2,6K подписчиков

Как рассматривают административку в судах и в полиции: суровая правда

1,6K прочитали
В представлении большинства автомобилистов дела о мелких правонарушениях на дороге рассматриваются в полиции, точнее, в ГИБДД, неким коллегиальным органом, именуемым  "комиссией", а более серьёзные...

В представлении большинства автомобилистов дела о мелких правонарушениях на дороге рассматриваются в полиции, точнее, в ГИБДД, неким коллегиальным органом, именуемым "комиссией", а более серьёзные дела уходят к судьям. Также принято считать, что, в отличие от полицейских органов, судьи рассматривают дела более качественно и по справедливости.

Так это или нет - узнаете, дочитав эту публикацию.

Как полиция рассматривает дела

Правила рассмотрения дел по административке и для полиции, и для судей установлены одним и тем же законом - Кодексом об административных правонарушениях. Однако, именно в полиции установленный законом порядок не соблюдается чуть чаще чем всегда.

Чуть подробнее на том, каким порядок должен быть, я остановлюсь ниже. Касаемо же полиции, скажу следующее: дела в Госавтоинспекции часто рассматривают очень поверхностно, не вникая в суть дела и в доказательства.

Стоит уточнить: административка в отношении автомобилиста может быть рассмотрена и инспектором на дороге, и полицейским начальником по месту дислокации соответствующего подразделения.

От чего это зависит? Зависит от того, насколько автомобилист готов соглашаться с фактом совершения нарушения или, наоборот, доказывать свою невиновность. В первом случае закон позволяет инспектору рассмотреть дело прямо на месте остановки автомобиля, в последнем - составляется протокол, который должен быть рассмотрен с участием ответственного руководителя от Госавтоинспекции.

В процедуре рассмотрения дел "на месте" есть свои нюансы, которые знают все хитрые инспекторы и очень полезно знать вам. Подробнее о них я рассказывал в специальной публикации

После того, как нерассмотренный протокол в отношении автомобилиста попадает в подразделение ГИБДД, он, как правило, поступает в подразделение административной практики. Тут аккумулируются все дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении автомобилистов и организаций, как по линии безопасности дорожного движения, так и некоторые другие. В малых подразделениях вместо целого отдела такой работой могут заниматься один-два сотрудника.

Ответственный за адмпрактику сотрудник ко дню, когда автомобилисту назначена так называемая "комиссия", готовит проект постановления по делу, которым, как правило, автомобилист признаётся виновным в правонарушении и которым ему назначается конкретный административный штраф (крайне редко - предупреждение).

Проект постановления готовится от имени того сотрудника, который в подразделении имеет право соответствующее наказание назначить в соответствии с полномочием, предоставленным ведомственным приказом и распоряжением регионального руководства. Если отдел ГИБДД имеет небольшой штат, то такие постановления после рассмотрения подписываются начальником этого отдела или старшим сотрудником.

Когда в день "комиссии" в назначенное время автомобилист-нарушитель приходит в подразделение, уполномоченный сотрудник ГИБДД удостоверяется в его явке и личности и передаёт протокол с приложенными к нему материалами (доказательствами) и проектом постановления по делу ответственному за рассмотрение дела сотруднику или начальнику. Далее, в зависимости от того, как организована работа в отделе, у автомобилиста могут выяснить его позицию и причины несогласия с нарушением.

Часто несогласие, даже если оно подкреплено доказательствами, никак на заранее подготовленную позицию должностных лиц не влияет: постановление подписывается полицейским руководителем, копия документа выдаётся нарушителю и на этом "комиссия" заканчивается. Более того, автомобилист может даже не попасть на приём к ответственному за рассмотрение начальнику - уже подписанное постановление могут вынести для вручения безо всяких "сюсюканий".

Отдельно стоит упомянуть, что некоторые дела могут передаваться для рассмотрения судьям как со стадии нахождения дела у полицейского начальника, так и сразу после поступления в подразделение ГИБДД. У меня есть целая история в двух частях о том, почему автомобилист может даже и не узнать о результатах рассмотрения своего дела

Однако, несколько иначе рассмотрение дела может выглядеть, если автомобилист пришёл на процедуру с защитником. Об этом докладывается руководителю, ответственному за подписание постановления, и тогда процедура хоть как-то может напоминать установленный законом порядок рассмотрения дела. В этом случае начальник может и процедуру разъяснить, и права зачитать, и заслушать объяснения автомобилиста и позицию защитника, а также исследовать при них доказательства. И да, бывает, что подготовленный проект постановления полицейским приходится редактировать: вместо заготовленного наказания впечатывать в постановление решение о прекращении дела или об изменении наказания.

Как рассматривают дела судьи

Другое дело, суды. Да, безусловно, суды чаще следуют установленной законом процедуре рассмотрения дел об административных правонарушениях. И сам статус судьи - человека, облаченного в мантию, наделённого полномочием вынесения решений, имеющих силу закона, - к этому предрасполагает. Только вот на практике на то, насколько скрупулезно судья подойдёт к процессу исследования обстоятельств дела, влияет, скорее, даже не желание судьи следовать букве закона, а... нехватка времени. Иначе говоря, нагрузка.

Участвуя в качестве защитника в делах об административных правонарушениях, я давно выявил закономерность: чем крупнее город, в котором находится суд, или чем населённее и нагруженнее, если так можно выразиться, различными организациями участок, где трудится мировой судья, тем меньше у представителя Фемиды времени на то, чтобы хотя бы вникнуть в суть дела. А чем меньшим временем располагает судья, тем меньше шанс на то, чтобы в первой инстанции правонарушитель был услышан. В загруженных судах рассмотрение дел (как правило, на "административку" выделяется специальный день) напоминает конвейер.

Без прикрас об этом вам расскажет отзыв одного из моих читателей о работе мирового судьи в Санкт-Петербурге:

В представлении большинства автомобилистов дела о мелких правонарушениях на дороге рассматриваются в полиции, точнее, в ГИБДД, неким коллегиальным органом, именуемым  "комиссией", а более серьёзные...-2

Всё потому что:

В представлении большинства автомобилистов дела о мелких правонарушениях на дороге рассматриваются в полиции, точнее, в ГИБДД, неким коллегиальным органом, именуемым  "комиссией", а более серьёзные...-3

То есть, в российских мегаполисах рассмотрение судьями дел, назначенных десятками на один день (и даже, бывает, на одно время) сводится к прочтению по диагонали "сшитых" скрепкой протокола и прочих бумажек, выяснения позиции правонарушителя - причем неважно какой именно позиции - и вынесению тут же постановления. Какого постановления? Постановления о назначении административного наказания, чаще всего.

В городах поменьше, в провинции со временем у судей получше: здесь могут и документы внимательно почитать, и видеозаписи посмотреть, и, бывает, отложить рассмотрение дела для вызова свидетелей, инспектора, составившего протокол, когда автомобилист настаивает на отсутствии своей вины.

Опять же, я давно не верю в непредвзятость судей, когда они рассматривают административку: Кодексом об административных правонарушениях не придумано специальное лицо, которое представляло бы в таких делах сторону обвинения. Например, по уголовным делам в судах эта роль отведена прокурору. А раз в административке стороны обвинения нет, то её - вынужденно ли, специально ли - представляет сам судья. Именно поэтому, думается мне, правонарушители, поучаствовавшие в рассмотрении дел, часто не могут избавиться от ощущения, что судья был настроен как обвинитель: мол, а вы докажите мне, что не верблюд.

Точнее как: участие прокурора в деле предусмотрено законом. Но, как правило, прокуроры участвуют в делах, рассматриваемых в отношении несовершеннолетних, или в делах, возбужденных самими прокурорами

И это притом что в административке, как и в уголовном процессе, тоже присутствует понятие презумпции невиновности привлекаемого к ответственности лица. Это понятие подразумевает невиновность человека в том, в чем он обвиняется, покуда не доказано обратное. На практике же, наоборот, ты сам доказывай, давай, что в протоколе неправда написана.

А уж небезызвестное "нет оснований не доверять сотруднику полиции"...

Всё же, переходя к финальной части публикации, расскажу, как должен выглядеть процесс рассмотрения дела об административном правонарушении по закону.

Я рекомендую дочитать до конца - будут полезные рекомендации.

Начиная рассмотрение дела, судья объявляет, какое дело рассматривается и кто правонарушитель. В моём изложении предполагается, что вы на рассмотрение явились, и потому судья установит вашу личность по документам (если придёте в суд без паспорта, то к судье не пустят; это же касается случаев похода в суд, например, в шортах, пусть даже с паспортом).

Если в деле участвует еще, например, потерпевший (чаще по делам о причинении вреда здоровью в результате ДТП), то при его неявке судья может отложить рассмотрение дела.

Выяснив вашу личность, судья может спросить, есть ли у вас какие-то ходатайства, то есть оформленные на бумаге просьбы об осуществлении каких-то действий. Ходатайства могут быть, например, о вызове свидетелей, об истребовании каких-то доказательств. Закон требует, чтобы ходатайство было изложено письменно, но судья может ограничиться тем, что заслушает озвученное вами вслух ходатайство (я рекомендую, всё же, написать на листе бумаги формата А4). И да, судья может не спросить, есть ли ходатайства, но это не означает, что вас лишили права их заявить.

После стадии ходатайств судья начнет исследование документов и обстоятельств дела. В первую очередь зачитывается составленный протокол, во вторую - исследуются все остальные представленные в дело документы, аудио- и видеозаписи, слушаются свидетели и потерпевшие.

Правонарушителю должно быть предоставлено слово для пояснений. К судье следует обращаться "Ваша честь!", пояснения даются стоя. Если ранее вам не дали возможность заявить ходатайства, то перед или после объяснений самое время это сделать, иначе, такая возможность не представится.

Если судья вызвал должностное лицо (того, кто составил протокол), то судья и вы тоже, с разрешения судьи, задают ему вопросы. Рекомендую список вопросов подготовить заранее. Вопросы нужно задавать по существу дела и не задавать их в формате "Вот вы говорили это-то, а на самом деле то-то...".

Исследовав все документы и заслушав пояснения, судья может окончить рассмотрение, но может и решить отложить дело, особенно, если какое-то из заявленных ходатайств (например, о назначении экспертизы) требует дополнительной информации и (или) дополнительных документов.

Если судья не отложит рассмотрение дела, то может перейти к прениям (хотя, строго говоря, КоАП такую стадию не предусматривает) или спросить вас, есть ли, что добавить: тогда вам даётся дополнительная возможность сформулировать и озвучить свою окончательную позицию по делу, дать окончательные пояснения.

Завершив рассмотрение, судья может удалиться в совещательную комнату, а может сразу объявить своё постановление (опять же, КоАП не предусматривает удаление судьи в совещательную комнату). Собственно, объявлением решения (постановления) всё и заканчивается.

Однако, хотя бы решение и объявлено, постановление могут сразу вам не вручить. В этом случае поинтересуйтесь, где, когда и во сколько вы сможете получить копию постановления судьи - это важно для отсчёта срока на обжалование или срока начала исполнения наказания.

Заключение и рекомендации

Кем бы дело не рассматривалось, хорошо бы тщательно подготовиться. Если вы отстаиваете свою невиновность, то не лишним будет письменно это обосновать - напишите объяснение в свободной форме. На законы ссылаться в своих объяснениях и ходатайствах надобности нет: длинные "полотна" с большей вероятность читать никто не будет. Правильнее будет сформулировать мысли ёмко, но кратко - это поможет вам точнее и быстрее донести и озвучить свою позицию до рассматривающего дело чиновника. Вы можете просить приобщить объяснение к делу.

Да, как я уже сказал, ходатайства лучше готовить письменно. В ходатайстве желательно обосновать, почему и зачем вы просите выполнить то или иное действие, запросить те или иные документы (доказательства).

Если нет уверенности в собственных силах, стоит нанять для защиты представителя. Не все юристы хорошо разбираются в тонкостях административки - тут желательно поискать специализирующихся профессионалов. Присутствие юриста поможет ещё тем, что вы не останетесь один на один с представителем власти. Как вариант, вы можете уполномочить представителя вести дело в ваше отсутствие - это предусмотрено законом, а ваше разрешение на это оформляется доверенностью. Представителем (защитником) может быть как адвокат, так и юрист без адвокатского статуса.

Каким бы ни было постановление, его вправе обжаловать не только вы, но и инспектор составивший протокол.

Ставьте палец вверх, если находите эту статью полезной.

Я и дальше буду писать интересные публикации о своих делах и о нюансах законодательства. Подписывайтесь, чтобы не пропустить их.

Нужна консультация? Мне можно написать в Telegram и Вконтакте. Консультации платные.