Вопрос: почему мы не можем снять санкции с дружественных нам стран: Ирана, Северной Кореи?
Сергей Михеев: Я считаю, что от этих санкций надо отключаться. Смысл не в том, что Россия вводила санкции, а Россия присоединилась к тем санкциям, которые поддержаны ООН. В этом есть коллизия, проблема. Россия - одна из стран-основательниц ООН, постоянный член Совета Безопасности ООН; поэтому здесь надо пойти на конфликт с ООН, и это нас ограничивает.
Я считаю, что надо выйти из всех пакетов санкций, потому что в нынешней политической, исторической ситуации они нам только мешают. Другой вопрос, что мы и без этого нашли определенный способ взаимовыгодного общения и с Северной Кореей, и с Ираном. Есть определенное понимание того, почему мы формально остаемся в режиме санкций, а с другой стороны, есть широкое взаимовыгодное сотрудничество (с Ираном точно знаю, про Северную Корею чуть меньше). Здесь единственная загвоздка в том, что эти санкции были одобрены и приняты в связи с ядерной программой. Насколько нам выгодно или насколько нас устраивает обладание Ираном и Северной Кореей ядерным оружием - вопрос сложный и имеет отношение к глобальной стабильности.
Вопрос: что сейчас с Кубой? Постепенно она попадает под влияние США или, возможно, Китая? Может быть её в БРИКС принять?
Сергей Михеев: Если бы Куба захотела в БРИКС, то могла бы туда вступить. Мне кажется, что она является страной-наблюдателем. Не знаю, что конкретно с Кубой, поскольку никогда там не был. Но очевидно, что, с одной стороны, Куба выстояла в ситуации постсоветского развала, когда поддержка со стороны Советского Союза, на которую Куба серьезно опиралась, исчезла, и многие считали, что от Кубы ничего не останется, но, к чести кубинского народа и руководства, они не то чтобы никуда не исчезли, но даже не отказались от многих своих принципиальных направлений внутренней и внешней политики. Но, с другой стороны, ясно, что там есть тенденция на сближение с США с чисто экономической точки зрения.
Разве участие в БРИКС - это гарантия того, что они не будут с США иметь отношения? Я думаю, что Куба неизбежно будет иметь отношения с США, тем более, что в Америке большая кубинская диаспора. Вопрос не в отношениях с США. У нас тоже есть отношения с США, несмотря на то, что происходит. Вопрос в том, чтобы не стать их «шестеркой» и материалом для использования, как произошло с Украиной.