Что привело тебя в этот мир?
Конфликт. Ты создан из конфликта.
Ты и есть конфликт.
Всю жизнь я искал выход. Что бы я ни делал, где бы ни находился и как бы ко мне там ни относились, мне всегда хотелось закрыть за собой дверь и никогда ее больше не открывать. Это всегда беспокоило меня – до тех пор, пока я не понял, что так во мне проявляется конфликт. Проявляется до сих пор.
Вообще, что такое человек? Человек – это конфликт. Зачатие – это конфликт. Росток, пробивающийся сквозь землю – это конфликт. Бабочка, прорывающаяся сквозь куколку, – это конфликт. Жизнь – это конфликт. И все, что происходит здесь и сейчас, – результат конфликта.
Но конфликт не может всегда быть одним и тем же. Он требует эскалации, усложнения. Ведь согласитесь, что мы не сможем всю жизнь учиться в первом классе. С каждым разом мы хотим более сложных задач, иначе нам становится скучно. Поэтому я разделил свою жизнь на три условных уровня конфликта, каждый из которых представляет собой определенный этап развития, осознанности. Я назвал их личным, социальным и экзистенциальным.
Конфликт первого (личного) уровня проявляется в стремлении человека удовлетворить свои базовые физиологические потребности в пище, безопасности и размножении – биологические потребности. Это животный уровень.
Когда эти потребности удовлетворены, человек успокаивается и у него появляется свободные время и энергия, чтобы осмотреться вокруг. Он начинает наблюдать за окружающим миром. Он начинает созерцать. И он начинает творить. Цивилизация, которую мы знаем сегодня, – результат такого творения. И сегодня современному человеку уже недостаточно удовлетворения только базовых физиологических потребностей. Теперь у него есть потребности социокультурные: он стремится быть интегрированным в общество, стремится обрести социальный статус – семейный, профессиональный, гражданский. Это и есть конфликт второго, социального, уровня. Спорт, искусство, бизнес, политика – созданные человечеством инструменты для мирной реализации конфликта второго уровня.
И казалось бы, чего еще желать – вот он мир, вот ты в нем. Познавай его, меняй, твори, борись, ставь цели, достигай их, примеряй различные социальные одежды. Но нет, находятся смельчаки, или чудаки, которые начинают видеть во втором уровне конфликта замкнутость, цикличность. Они начинают видеть в нем бесконечную последовательность итераций. Жизнь становится для них нескончаемой каруселью, создающей иллюзию движения. Так в них проявляется конфликт, который продолжает искать выход. И он его находит. Он находит его на третьем, экзистенциальном, уровне, на котором человек начинает оперировать такими категориями, как жизнь и смерть. И здесь он вступает в самый главный конфликт своей жизни, кульминационный конфликт. Конфликт, который является итогом всего его существования. Он вступает в конфликт с самой смертью, потому что смерть является последней преградой на пути к выходу, на пути обретения тотальной свободы. Он вступает в конфликт со смертью, чтобы обрести бессмертие.
Но что такое бессмертие? Это не то бессмертие, которое обрели на социальном уровне в виде славы такие личности, как Гай Юлий Цезарь или Наполеон I Бонапарт. И не то бессмертие, которое обрел Леонардо да Винчи в своей «Джоконде». И не бессмертие души, о котором говорят христиане. Мое бессмертие заключается в том, что в назначенный мне срок я должен уйти из этого мира целиком, не оставляя своего разлагающегося тела. Почему именно так? Потому что какая-то часть меня не согласна с той формой смерти, которую я вижу повсеместно. Что-то во мне считает это неправильным, несправедливым. И я не хочу этому препятствовать, потому что таким образом во мне проявляется конфликт.
Но как обрести такое бессмертие? Стремлением в пространство Между Всем. Что такое пространство Между Всем? Это место, или, если хотите, состояние, которое находится между всем, что мы чувствуем благодаря нашим органам чувств и о чем думаем. Оно находится между нашими мыслями. Оно неуловимо, но оно находится здесь и сейчас. Это «темная энергия» Между. Наилучшей метафорой пространства Между Всем для меня является сказка о Федоте-стрельце, которого царь послал туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. И Федот-стрелец нашел это. И как только он это нашел, его жизнь стала преображаться.
И это первый признак того, что человек вышел на третий уровень конфликта. Его жизнь начинает преображаться. Изменения происходят на уровне тела, на уровне мыслей. Человек начинает получать то, что ему нужно - даже если он этого и не просил. Но он каким-то образом знает, что это именно то, что ему нужно.
Второй признак выражается в ощущении того, что он всегда движется вперед. Да, он продолжает совершать итерации второго, социального, уровня, но теперь его не покидает ощущение, что он маленькими шагами продвигается к выходу.
Третьим признаком в движении к бессмертию являются окружающие люди, которые с высоты третьего уровня выглядят как существа, одержимые смертью. Они умирают не потому, что такова их природа. Они умирают, потому что хотят этого. Они приняли правила игры, предложенные миром. Они отказались от своего конфликта и пошли на компромисс.
Четвертый признак – это социальные проблемы. И здесь нужно вспомнить Альберта Эйнштейна, который сказал, что невозможно решить проблему на том же самом уровне, на котором она возникла. И это действительно так, потому что проблемы первого уровня конфликта человечество решило на уровне втором, создав цивилизацию, в которой нужно очень сильно постараться, чтобы умереть с голода или остаться без крыши над головой. Так или иначе, но люди построили относительно безопасный мир.
Но если говорить о проблемах второго уровня, социальных проблемах - экологических, экономических, культурных, политических, то решать их нужно на третьем уровне, потому что на втором уровне их создает наш разум, который в своей эволюции научился искать отличия. Войны и другие социальные столкновения - результат таких отличий. Когда мы встречаем незнакомого нам человека, мы начинаем выявлять его отличительные свойства. И если их количество превышает допустимое значение, мы вешаем на него ярлык чужака и отторгаем его. Именно поэтому мы кажемся друг на друга непохожими.
Но если мы поднимемся на третий, экзистенциальный, уровень конфликта, то для нас станет очевидным, что мы ничем друг от друга не отличаемся и что искать нужно не отличия. Искать нужно сходства. И самым главным сходством абсолютно для всех людей на Земле является то, что все мы подвержены смерти. Смерть является нашим самым главным и общим врагом. И только объединившись против нее независимо от наших социальных различий, мы сможем создать устойчивый стабильный мир.
И заключительный, пятый, признак движения к бессмертию, в котором мне хочется видеть готовность человечества принять идею бессмертия и возможности путешествия по другим мирам, – это ментальная подвижность. Ее я вижу практически во всех областях человеческой жизнедеятельности. Это и крионика, и перенос сознания на материальный носитель, и медикаментозное продление жизни, и квантовая физика, и цифровые метавселенные. Во всем этом я вижу стремление человечества к бессмертию. В человеке заложена функция бессмертия. Он рождается, чтобы жить вечно. Но самым ярким воплощением ментальной подвижности является то, что сегодня огромное количество людей на планете приняло идею о возможности освободить свою гендерную идентичность от биологического пола. В этих экспериментах я вижу желание человечества освободиться от ограничений, навязанных окружающей средой. А что как не бессмертие является наивысшим актом, провозглашающим свободу от правил окружающего мира? Бессмертие как свобода от смерти.
Прежде чем закончить свое послание, я попрошу вас об обратной связи. Вот мой электронный адрес: vokamh@ya.ru, на который вы можете прислать истории о своем знакомстве с пространством Между Всем.
Почему я опубликовал настоящее обращение? Потому что для меня это один из способов реализации моего конфликта третьего уровня. Это мое официальное заявление, в котором я бросаю вызов смерти. Я больше не желаю бояться говорить о ней как о чем-то страшном и запретном.
Я приглашаю вас в опасное, но интересное приключение. Я предлагаю вам создать мир, в котором человек будет не элементом производственного процесса, созданным для производства и потребления материальных благ, но будет существом, исполненным величия. Человек по своей природе бесконечен, он имеет неограниченные возможности. Там впереди нас ждут удивительные времена, если сегодня мы преодолеем наши невежество и страх, делающие нас рабами смерти. Довольно цепляться за ценности, лишающие нас силы и красоты и ведущие в гроб. Пора научиться умирать достойно, умирать с чувством победы, умирать не отводя своего взгляда от взгляда смерти – растворяться в утреннем свете под легкое дуновение ветерка. Пришло время искать выход на следующие уровни конфликта.
Я ухожу, но я буду ждать вас. Буду ждать там, где заканчиваются институты и начинается человек. Там, где заканчиваются ограничения и начинается свобода.