Найти в Дзене

Москва порт пяти морей или семи? А почему морей, рек еще понятно… И где увидеть скульптуры пяти морей?

Москва - порт пяти морей - это выражение впервые прозвучало из уст Иосифа Сталина на открытии канала имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой. Идея в том, что после строительства двух каналов — имени Москвы и «Волга-Дон» — из столицы водным путём можно добраться до пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.

Москва-река. Фото автора статьи.
Москва-река. Фото автора статьи.

Итак, мы получили первую разгадку, здесь есть логическое объяснение: Благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей».

Москва-река. Фото автора статьи.
Москва-река. Фото автора статьи.

Откуда взялось утверждение про семь морей?

Это преувеличение или ещё один канал... Ответ на этот вопрос просто удивителен, однажды Булат Окуджава спел:

"Не бродяги, не пропойцы,
за столом семи морей
вы пропойте, вы пропойте
славу женщине моей!"

Так народ и запомнил, не вникая в подробности, что «Москва - порт семи морей». Говорят, что семь приняли лучше пять. Этому тоже есть своё логическое объяснение - именно семерка одно из сакральных чисел на Руси, обладающих магией, не даром ходят выражения: на семи холмах», «на семи ветрах», «семи морей».

Вот так смешав историю с творчеством и мистикой получили, что Город, в котором нет ни одно моря, стал портом семи морей.

  • А "волшебная" голубая ниточка, связавшая абсолютно сухопутную российскую столицу со всеми континентами Земли, имеет длину 128 км и «всего лишь» соединяет маленькую Москву-реку с полноводной красавицей Волгой.

Причины создания канала:

Есть две версии:

  • Первая - это былым руководителям страны хотелось удивить мир, создав прямой водный путь «от Кремля до Белого дома».
  • Вторая - это острая проблема: к тридцатым годам прошлого века стремительно растущая Москва задыхалась без воды. И помочь ей могла только Волга.

Какая из них верна, думайте сами, возможно - обе.

Южный речной вокзал. Фото автора статьи.
Южный речной вокзал. Фото автора статьи.

Краткая история

южного речного вокзала.

Южный речной вокзал, построенный в 1932 году, он был выполнен в основном из дерева – только центральные секции корпусов были кирпичными. Интересно, что и стоял вокзал в другом месте – в Кожуховской гавани у Даниловского моста.

Вокзал выполнил серьезную функцию в годы Великой Отечественной войны - функцию эвакуации населения.

Южный речной вокзал. Фото автора статьи.
Южный речной вокзал. Фото автора статьи.

Современный вокзал

В 1985 году было завершено строительство нового Южного речного вокзала. Это двухэтажное здание с широкими и высокими окнами, формирующими фронтальную стену.

Первых пассажиров новый вокзал принял в 1986 году. Первым рейсом стал теплоход «Павел Юдин», отправившийся в туристическую поездку до Астрахани. Но загруженность вокзала снижалась, и даже проходящее здесь открытие сезона навигации в 2013 году было перенесено в парк им. Горького.

Южный речной вокзал. Фото автора статьи.
Южный речной вокзал. Фото автора статьи.

В 2017 году администрация Москвы хотела признать Южный речной вокзал незаконной постройкой. Однако суд отклонил иск, и мы можем сейчас любоваться вокзалом на набережной Нагатинской поймы.

Пять скульптур в античном стиле в виде пяти женских фигур на фасаде Южного речного вокзала символизируют пять морей, с которыми связана столица, — Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское. Фото автора статьи
Пять скульптур в античном стиле в виде пяти женских фигур на фасаде Южного речного вокзала символизируют пять морей, с которыми связана столица, — Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское. Фото автора статьи

Пять скульптур в античном стиле.

Пять скульптур в античном стиле в виде пяти женских фигур на фасаде Южного речного вокзала символизируют пять морей, с которыми связана столица, — Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское.

Пять скульптур - пяти морей. Южный речной вокзал. Фото автора статьи..
Пять скульптур - пяти морей. Южный речной вокзал. Фото автора статьи..

Оригиналы скульптур из монолитного бетона длиной 3,5 метра и весом в 3,5 тонны каждая были демонтированы в начале капитального ремонта здания Южного речного вокзала в 2013 году и 8 лет лежали на крыше здания под открытым небом. В 2021 году уже при новой реконструкции выяснилось, что реставрации эти скульптуры не подлежат. Сейчас на фасаде обновлённого здания мы видим копии скульптур из современных материалов. Вес каждой новой скульптуры — всего 300 килограммов.