Столько знаменитых зодчих в одном месте, при этом творивших в настолько разных стилях, что глаза разбегаются — куда смотреть и чем восхищаться. Образцовый классицизм и сводящий с ума модерн, театры, скверы, набережная Фонтанки и прекрасная погода ждут нас на этом пути.
Как добраться
Стартуем от станции метро Сенная площадь.
Здесь ходит и наземный транспорт — остановка одноименная. Дальше по Садовой улице двигаемся в сторону Гороховой.
Снимал я в течение трех дней, утром и вечером. Погода менялась стремительно от «вот-вот грянет гром» до яркого солнца. А какой тут закат... Впрочем, смотрите сами.
Позади — павильон станции метро, рядом с ним «притулился» храм во имя Всемилостивого Спаса, а слева тянется бывший доходный дом Успенской церкви.
Почему он так странно изгибается? Раньше вблизи стояла та самая Успенская церковь — отсюда эта геометрия. В народе храм называли «Спас на Сенной» — более полувека над ним трудились последовательно Растрелли, Квасов и Руска. Разрушен в 1961 ради строительства станции метро. Вот как он выглядел при жизни:
Сенная — с лихим прошлым. Не зря Гоголь назначил ее местом, где с Акакия Акакиевича Башмачкина сняли шинель. Теперь, слава Богу, все пристойно, как вы можете видеть на фото выше.
Ну а мы заворачиваем направо, мимо бывшего доходного дома, на Садовую улицу:
Здесь начинались владения Саввы Яковлева — человека с удивительной биографией. Торговец с лотка стал крупнейшим промышленником XVIII века, получил дворянство. Как это произошло — отдельная история, которую я рассказываю на живой экскурсии.
А сейчас остановимся напротив его дома, обнимающего пространство между Гороховой и Садовой.
Первая его версия появилась еще в 1756 от неизвестного архитектора. Дальше здание несколько раз перестраивали, но его идеальные классические формы оставались неизменными.
Чего тут только не было за 2,5 столетия. Торговые лавки всех мастей, мастерская изделий из гипса и мрамора, театр эстрадных миниатюр, Ленинградское отделение ТАСС.
Вид со стороны Садовой:
И со стороны Гороховой:
Если пройти дальше по Гороховой, то с определенной точки открывается изумительная перспектива в обе стороны.
В одну — на Адмиралтейство в конце:
В другую — на ТЮЗ:
Поблизости — Ротонда, Семеновский мост, круглый дом. Но о них в другой раз. Вернемся обратно на Садовую.
После дома Яковлева следующая остановка на этой же стороне — у еще одного торгового центра — на Садовой, 34. Изначально это здание Второго общества взаимного кредита. Архитектор не кто-нибудь, а Федор Иванович Лидваль собственной персоной. Модерн 1909 года:
Группа директоров и членов общества на открытии. Лидваль — сидит крайний справа:
Фасад изобилует различными персонажами:
Декор внутри неплохо сохранился — свободно заходим, поскольку здесь торговый центр.
Сразу следом — снова модерн. Доходный дом купца Томилина по проекту Николая Дмитриева и Леонида Харламова. 1906 год. Кстати, до революции кроме жилья здесь располагалось еще одно общество взаимного кредита — Русское торгово-промышленное.
Дом охватывает перекресток с Апраксиным переулком:
Ощущение, что не хватает башни. И правда, она здесь была — утеряна в советские годы. Но даже без нее дом по-прежнему великолепен — образец венского модерна, называемого сецессион.
Женские лики много раз фигурируют под крышей:
Но самое масштабное изображение — под эркером:
Вот он выдается в Апраксин переулок:
Там нас ждет нечто невообразимое. Но перед этим обратим внимание на противоположную сторону.
Во-первых, стоит упомянуть, что мы добрались до знаменитого Апраксина рынка.
Кажется, что с годами он ни капли не меняется:
А слева — Малый гостиный двор:
Здание неоднократно перестраивалось, самая интересная в нем часть — на углу с Банковским переулком, по проекту Григория Люцедарского.
В народе их называют русалками. На мой взгляд, не тянут они на русалок:
Есть предположение, что творение неизвестного скульптора — своеобразная реклама парфюмерного магазина Ралле и Ко, что находился здесь до 1917 года.
А еще на углу с Банковским переулком — бывшая контора завода Эдмунда Новицкого. Тоже модерн, но уже бельгийский (какое разнообразие модерна на Садовой, однако). Проект Василия Васильевича Шауба, 1904 год.
Знакомая барышня на фризе:
Сейчас все 4 этажа занимает магазин-кофейня. Загляните — там здорово. Особенно на последнем этаже:
Галереи Апраксина рынка напротив тянутся бесконечно:
Поворачиваем в переулок между рынком и домом Томилина.
И тут — не может быть... Мой любимый Александр Львович Лишневский. Вот так встреча! Как я раньше не замечал этот дом? Возможно из-за соседства с рынком.
Доходный дом Василия Корелина, 1912 год. На старте он договорился с Лишневским на неоклассику. Но затем проект неожиданно изменился, сохранив черты романского стиля, при этом смешавшись с фирменной «чертовщиной» архитектора.
Эпатажный и запоминающийся:
Давайте разбирать, кто здесь живет.
Вход в арку охраняют совы:
На втором этаже:
На третьем:
На четвертом:
Под крышей:
Весь ансамбль:
Наконец, на углу, под башней с часами:
Фасад со стороны Апраксина переулка:
Строительство не обошлось без скандала — даже в прессе прогремел. В чем дело — я рассказываю на живой экскурсии. А сейчас обращу внимание на здание рядом.
На первый взгляд — коробка коробкой. Я даже подумал, что кто-то воткнул новострой «под модерн», использовав присущий ему орнамент на фасаде. Оказалось, Федор Иванович Лидваль! Сюрприз на сюрпризе, однако. Гостиница по заказу купца Александрова, 1904 год. Такие дела.
Перспектива Апраксина переулка в одну сторону:
И в другую:
В самом конце слева — неприметный с виду дом.
Между тем, здесь жил до 1917 года будущий святой — Серафим Вырицкий. Памятная доска на первом этаже:
Отсюда открывается великолепный вид на Фонтанку и дома Мещанского общества на том берегу:
От Апраксина переулка идем вдоль набережной налево, и буквально через 100 метров — БДТ, Большой драматический театр, который не нуждается в представлении.
Вид с Лештукова моста:
И с противоположного берега:
С этой точки — замечательная перспектива в разные стороны:
В какой-то момент чуть не разыгралась стихия, но обошлось:
Дальше мы приближаемся к апофеозу классической архитектуры Петербурга, но перед этим остановимся у еще одного моста — Ломоносовского. Вот он впереди:
На противоположном берегу — доходный дом Змеева, Казначейство и бывшее здание Санкт-Петербургской ссудной казны.
Снова мост:
Единороги на фонарях:
Он же ночью:
Вы уже наверняка заметили на фото выше часть Ломоносовского сквера и площади:
Это и есть торжество гения классицизма Карла Ивановича Росси. Точнее, самое его начало)
Перед тем как двинуться к главным достопримечательностям, заглянем в арку:
Из нее виден купол Казанского собора:
С другого ракурса:
Во время заката:
Ну а эту перспективу можно лицезреть бесконечно:
Улица по праву носит имя ее создателя.
Впереди — Александринский театр. Обратный фасад:
На нынешней площади Островского вокруг него — немало достойной архитектуры.
Здание Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (сейчас — Управление Октябрьской железной дороги):
Новострой для Газпрома:
Пространство между обратным фасадом театра и комплексом улицы Росси в одну сторону:
И в другую:
Западный фасад театра:
С другой стороны — здание Городского кредитного общества и дом Басина.
Сейчас здесь квартирует Банк Санкт-Петербург:
Ну а в доме Басина — как и раньше, живут люди. Сказочный проект Николая Никитича Никонова совместно с владельцем дома. Ох и доставалось Никонову за него! Причина — рядом Александринский театр, шедевр классической архитектуры. А тут — неорусский стиль. Это сейчас он так именуется, а тогда его обзывали «петушиным».
Вот они, герои:
Во время заката:
А это еще и Российская национальная библиотека в кадре:
Она же днем. Первая часть:
И вторая:
Но главный герой в этой истории, конечно, он, Александринский театр — творение Карла Ивановича Росси.
Вид из Екатерининского сквера:
Ну а мы закончим прогулку у памятника императрице.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — публикую то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.