Портрет балерины Лидии Ивановой. Работа Зинаиды Серебряковой. 1922.
Сегодня ей было бы 120 лет, хотя прожила балерина только двадцать. Она утонула во время водной прогулки. Окончательно ни в одну из версий причины смерти никто не поверил. Отец девушки не успокаивался и выдвигал новую версию гибели, множа глубокую печаль. Я всегда писал о балеринах, слегка прописывая портреты их родителей. В этот раз интуиция мне подсказывает, что начинать надо с отца. Возможно, потому, что, узнав правду о том, что случилось с его дочерью, он пытался отыскать до конца своих дней. Это характеризует его как очень любящего отца, так и не смирившегося с потерей. Он не смирился и не успокоился, не испугавшись "грозных товарищей", и продолжал докапываться до истины.
Отец Лидии Ивановой, наслышанный о настойчивости поклонников к балеринам, очень жёстко контролировал жизнь своей дочери. У Лидочки было много поклонников. Были и из ГПУ.
Как часто мы спокойно дышим, и спим в объятиях весны.
А ГПУ сидит на крыше и проверяет наши сны.
Сам глава Петроградского ГПУ был неравнодушен к девятнадцатилетней девушке. Ещё с дореволюционных времён было принято "дружить с балеринами". Подкупал не только талант балерины Лидии Ивановой, но и то, что она была из хорошей интеллигентной семьи, далёкой от балетного мира. Летом 1923 года Лида получила очень лестное предложение, отказаться от которого она была н в праве, если не хотела завершать карьеру балерины в Михайловском театре.
Молодая балерина уже блистала в "Петрушке" и в "Корсаре". В 20-е годы после революции в балетном мире произошла смена поколений. Добавьте сюда отъезд многих балетных артистов из революционной России. Перед балетными предстал мир зыбкий и порой кровавый. Они не вписывались в этот жёсткий и пугающий своей конкретикой мир. Балетные труппы уменьшались, как шагреневая кожа. Сколько противоречивых чувств испытала Лидочкина семья, решая, как поступить с этим предложением.
Решили просто встретиться отцу и девушки у входа в театр. В семь часов вечера отец балерины, Александр Александрович уже наматывал километраж по вестибюлю театра, Лидочка не появлялась. Театр начинает лихорадить, Ивановой нет, спектакль срывается. Вызывают срочно другую балерину на замену. Как назло, директора нет в театре, атмосфера накаляется. Отец сам не свой. Утром директор театра признался отцу несчастной балерины, что спрятался от него. От этой правды отцу балерины становится жутко. Директор только и смог выдавить из себя, что Лида погибла. Так стала разворачиваться мутная история гибели балерины. История эта будоражила всех очень продолжительное время.
Официальная версия: в понедельник, 16 июня 1924 года, лодка с людьми столкнулась в устье Невы с пароходом "Чайка" шедшим в Кронштадт. Из пяти человек погибли двое: балерина Лидия Иванова и организатор поездки инженер Клемент. Их тела не нашли. Потрясённый отец добивается расследования, но на каком-то этапе всё прекращается. В 1927 году Иванов добивается встречи с Сергеем Кировом. Заместитель председателя ГПУ Ягода резко остудил пыл отца. "Уберите это дело, иначе мы вас уберём, как полено с дороги.".
История Лидии Ивановой балетному критику напомнила историю смерти выдающейся французской актрисы Адриенны Лекуврер. Её смерть была очень загадочна. Адриенна была отравлена своей соперницей Луизой-Генриеттой-Франциской Лотарингской. Соперница преподнесла актрисе отравленные цветы. Мадмуазель Лекуврер похоронили Вальтер и Граф Мориц на берегу Сены. У Лиды Ивановой была очень серьёзная соперница, очень страшная в своём мщении. Ею была сама Ольга Спесивцева, прожившая очень долгую жизнь (96 лет). Большую часть Спесивцева провела в сумасшедшем доме. Я писал о ней статью. Спесивцева дебютировала на петербургской сцене в 1913 году, в 1917 году становится примой. "Красная Жизель" буквально взлетела на Олимп. Спесивцева - соперница. Да. Но не убийца!
Скорее всего, более реальная версия, это - балерине подстроили катастрофу, чтобы не выпустить на гастроли из страны. Смерть Лидии повлияла на очень впечатлительную Ольгу, в 1924 году она с матерью покидает страну и едет лечиться в Италию. Больше Ольга никогда не увидит родную землю. Ни Ольга, ни Лидия не обладали бойцовским характером. Обе жертвы.