Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Гений, которого забыли

Оглавление

Имена Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда у всех на слуху. Однако имя Роско Арбакла — мастера немой комедии, который когда-то был популярен не меньше, а-то и больше, чем эти трое, теперь известно разве что киноведам. Почему? Как раз об этом я сегодня и расскажу

Роско Арбакл
Роско Арбакл

Веселый толстяк

Роско «Толстяк» Арбакл — человек корпулентного сложения и притом чудесный мастер комедии, который своими неуклюжими движениями и безграничным талантом смог покорить сердца множества зрителей 10-х — 20-х годов. Родился он в семье, где любовь к искусству передавалась из поколения в поколение, будто рецепт старинного пирога.

Арбакл с женой
Арбакл с женой

Роско начал свою карьеру в водевильных шоу, где быстро понял, что его призвание – заставлять людей смеяться. К 1909 году он обосновался в мире кинематографа, где неповторимая манера и умение использовать свои физические данные на полную катушку принесли ему славу. Несмотря на свои внушительные размеры, Роско был удивительно подвижен и выразителен, что делало его идеальным актером немого кино.

Помощник мясника (1917)
Помощник мясника (1917)

Роско в кино

Один из его самых знаменитых фильмов – The Butcher Boy, («Помощник мясника», 1917), где он предстал на экране в образе коварного мясника, который с удивительной легкостью мог превратить обычную закусочную в арену для слёз и смеха. Его способность преобразовывать самые обычные сцены в комические, не имела границ. Вместе с Роско в «Помощнике…» играл Бастер Китон.

"Странный Дикий запад", 1917
"Странный Дикий запад", 1917

Не менее выдающаяся картина Out West («Странный Дикий запад», 1917). В этом комедийном вестерне Арбакл также снимался вместе с Китоном и предстал в роли бармена. Фильм не только в очередной раз продемонстрировал комическую одаренность «Толстяка», но и показал его умение работать с другими актерами, делая их игру ярче и насыщеннее. Как было в порядке вещей в киноиндустрии того времени, Арбакл чаще всего был был и актером, и режиссером, и сценаристом собственных фильмов.

Роско Арбакл и Вирджиния Рапп
Роско Арбакл и Вирджиния Рапп

Кто боится Вирджинии Рапп?

Карьера «Толстяка» шла в гору, он был одним из самых высокооплачиваемых актеров своего времени. Но, как это часто бывает, на пике славы случилось кое-что, перевернувшее его жизнь с ног на голову. В 1921 году Арбакл был обвинен в изнасиловании и убийстве актрисы Вирджинии Рапп. Судебные процессы длились три года и, хотя Роско был оправдан, его карьера и репутация были безвозвратно уничтожены.

Роско Арбакл, полицейское фото
Роско Арбакл, полицейское фото

СМИ того времени раздули скандал до невиданных размеров, а общественное мнение оказалось разделенным. Некоторые видели в Арбакле жертву охоты на ведьм, другие — безжалостного маньяка. Это стало классическим примером того, как слава может обернуться проклятием.

Что было потом

После суда Роско пытался вернуться к режиссуре под псевдонимом Уильям Б. Гудрич, однако успех уже был не тем. Тем не менее, он оставался любимцем коллег по цеху и тех, кто знал его как тонкого и чуткого человека. Так, например, он написал сценарий для картины Бастера Китона «Сны наяву» и помогал невозмутимому комику снимать «Шерлока младшего».

В последующие годы его имя постепенно начали реабилитировать, а фильмы снова показывать. В 1932 году он снялся под собственным именем в шести теперь уже звуковых фильмах. А 28 июня 1933 г. подписал контракт с Warner Bros на съемки полнометражной картины. Арбакл сказал, что это лучший день в его жизни, но в ту же ночь, к сожалению, умер от сердечного приступа. Несмотря на трагические обстоятельства, «Толстяк» Роско остается одним из символов золотой эры Голливуда, чьё мастерство и неподражаемый юмор продолжают вдохновлять многих.

Роско и Китон: кадр из фильма "Странный Дикий запад"
Роско и Китон: кадр из фильма "Странный Дикий запад"

Жизнь Арбакла полна смеха и слез, триумфа и трагедии. И несмотря на вопиющую несправедливость, с которой пришлось столкнуться комику, его наследие живет и по сей день, напоминая нам о том, что каждая шутка может быть не просто смешной, а по-настоящему великой.