Наверное, не стоит удивляться тому, что люди не знают элементарных вещей... Да и у меня в возрасте Мюнхгаузена фон Штирлица было самое общее представление об Олимпиаде... Я тогда не знала, когда конкретно проходит летняя Олимпиада, а когда - зимняя, но знала то, в чём запутался ученик: что Олимпиада проходит раз в четыре года и что Игры называются Олимпийскими, а не Олимпиадскими или какими-нибудь ещё. И разницу между прилагательными "олимпийский" и "олимпиадный" уже тогда знала, хотя никто мне её не объяснял... Как-то сама догадалась. Но Мюнхгаузен фон Штирлиц на этот раз удивил парадоксальным сочетанием знания и незнания...
Продолжили мы с ним мучить числительные. Я думала, что объясняю простую тему - общее представление о целых, дробных и собирательных. Говорю: "Тут всё просто. Целое числительное - это то, которое обозначает целое число, дробное - дробь..." Никаких вопросов у мальчика не было. Приступили к упражнениям.
- Две пятых - это целое.
Никогда не думала, что в этом можно сделать ошибку!
- Что обозначает "две пятых": целое число или дробь - Не, ну, это же целое? Или дробь? Что такое дробь?
Учителя по любому предмету в средней школе поймут, что этим вопросом ученик ввёл меня в ступор... Да, дробь - это элементарно, но как мне объяснить, чтобы понял? Я же не преподаватель математики! Мне очень помогла жизнь по хюгге... Одно из моих хюгге-действий - перечитывание своих подростковых тетрадей (детских нет, потому что я их выбросила из-за творческого кризиса). И в одной из тетрадей я нашла сценарий урока по дробям, который должна была дать младшему брату...
- Представьте, что вы разделили пиццу на пять частей. Представили?
- Ага.
- Но всю пиццу вы есть не хотите, поэтому берёте только две части. Вот эти две части - две пятых.
Потом я ещё для верности вспомнила юмористическое задание из учебника Петерсон, где было что-то вроде "4/5 телевизора", и спросила:
- А телевизор можно так разделить на части?
- Нет.
- А 17 телевизоров взять можно?
- Если руки большие, то да!
- Так вот, если можно взять какое-то количество телевизоров, то это целое числительное, если нет, то дробное!
Замяли, пошли дальше. Через несколько занятий дошли до склонения дробных числительных. Надо было просто правильно прочитать примеры. Я ещё уточнила, что решать не надо.
- А можно всё-таки решить?
- Если хочется, то можно.
- Значит, это так правильно будет: "К восьми целым двум шестым прибавить пять шестых". Это будет восемь целых семь шестых.
Ну не требовать же мне, чтобы он переводил неправильную дробь в правильную! У нас другие задачи! Поэтому я сказала "правильно". Маленькая ложь всегда допустима. И на уроках русского языка такое случается, когда, к примеру, пятиклассник, которому нужно придумать прилагательное, называет причастие... Я говорю "правильно", потому что знать о причастиях пятикласснику ещё рано.
- Получается неправильная дробь, - прокомментировал ответ Мюнхгаузен фон Штирлиц.
Он учился в онлайн-школе, сейчас на семейном обучении... На семейном обучении он занимается только русским и английским, то есть теми предметами, с которыми у него есть проблемы... Как тогда получилось, что он не знает понятия "дробь", но знает понятие "неправильная дробь"?