Многие современные артисты выступают перед нашими бойцами и командирами в госпиталях, или прямо в прифронтовой полосе, с импровизированной сцены, сделанной из кузова грузовика. А то и просто так – безо всякой сцены. Так было и в Чечне, и в Афганистане, и в годы Великой Отечественной войны. Более того – были такие выступления и в Первую мировую.
Но особенный расцвет работы «фронтовых бригад», и особенно горячий отклик публики на их выступления – был, конечно же, во время Великой Отечественной. Популярнейшие артисты первой величины - Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Павел Сурков, Лидия Русланова очень часто бывали прямо в прифронтовой полосе. И выступали они, без всякого преувеличения, перед теми, кто буквально накануне вышел из боя.
Позитивная энергия, которая транслировалась во время таких выступлений, была настолько мощной, что вызывала раздражение и беспокойство противника. Случалось, что концерт приходилось прервать и экстренно перенести в другое место из-за обстрела. Советские артисты были объявлены врагами Германии, которых пытались ликвидировать или захватить в плен.
Испытывали острое недовольство фашисты не зря. Актёр МХАТа Александр Остужев вспоминал, что никогда, даже после самых успешных спектаклей, он не испытывал такого душевного подъёма, такого триумфа, который приносили горячая встреча и восторженные аплодисменты солдат. И его коллеги, безусловно, согласны с этим.
Прямо позади окопов, или даже по телефону
Артисты выступали прямо в кузове полуторки с опущенными бортами, или прямо так, без сцены, где придётся. Аккомпанемент был самый простой - гитара или гармонь. Зачастую не было времени и возможности загримироваться как следует, или переодеться в концертные костюмы. А для связистов, которые не могли покинуть свои посты на дежурстве, концерт часто транслировался по телефону.
Но скромные полевые цветы и искреннее восхищение бойцов и командиров были для людей из фронтовых бригад милее роскошных букетов и оваций разодетой публики, в мирное время.
Фронтовые бригады существовали и раньше, но именно в Великую Отечественную эта традиция стала массовой. На передовую приезжали не только актёры и певцы, но и цирковые акробаты, фокусники, клоуны, дрессировщики. И даже кукольники!
Сергей Образцов: «Радовались, как дети»
Основатель знаменитого на весь мир кукольного театра Сергей Образцов вспоминал, что просто невероятной популярностью пользовался на фронте спектакль «Волшебная лампа Алладина». Его они сыграли в полевых условиях около сто раз. Отвлекаясь от суровых фронтовых будней, взрослые мужчины радовались, как дети, наблюдая за похождениями арабского воришки с его верным джинном. Старинная добрая сказка придавала бойцам сил и жизненной энергии.
Михаил Румянцев (Карандаш): наглядно о походе немцев на Москву
Знаменитый цирковой клоун Карандаш, он же Михаил Румянцев, выдумал на фронте новые комические репризы – актуальные, «на злобу дня». Например: прослушав суетливый лай своей дрессированной собачки Кляксы, клоун сообщает: «Речь министра пропаганды доктора Геббельса окончена».
Или – весь нарядный забирается в деревянный танк, а потом внезапно вываливается из него уже перебинтованным, и с костылём, под комментарий: «Так фрицы шли на Москву… а так – обратно».
Его коллега по цирку, известный наездник Михаил Туганов, по легенде, однажды даже подвиг совершил: вместе с товарищами, такими же джигитами-виртуозами, спрятался под брюхом коней, и вплотную подобрался к фашистским позициям. Немцы видели, что скачут просто кони без всадников, и были застигнуты врасплох неожиданной атакой.
«Золотые голоса» СССР
Разумеется, особый фурор производили те, кто нынче называются «звёздами эстрады и шоу-бизнеса»: Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова. Леонид Осипович возил с собой весь оркестр. Пел, свободно общался с бойцами, шутил и рассказывал анекдоты: он был не только прекрасным певцом, но и артистом разговорного жанра замечательным. На каждом концерте звучали его знаменитая «Раскинулось море широко» и бодрая победная песня воина-победителя: «Город весь прошли — и последней улицы название прочли». Она реально придавала бойцам сил и уверенности в себе.
Шульженко и Русланову всегда не отпускали со сцены, настойчиво вновь и вновь вызывая «на бис». Из знаменитых военачальников самым большим любителем и ценителем русской народной песни (а также песни «кабацкой», т.е. шансона) был маршал Жуков. Когда пели Шульженко или Русланова, он не проявлял особенных эмоций. Но надо было видеть его лицо: это было лицо человека, испытывающего искреннее наслаждение.
Лидия Русланова, можно сказать, вошла с нашими штурмующими войсками в Берлин, за что и получила орден Красной Звезды и неофициальный титул «гвардии певицы». Когда на берлинской улице вдруг началась перестрелка, Руслановой крикнули: «Пригнитесь!» А она, бравируя своим бесстрашием, ответила: «Нет уж, русская песня врагу не кланяется!» Прямо у не остывшего ещё от боёв Рейхстага она исполнила «Валенки» и прочие свои «хиты», и даже расписалась вместе с солдатами на колонне взятого гнезда Третьего Рейха.
Один боец, общаясь со знаменитой певицей, и стесняясь своего далеко не парадного внешнего вида, сказал: «Чумазые мы после боя. Но ты нас песней умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо!»
Артисты щедро отдавали в Фонд Победы свои гонорары. Считается, что на гонорары Руслановой было сделано две батареи «Катюш». А Большой театр на свои деньги построил целую эскадрилью самолётов, названную «Советский артист».
Прощальный концерт фронтовых бригад, после которого они были расформированы, состоялся 14 мая у стен Рейхстага. Это было большое событие: артисты стремились попасть на него со всех фронтов. Некоторые даже смогли договориться, чтобы их доставили спецрейсами на боевых самолётах. А как же! Это ведь был праздник Победы!