Спешная подготовка к ОГЭ
1. Время не ждёт
Скоро экзамены. Времени на подготовку все меньше. Дорога каждая минута. И если будущие выпускники перед ЕГЭ сами уже осознают свои возможности и слабые места, которые ещё можно подтянуть, масса девятиклассников равнодушно пишет пробники и не торопится приступать к подготовке... Девятый класс - серьезный период, освоение достаточно сложных тем. И вот, в третьем триместре, за месяц-два до ОГЭ, может выясниться, что умения, когда-то приобретенные в младших классах, давно испарились. И даже - их вообще не было. Ничего удивительного - ковидные годы, экспериментальные онлайн-уроки... Если сюда прибавить ещё и неусидчивость самих учащихся, то просто туши свет.
В классе обычно 3-4 ученика "почти" отличники, то есть эти ребята достаточно свободно чувствуют себя в мире знаний, и от красного диплома их может отделять всего лишь отсутствие честолюбия. Про них, а тем более про отличников, мы здесь говорить не станем - этот процент школьников ОГЭ напишет не ниже "четвёрки", даже если у них будет температура в день экзамена, или, например, ссора с дорогим человеком.
Если все время поддерживать себя "на плаву", честно отрабатывая пройденный материал, добросовестно уча правила и их применение в течение школьных лет, - быть хорошистом не сложно. Но кто же из школьников средней школы может похвастаться высокой степенью ответственности, когда столько игр есть на гаджетах, столько информации (развлекательной) на ютубе и столько друзей со столькими заманчивыми предложениями времяпровождения. Честолюбивых и перфекционистов среди подростков крайне мало. Юность беспечна и ещё не научена смотреть вперёд.
Нельзя забывать и о том, что система образования в современных реалиях сама усугубляет положение, выдвигая раннюю специализацию. Все эти общеобразовательные, лингвистические и технические классы, в которых больше внимания уделяется именно профильному предмету, а остальным предметам - так, по остаточному принципу. Вот и мучается лингвист с математикой, а физик мучается с литературой. А что происходит в общеобразовательных классах, вы уже поняли: там ВСЕ предметы - так.
2. Итак, репетитор?
Обнаружив у своего ребенка серьезные пробелы в знаниях, мы пытаемся сначала решить проблему самостоятельно. Но ведь не все математики и филологи... Современные дети сейчас получают, мягко скажем, на порядок больше информации в меньший промежуток времени, нежели когда-то мы.
Если мы не пользовались теми школьными знаниями - мы и не помним ничего! Однако есть смелые родители, берущие учебник с целью быстренько разобраться и об'яснить все чаду. Возможно, оно даже и получается... Например, у вас спокойный и терпеливый характер, и ребенок ваш тоже спокойный и вдумчивый.
В других случаях ради мира в семье (и хороших отношений с отпрыском) лучше предоставить эту работу профессионалам.
Не забудьте, у вас два выхода из положения, и репетитор - лишь один из них. Есть и бесплатный путь. Хочу немного на нем остановиться. Все просто - это ваш учитель в школе!
Как это все выглядит:
1) Вы знакомитесь (лучше очно) с учителем проблемного предмета. Заручаетесь поддержкой, контактами, возможно, информацией о хороших дополнительных учебных материалах.
2) Контролируете и мотивируете своего ребенка именно на этот предмет, проверяете готовность к уроку и тд.
3) Вместе с учителем разрабатываете стратегию восполнения знаний. Никакой учитель (при должном отношении) не откажет в дополнительных заданиях.
4) В итоге, возможно, вы сами вспомните и изучите предмет вполне на том уровне, на котором сможете уже эффективно помогать в подготовке вашему ребенку.
Хочу отметить, что это вполне реально и даже местами интересно. И даже иногда служит сближению родителя и ребенка, что очень полезно в пубертат.
3. А вот теперь - репетитор!
Но если такой возможности нет, не сложилось, не получилось, не тот характер или ещё куча причин, а экзамены скоро, ребенок ничего не понимает, вы тоже, кроме того, вы работаете просто без роздыху, и вникать в дроби, обособляемые приложения или оптику сил просто нет. Начинается лихорадочный поиск репетиторов.
Сперва по знакомым. С рекомендациями. "По блату", как у нас водится.
Здесь надо учесть, что серьезные репетиторы набирают себе учеников в начале учебного года и благополучно их сопровождают вплоть до экзаменов. Брать прямо перед испытаниями сложных (неподготовленных) учеников, брать определенную ответственность за их результат, - так можно и репутацию подмочить, правда ведь?
Остаются, если хотите, репетиторы "не очень серьёзные" - либо без опыта, либо студенты, либо групповые, либо онлайн. Вообще-то в последнее время многие предпочитают онлайн. Однако хотелось бы и на минусы указать, а они таковы:
- в письменных дисциплинах неудобно;
- контроль за вниманием ученика снижен;
- в некотором роде снижен контроль и за действиями учителя.
Так что по математике, например, я только за очное обучение. И индивидуальное: уже нет времени на группы, где все разные. Надо как можно скорее работать по индивидуальному плану.
В других своих статьях я подробно разбираю различные репетиторские форматы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а пока что продолжим.
Можно считать, что вам повезло, если неожиданно по рекомендации вы нашли репетитора, готового заниматься очно. Но чаще рекомендации не подходят, потому что и мы, и наши дети - разные, и разными мерками меряем преподавателя. Может не возникнуть слаженности, взаимопонимания, не сработать методика...
И мы идём на профессиональные порталы .
4. На что обратить внимание при поиске репетитора на сайтах агрегаторов
Рискуя обидеть своих коллег, все же укажу на достаточно четкие признаки нужных вам репетиторов:
- репетитор живёт недалеко (значит, он опытный);
- репетитор старше 50 лет (значит, он обладает так называемыми "методиками СССР", что будет отнюдь не лишним);
- репетитор после первого занятия честно озвучивает вам предполагаемую оценку ОГЭ ребенка, и она невысокая (не спешите обижаться и искать другого: чудес не бывает, годы не впихнешь в два месяца. Но, с вашей помощью, общим фронтом, ваш ребенок будет иметь возможность повысить свой потенциал).
5. И напоследок.
Если вы нашли репетитора и занятия начались, не отпускайте ситуацию, интересуетесь результатом каждого занятия, контролируйте выполнение дз (а оно должно быть обязательно). Попросите, чтобы репетитор оценивал каждый урок, это покажет, например, возрастающий успех, или же неудачу.
Хочу также предостеречь от выполнения заданий совместно с ребенком, или проверки их. Вы проверяете только наличие сделанного домашнего задания!
В недавно закончившемся учебном году задания ОГЭ по обязательным предметам были несложные. Например, чтобы не провалиться по математике (то есть сдать хотя бы на тройку), надо было набрать всего 8 баллов.
Пятерка начиналась уже с 22-х.
И в этом году все так же. Ничего не поменялось.
Торопитесь! И всяческих успехов!