Почему появление 9-го мая 2024 года президента Гвинеи-Бисау на Параде Победы - это вовсе не случайное событие, произошедшее по необъяснимому стечению обстоятельств, а более, чем закономерное следствие нашей общей истории?
Где вообще находится страна с таким причудливым названием? Полагаем, что далеко не каждый сможет найти её на карте. Гвинея-Бисау - это небольшое государство на побережье Западной Африки, и это не одно и то же с Гвинеей, поскольку несмотря на этническую и территориальную близость, народы двух стран говорят на разных языках. Гвинея-Бисау стала португальской колонией ещё в XV веке и освободилась от гнёта колонизаторов лишь в 1974 году. Португальцы по сравнению с другими европейскими державами были довольно неудачливыми колонизаторами. Лишившись огромных бразильских земель ещё в XIX веке, они пытались удержать африканские колонии всеми возможными способами, а земель у Португалии там тоже было достаточно: Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и Кабо-Верде. Не чета французам, конечно, но тоже весьма прилично.
Так вот, основной идеей португальцев по сохранению господствующего положения было воспитание лояльной политической и интеллектуальной элиты. Фашистский лидер португалии Салазар, опираясь на концепцию лузотропикализма, придерживался политики, что португальцем может стать представитель любого этноса, если он живёт на территории Португалии, владеет португальским языком, приспосабливается к культурным номам и традициям португальцев и исповедует католицизм. Для создания такой прослойки колонизаторы приглашали в качестве студентов представителей народов своих владений и даже переименовали их в "заморские провинции". За что мы "любим" европейских колонизаторов, да и в целом Запад, так это за их политкорректный сленг. Можно как Леопольд II уничтожать людей миллионами, но зато называть это дело так, чтобы всё было чинно и благородно. Так вот, что же могло пойти не так в подобной разумной стратегии? Всё, как обычно, крайне просто. Можно сколько угодно кормить людей елейными речами, но если им нечего есть, словами и лозунгами они сыты не будут. Португальцы держали население колоний, как подобает просвещённым европейцам, в нечеловеческих условиях, и это во многом рождало в умах их жителей недовольство, но за счёт повальной неграмотности, а также неразвитости внутренних экономических связей, они не могли объединиться в более организованное движение.
В итоге, отправленные на учёбу в Португалию африканцы внезапно столкнулись с тем, что студенчество страны массово выступает не только против колониализма, но и против главного его заступника - Антониу Салазара. Именно там будущие лидеры движения за национальное освобождение португальских колоний познакомились с марксистско-ленинской литературой, чётко и понятно объяснявшей, что империалистическим державам необходимо во что бы то ни стало обладать колониями, чтобы обеспечивать постоянный рост прибылей и поддерживать приемлемый уровень благосостояния собственного населения. Короче, благополучие метрополии целиком зависело от нищеты и ужасающего положения жителей колоний. Таким образом, из ожидаемых лоялистов получились непримиримые противники Португалии, что заложило бомбу под администрацию последней не только в Гвинее-Бисау, но и в других "заморских провинциях".
На тот момент территория Кабо-Верде и Гвинеи-Бисау ещё находилась в составе одной административно-территориальной единицы, и потому изначально "Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде" (португальская аббревиатура — ПАИГК) действовало сразу в двух будущих государствах. Правда, расхождения возникли очень скоро в связи с разным социально-экономическим положением населения. На островах Зеленого Мыса преимущественно проживали либо мулаты, т.е. потомки смешанных браков португальцев и аборигенов, либо т. н. "асимиладуш" - так прозвали представителей чернокожего населения португальских колоний, которые восприняли культуру метрополии. Так вот, лидером движения стал человек левых взглядов, уроженец как раз-таки Кабо-Верде, оттого сумевший пройти обучение в Португалии, по имени Амилкар Кабрал. После того, как он познакомился с португальским студенческим движением и получил профессию агронома, он вернулся на родину и вскоре начал действовать для создания хорошо организованного национально-освободительного движения. Сначала вместе с ангольскими товарищами Агостиньо Нето и Мариу ди Андраде - будущими членами ФНЛА, начал разрабатывать теоретическую базу национально-освободительной борьбы, а затем, спустя некоторое время, в 1956 году, создал уже упомянутую организацию. Она стремительно набирала популярность - кружки и собрания посещали всё больше местных жителей. Ядром организации стали выращенные португальцами представители местной интеллигенции - Фернанду Фортеш, Аристидес Перейра, Жулио Алмейда и Элиз Турпин. Уже тогда у Кабрала возникла идея выйти на связь с Советским Союзом, и он сделал это в 1961-м году - на освободительной волне т.н. года Африки.
С 1963 года, то есть спустя почти 7 лет после создания ПАИГК, началась вооружённая борьба с португальскими захватчиками. Она была довольно успешной, и уносила жизни десятков приходивших для проведения карательных операций головорезов, а штаб партии, руководивший в т. ч. вооружённым крылом, получившим название Революционных вооружённых сил народа, базировался в соседней Гвинее, дружественной Советскому Союзу. Именно через неё партизаны получали помощь в виде поставок оружия и именно через Гвинею туда забрасывались военные специалисты из числа местного населения, обучавшиеся в УЦ Минобороны СССР номер 165 в Крыму. Через него за 10 с лишним лет войны за независимость прошло несколько сотен кадров.
В начале 1970-х гг., осознавая, что картина боевых действий выстраивается явно не в пользу португальской администрации, да и в Мозамбике с Анголой происходили аналогичные события, португальское военно-политическое руководство предприняло два губительных шага - оно приступило к ковровым бомбардировкам территории Гвинеи-Бисау и попыталось вторгнуться в столицу соседней, бывшей французской Гвинеи - Конакри - чтобы уничтожить штаб ПАИГК, но вмешательство СССР и осуждение действий Португалии помешали довести начатое до конца. Более того, бесчеловечные методы, совершенно традиционные для европейских "гуманистов", вызвали у местного населения небывалое ожесточение, что лишь усилило его решимость в борьбе с захватчиками.
ООН признала Гвинею-Бисау, а точнее ПАИГК единственным выразителем чаяний народа ещё в 1973-м году, а официальную независимость от Португалии страна получила уже в 1974-м. Но Амилкар Кабрал не дожил до этой даты. После очередного политического совещания в посольстве Польской Народной Республики в Гвинее, где обсуждались вопросы дальнейшей финансовой, материальной и гуманитарной помощи со стороны стран социалистического лагеря, Кабрал был убит португальскими диверсантами, лишивших народ Гвинеи-Бисау одного из своих самых ярких лидеров. Впрочем, оборвав жизнь одного человека, они не сумели сломить дух и уверенность сотен тысяч людей, участвовавших в национально-освободительном движении. Победа в борьбе за свободу была одержана, а левые силы до сих пор находятся у руля в Гвинее-Бисау.
Безусловно, после падения Советского Союза, жизнь в стране усложнилась, так как была прекращена помощь находившимся у власти просоветским национальным силам, но даже несмотря на это, общий курс государства даже на сегодняшний день остаётся пророссийским. И жители, и руководители Гвинеи-Бисау благодарны за неоценимую помощь СССР в борьбе с португальскими захватчиками, и потому их присутствие на Параде Победы 9 мая 2024 года более, чем оправдано. Необходимо и далее укреплять связи с действительно дружественным государством, по-настоящему уважающим историческую память о начатом в середине XX века сотрудничестве. Именно такой подход служит залогом успешного совместного процветания народов России и Африки.