⠀Мы привыкли видеть Жизель в 1-м акте в бело-голубом костюме. Так танцевала Уланова и Жизель ассоциируется именно с этими цветами. Но в редакции В. Васильева главная героиня танцует в другом костюме. Смена образа произошла с подачи всемирно известного кутюрье Юбера де Живанши. ⠀
⠀
⠀
⠀
Новую постановку балета "Жизель" В. Васильев осуществил в 1997 году в "Большом театре". ⠀
⠀
Художником по костюмам был приглашен знаменитый модельер Юбер де Живанши. ⠀
Для кутюрье участие в создании балета стало дебютом.⠀
Юбер стремился сделать костюмы максимально приближенными к эпохе спектакля. Для этого⠀
Живанши много времени провел в музее Гранд Опера, изучая информацию, связанную с первой постановкой спектакля в 1841 году в Париже. ⠀
В результате этих исследований, ⠀
костюм Жизели и поменял свой цвет. Вместо привычного бело-голубого, который был создан во времена М. Петипа для Анны Павловой, появился красный лиф с желтой юбкой. Таким образом, Живанши вернулся к истокам: в этих цветах танцевала первая исполнительница роли Жизели-Карлотта Гризи.⠀
⠀
В образе Альберта тоже произошли изменения. ⠀
Н. Цискаридзе в своей книге "Мой театр" рассказывает о работе над постановкой Васильева и вспоминает, что для колета Альберта Живанши лично привёз отрез хорошего бархата из Парижа, а также крест на грудь и брошь для берета, которые попросил добавить в образ Николай.⠀
"Живанши конкретно для меня создал эти вещи, потому что другие такого не просили. Он мне привез настоящий серебряный крест со стразами Сваровски и огромную брошь для берета, которую сам приколол. Все это я потом отдал в театральный музей, чтобы это сохранилось". ⠀
⠀
В эскизе костюма для Альберта, Живанши отталкивался от костюма первого исполнителя этой партии - Люсьена Петипа. Костюм состоял из темносинего бархата на колете и серебристого трико. В оба колета (для I и II актов) были вшиты «косточки», как в корсете, которые жестко держали форму костюма, подчеркивая линию талии. Цискаридзе отмечает, что танцевать в них было непросто, но выглядели колеты замечательно. ⠀
⠀
Как известно, на один спектакль назначается несколько составов солистов и костюмы шьются для них индивидуальные.⠀
Этот спектакль не стал исключением. Цискаридзе был не единственным составом Альберта. Кроме него эту партию репетировал Сергей Филин. Однако, Сергею бархата от Живанши, видимо, не досталось и на этой почве даже случился скандал. Цискаридзе рассказывает, что когда Филин увидел колеты Николая на манекене, то возжелал эти шедевры себе. Но в осиную талию молодого Цискаридзе Филин никак не поместился бы. От досады он сорвал костюм и буквально втоптал его в пол. "Девочки" пошивочного цеха спешно приводили колет Цискаридзе в чувство, пока тот пил чай с печеньками, разминувшись с обиженным Филином в дверях пошивочного цеха. Когда Коля обо всем узнал, он был, мягко говоря, удивлён. ⠀
⠀
Примечателен еще тот факт, что Юбер де Живанши, если верить газете "Коммерсант" за 1997 г, работал над костюмами к "Жизели" безвозмездно, чисто из дружбы с Васильевым и из любви к Большому театру. Видимо, вдохновился общением с работницами Большого театра. В свой приезд в Москву кутюрье отметил, что мастерицы пошивочного цеха Большого театра умудряются делать свою работу очень искуссно, не имея при этом ни достаточного количества материала, ни достойной зарплаты. ⠀
⠀
Костюмы от Живанши стали украшением новой редакции спектакля. А за берет Цискаридзе хвалила сама Н. Дудинская, потому что во II акте уже давно никто из исполнителей не выходил в головном уборе, хотя графу на кладбище с непокрытой головой нельзя было появляться. Граф Цискаридзе снимал свой берет у могилы погубленной им девушки, таким образом выказывая свое раскаяние. ⠀
Зная смысловые акценты своей партии, эрудированный Николай и захотел внедрить головной убор в образ графа, а Живанши воплотил эту задумку с щедростью именитого кутюрье. ⠀
⠀
Теперь, вы знаете, почему Жизель не всегда в бело-голубом платье, а Альберт в исполнении Цискаридзе носил берет. ⠀
⠀
⠀
⠀
⠀