридриха Эрмлера и "Радуга" Марка Донского. За "Радугу" кроме режиссера Донского премий удостоились Наталья Ужвий и Нина Алисова, блистательно сыгравшая отрицательный образ Пуси - "немецкой овчарки".

Знал т. Сталин кого и за что надо награждать.

Вот три главных советских фильма "для войны". Два - "Она защищает Родину" и "Радуга" о том, что врага-зверя надо уничтожать, и уничтожать беспощадно, насмерть. Потому как не может ему быть прощения за все, что этот зверь сотворил. И третий - "Нашествие" о том, что даже если чем-то тебя и обидели власти, но это не повод становится предателем и переходить на сторону врага. И не все обиженные, если они настоящие патриоты своей Родины, обязательно становятся предателями. Им только надо дать возможность вместе со всеми уничтожать врага.