Фет Афанасий Афанасьевич - «…если русская поэзия - сокровищница, то она хранит алмазы Пушкина, жемчуг Тютчева, изумруды и рубины Фета…». ИЖЗ
Афанасий Афанасьевич Фет занимает самостоятельное место в тесной и славной семье лучших поэтов послепушкинского периода. Уже в первом сборнике его стихотворений, напечатанном в Москве в 1840 году, под заглавием «Лирический Пантеон», сказалась особенность таланта тогда еще очень юного автора – оригинальный и чистый лиризм, суть его поэзии.
Фет начал свою поэтическую деятельность в годы расцвета русской поэзии, и лучшие писатели такие как например Гоголь приветствовали и оценили его молодое оригинальное дарование. В те года художественные вкусы читателей формировались талантливой критикой, находились на достаточной высоте, пушкинские традиции были еще живы, читающее общество любило истинную поэзию и способно было серьезно ценить ее.
Но в шестидесятые годы, под влиянием различных общественных веяний, русская литература стала проявлять немало болезненных признаков. Чистое искусство, художественная правда заменились тенденциозностью узкого направления, чувство меры исчезало. Признавали стихи только обличительные и проникнуты гражданской скорбью. Представители истиной поэзии, свято хранившие пушкинские традиции, подвергались журнальной травле. Как чистому лирику, исключительно лирику, Фету доставалось чуть ли не сильнее всех, тем более, что он, как сам справедливо говорил, обращаясь к своей музе:
«Заботливо храня твою свободу
Непосвященных я к тебе не звал.
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял».
В своих стихах Фет почти никогда не затрагивал общественные вопросы: все то , чем интересовались и о чем волновались его современники. В этом смысле его поэзия совершенно лишена признаков времени. Фет никогда не изменял своему призванию и до последних дней остался верен своей музе.
В конце жизни он говорил своей музе:
«Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня
С задумчивой улыбкой на челе».
Когда времена изменились, и русское общество перестало бредить, читатели с тонко развитом художественным вкусом поняли творчество Фета. Он слова превращал в музыку, в кратком сочетании слов он умел воплотить самую разнообразную картину, самое сложное чувство, тончайшее ощущение. В.Соловьев в 1908 году писал: «…если русская поэзия - сокровищница то она хранит алмазы Пушкина, жемчуг Тютчева, изумруды и рубины Фета…»
Фет Афанасий Афанасьевич
1820-1892
Немного биографии:
Афанасий Афанасьевич родился 23 ноября 1820 года в Мценском уезде, Орловской губернии в сельце Новоселки, родовом имении своего отца Афанасия Неофитовича Шеншина. Он родился после венчание своих родителей по лютеранскому обряду, но раньше совершения обряда православного. Все были уверены, что это не имеет значения, - однако уже в университете ему пришлось принять фамилию матери - Фет, и лишь много лет спустя, родовая дворянская фамилия Шеншина была официально возвращена писателю, уже успевшему получить известность под именем Фет.
Отец поэта Афанасий Неофитович Шеншин, штабс-ротмистр, во время одной из своих стоянок в Германии влюбился в будущую мать Фета - Шарлотту Беккер. Но ее родители, горячие приверженцы Наполеона, были против брака с Русским, да еще с таким необузданным кутилой и картежником, каким знали А.Н.Шеншина на стоянках. Поэтому они поспешили выдать дочь за немца - асессора Иоганна Петра Карла Вильгельма Фета, служивший во время войны 1812-1813 годах в армии герцога Гессенского в кригс- комиссариате секретарем. В октябре 1820 года Афанасий Неофитович и Шарлотта Фет обвенчались по лютеранскому обряду и уехали в Россию. В Новоселках в Мценском уезде, Орловской губернии 23 ноября 1820 года у них родился сын – Афанасий Афанасьевич, и только в сентябре 1822 года они обвенчались по православному обряду.
Когда родился Афанасий Афанасьевич, местное духовенство, находившееся в зависимости от богатого помещика, не спрашивало правильно ли Афанасий Неофитович повенчан с особой которую все уже признали за его жену, поэтому и ребенок был записан в книги, как законный сын своих родителей под фамилией Шеншин, каковым он и оставался до 14 летнего возраста, то есть до времени, когда для поступления в учебное заведение потребовалось представить его документы. В этих бумагах не было самой главной – о православном венчании родителей. По русским законам на день рождения Фета, его мать оставалась законной женой асессора Фета. При поступлении в Университет он был вынужден принять фамилию своей матери по первому браку – Фет. И только 26 декабря 1873 года по Высочайшему Указу Сената Афанасию Афанасьевичу была возвращена родовая фамилия –Шеншин.
Шеншины представители древней дворянской фамилии, потомки татарского княжеского рода и в старину им принадлежал почти весь Мценский уезд. Фет рассказывал предание семьи, согласно которому дед Афанасия Неофитовича, воевода Петр Афанасьевич Шеншин, ездил «на лошадях кованых серебром». После смерти Петра Афанасьевича в 1709 году, старшему сыну – Неофиту Петровичу, - досталось поместье «Добрая Вода», где у него родились: Афанасий, Петр, Иван, Прасковья, Любовь и Анна. От своего отца Афанасий Неофитович получил три имения – Скворчее, Тим и Козюлькино, переименованное позднее в Новоселки, всего 2200 десятин и 300 душ крепостных.
У Афанасия Неофитовича и его жены Шарлотты кроме Фета родились: Анна, Василий(умер в младенчестве), Любовь, Василий, Анна, Петр и Надежда.
Образование, служба:
До 14 лет Фет жил и учился дома в Новоселках, затем был отвезен в пансион Крюммера в городок Верро, в Лифляндии, где провел три года. В 1837 году его отправляют в Москву, в течение полугода проходит подготовительный курс для поступления в Университет у М.П.Погодина. В 1838 году он поступает в Московский университет на юридический факультет, но уже через несколько недель переходит на филологический.
Когда он поступил в Московский университет, у него уже накопилась полная тетрадь стихотворений. Они были показаны Гоголю, который первый признал несомненное дарование их автора. В 1840 году стихи были изданы особым сборником под заглавием «Лирический Пантеон».
В 1844 году Фет окончил курс Университета, и поступил на военную службу. В 1845 году был принят унтер-офицером в кирасирский Военного Ордена полк.
Расцвет его поэтического творчества приходится на годы военной службы. В 1850 году он издает сборник своих произведения «Стихотворения А.Фета, Москва, 1850». В эти же года он познакомился с кружком «Современника» - Некрасовым, Панаевым, Дружининым, М.А.Языковым и пр., сосед по имению и хороший знакомый И.С.Тургенев знакомит его с Л.Н.Толстым. В 1856 году он издает второй сборник: «Стихотворения А.А.Фета, СПб. 1856»
Двенадцать лет продолжалась его военная карьера, 27 января 1856 года Фет вышел в отставку в звании штаб-ротмистра.
Выйдя в отставку Фет уехал заграницу, в Париже женился, 16 августа 1857 года, на Марье Петровне Боткиной. Марья Петровна была дочь купца первой гильдии, Петра Кононовича Боткина; сестра почитателя и приятеля Фета, Василия Петровича Боткина; сестра Сергея Петровича Боткина профессора Императорской Медико-хирургической академии. Шаферами со стороны невесты были ее братья, а со стороны Фета – И.С.Тургенев. За жену Фет получил немалое приданное.
«Степановский период» жизни А.А.Фета:
С согласия жены Фен решил серьёзно посвятить себя сельскому хозяйству, в 1860 году покупает за 20 тысяч рублей (из приданных денег)хутор Степановка, 200 десятин земли в Мценском уезде. Это было ровное голое место, с недостроенным домом. Афанасий Афанасьевич в течение 17 лет в Степановке энергично занимается хозяйственными работами: достраивает и расширяет дом; разводит цветники; сажает плодовые деревья; устраивает аллеи; выкапывает пруды и колодцы; усердно занимается хлебопашеством. В эти года он ведет помещичий образ жизни; принимает участие в деятельности орловского земства, служит по выборам мировым судьей Мценского округа, пишет статьи по вопросам о сельских порядках, но редко пишет стихи. Фет был хороший хозяин и хлебосол: свои фрукты и особенную яблочную пастилу посылал в подарок не только друзьям и знакомым, но даже Императору.
Старый парк (А.А.Фет)
«Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустью дыхания мороза.
Краснели по краям кленовые листы,
Горошек отцветал и осыпалась роза.
Над мрачным ельником проснулася заря.
Но яркости ее не радовались птицы:
Однообразный свист лишь слышен снегиря,
Да раздражает писк насмешливой синицы.
Беседка старая над пропастью видна.
Вхожу. Два льва без лап на лестнице встречают.
Полузатертые чужие имена,
Сплетаясь меж собой, в глазах моих мелькают.
Гляжу. У ног моих отвесною стеной
Мне сосен кажутся недвижные вершины
И горная тропа, размытая водой,
Виясь как желтый змей, бежит на дно долины».
«Воробьевский» период жизни:
В 1877 году Афанасий Афанасьевич покупает за 105 тысяч рублей Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии на реке Тускари. Господская усадьба стояла на берегу реки. Каменный дом был окружен каменными службами и огромным парком из вековых дубов. В Воробьевке начинается новая жизнь Афанасия Афанасиевича: хозяйство Воробьевки в 850 десятин и в других имениях, ведет управляющий, а сам поэт возвращается к литературе.
В стихотворениях Воробьевского периода Фет красочно описывает природу своей усадьбы: соловьев, грачей, цапель, гнездящихся в саду, цветники, фонтан и т.д.
Кроме стихотворений в эти года он занимается переводами: Шопенгауэр «Мир как воля», Гете «Фауст», Овидий, Вергилий, Катулл, Тибулл.
В 1881 году он покупает в Москве на Плющихе небольшой дом. И с тех пор зиму проводит в Москве, ранней весной переезжал в Воробьевку и остается там до последних чисел сентября.
Осень
«Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят…
Выйдешь, -по неволе
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь, через поле
Перекати – поле
Прыгает как мяч…» (А.А.Фет)
Последняя эпоха жизни поэта – время довольства:
Последняя эпоха жизни поэта это время довольства, житейского покоя и почета, прочной славы и спокойного литературного творчества. В последние годы жизни он написал свои воспоминания в двух книгах: «Мои воспоминания (1848-1889) 2 тома, Москва, 1890 год, и «Ранние годы моей жизни», Москва, 1893 год (посмертное издание).
В эти года Афанасий Афанасьевич начинает тесно общаться с Великим Князем Константином Константиновичем, который был ревностный почитатель таланта Фета. В 1886 году Князь прислал ему книгу своих стихотворений и письмо. Так началась их переписка, не прерывавшаяся до конца жизни. А в 1887 году Фет был лично представлен в Петербурге Великому Князю. Эти отношения Фет высоко ценил.
В 1889 году в Москве торжественно отпраздновали пятидесятилетний литературный юбилей Фета. Император пожаловал юбиляру звание камергера.
Последнее прижизненное издание стихотворений Фета вышло в 1891 году под названием «Вечерние огни».
Обстоятельство смерти А.А.Фета:
За 10 лет до смерти Фет стал плохо видеть и ему понадобились услуги секретарши. В начале октября 1892 года Фет переехал из Воробьевки в Москву, простудился и схватил бронхит.
21 ноября 1892 года утром он отправил свою супругу за «каким-то редким Шампанским» в дальний магазин. Когда Мария Петровна уехала, Фет продиктовал своей секретарши следующие слова: «Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписался «21 ноября 1892 г.Фет-Шеншин», вслед за тем взял со стола острый нож для бумаги. Секретарша видя, что он наставил нож себе в грудь, стала вырывать у него из руки; он побежал из кабинета в столовую, она за ним. Ей удалось вырвать у него нож, поранив себе руку. Фет в изнеможении упал в кресло, и умер (одна из версий смерти Фета)
Шеншин –Фет Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имение Шеншиных в селе Клейменово Орловской губернии, Мценского уезда. Это родовое имение Шеншиных досталось, после смерти Афанасия Неофитовича, Василию Афанасьевичу Шеншину, и находилось во владении его дочери Ольги Васильевны Глаховой. Здесь же была похоронена и Марья Петровна скончавшаяся в 1894 году, пережив супруга на четырнадцать месяцев. Детей у Афанасия Афанасьевича не было.
«Все, что волшебно так манило,
Из-за чего весь век жилось,
Со днями зимними остыло
И непробудно улеглось.
Нет ни надежд, ни сил для битвы, -
Лишь, посреди ничтожных смут,
Как гордость дум, как храм молитвы,
Страданья в прошлом восстают…» (А.А.Фет. 28 февраля 1892 года)
О характере:
В рассказах его современников сохранились кое какие странности и привычки Фета: « он не мог считать деньги иначе как наедине, не мог жить в комнате с двумя дверями, а непременно с одной, и в прекрасную летнюю погоду любил сиживать взаперти, за двойными рамами».
По характеру Фет был упрям, мог настоять на своем, и сделать так, как он считает нужным.
В остроумии Фет не уступал другому гениальному лирику Тютчеву. Выражение фетовской иронии осталось навсегда на известном портрете работы Репина 1881 года. Именно такое лицо, по словам его друзей, было у Фета, когда приходилось ему выслушивать неумного собеседника.
Фет был убежденным атеистом.
В доме Фета на Плющихе собирались по средам представители разных литературных лагерей, но никогда никаких не было конфликтов. Вечера Фета были той нейтральной почвой, на которой сходились все. Он сам почти не принимал участия в разговорах, в последнее время страдал одышкой, и не мог долго говорить. Он только внимательно слушал и если замечал, что разговор грозит принять щекотливый оборот, умел одним метким словом или шуткой перевести его на другую тему.
«Фет был человек, в лучшем значение этого слова, человек всесторонне образованный, деликатный, добрый и простой. Можно было любить или не любить Фета-писателя. Но нельзя было его не любить, как человек, нельзя было не поддаться очарованию его личности» вспоминал о нем его двоюродный племянник В.Н.Семенкович.
Еще одна интересная его черта - он никогда не менялся. Фет остался по своим убеждениям и по своей жизни, таким же в старости, каким был в молодости. Его можно было назвать консерватором из консерваторов.
Зима (А.А.Фет)
«Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали.
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух.
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит и все немеет, -
Только бы уснуть:
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть».