Найти тему

Стальные монстры Третьего рейха: тяжелый танк Panzerkampfwagen VI "Тигр".

Оглавление

Наверное нет ни одного человека, который не слышал о грозном немецком тяжелом танке "Тигр". В этой статье каждый сможет почерпнуть интересную информацию о разработке, конструкции и боевом применении боевой машины, которая стала одним из символов одной из самых страшных войн в истории человечества.

тяжелый немецкий танк Panzerkampfwagen VI "Тигр"
тяжелый немецкий танк Panzerkampfwagen VI "Тигр"

История разработки.

Разработки танка прорыва в Германии велись еще с середины 30х годов. Но шли они настолько медленно, что даже к 1937 году не было более менее готовых проектов. Активные работы над тяжелым танком в рамках программы Panzerkampfwagen VI начались только в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Параллельно с ними над проектом работала и фирма Porsche (доктора Порше многие считают любимчиком фюрера).

В результате "Henschel" создали прототип тан­ка DW I (Durchbruchwagen — машина прорыва). Ходовая часть состояла из пяти катков на сторону на торсионной подвеске. Бортовую броню корпуса из­готавливали из двух частей, соеди­ненных позади боевого отделения ( тогда металлургические заводы еще не мог­ли делать катаные бро­невые листы большого размера толщи­ной 50 мм).

DW II, заказанный в 1938 г., по су­ществу был улучшенным DW I с дру­гими гусеницами и бортовой броней корпуса из одного листа. Двигатель «Майбах» HL 120 вместе с восьмиско­ростной КП "Майбах" Variorex позволял боевой машине разогнаться до 35 км/ч. На танк предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.lV с 75-мм пушкой и спарен­ным пулеметом MG 34. Второй пу­лемет планировали установить в лобовом листе корпуса справа. Как и в первом случае, дело ограничилось постройкой и испытаниями шасси.

VK3001
VK3001

9 сентября 1938 г. управле­ние вооружения выдало фирме "Хен­шель" запрос на танк VK3001. Фирма за основу взяла свой прототип DW II, заменив лишь конструкцию гусеницы. В начале 1940 г. провели первые испы­тания, после них заказали 8 шасси. Первый VK3001(H) был готов в марте 1941 г., но уже в мае от этого проекта отказались в пользу более тяжелого VK3601. Еще два шасси VK3001(H) были изготовлены в октяб­ре 1941 г. Они подверглись тщатель­ным испытаниям вместе с VK 3601, а в последствии и с VK4501(H). После окончания войны шасси VK 3001 было обнаружено на испытательном поли­гоне "Хеншель" в состоянии "на ходу". Фирма "Крупп" (Krupp) изготовила к ним 12 башен, 6 из которых — с пушкой KwK L/24 — установили на форти­фикационных сооружениях. VK3001 применяли только в школах для води­телей танков, всего было изготовлено 4 экземпляра.

-3

К 1941 году обе фирмы представили собственные варианты шасси соответственно VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае того же года Гитлер предложил несколько иную концепцию тяжелой боевой машины с усиленной броней и повышенной огневой мощью, которая должна быть главным ударным кулаком танковых соединений. Каждое планировали вооружить 20 такими монстрами.

Учитывая предложения фюрера и результаты испытаний прототипов разработали новые тактико-технические требования, и после выдали заказ на разработку танка VK 4501. Изготовить опытные образцы хотели к маю - июню 1942 года. Уже готовые танковые платформы пришлось переработавыть почти полностью.

так выглядел VK 4501 (P)
так выглядел VK 4501 (P)

Конкуренция фирм к весне 1942го достигла высшей точки, когда обе машины с одинаковыми башнями от фирмы Friedrich Krupp AG, прибыли в "Волчье логово" (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии для показательных испытаний. После торжествен­ной части на которой Фердинанду Порше вручили "Крест за военные заслуги I класса", Гитлер около получаса осматривал его прототип, внимательно выслуши­вая объяснения конструкторов. Танку "Хеншель" он уделил всего пару минут.

Каждый прототип имел свои (иногда существенные) недостатки. Из-за недоведенной электротрансмиссии VK 4501 (P) имел большие проблемы с маневрированием. Прототип Порше с огромным трудом совершал повороты на 90°. А VK 4501(H) смог разогнать только до 45 км/ч на участке длиной 850 м, при этом двигатель нагрелся так сильно, что возникла угроза пожара.

панорама тренировочного полигона НАТО Берген-Хоне (немецкий: NATO-Truppenübungsplatz Bergen или Schießplatz Bergen-Hone), который расположен в южной части Люнебургской пустоши, в земле Нижняя Саксония на севере Германии. Он занимает площадь в 284 квадратных километра (70 000 акров), что делает его крупнейшим военным учебным полигоном в Германии.
панорама тренировочного полигона НАТО Берген-Хоне (немецкий: NATO-Truppenübungsplatz Bergen или Schießplatz Bergen-Hone), который расположен в южной части Люнебургской пустоши, в земле Нижняя Саксония на севере Германии. Он занимает площадь в 284 квадратных километра (70 000 акров), что делает его крупнейшим военным учебным полигоном в Германии.

Но эта де­монстрация танков ничего не решала — впереди были настоящие испыта­ния на полигоне Берген-Хоне, куда в мае 1942 года прибыли два VК 4501 (Р) и один VК 4501 (Н). В ходе проверки у танка фирмы Porsche, как и в случае с VК 3001 (Р), оказалась не надежная элек­тротрансмиссия. Кроме того, машина имела неудовлетворительную проходи­мость и маленький запас хода — всего в 50 км. Новые танки рассчитывали применять и в Северной Африке, поэтому этот показатель должен быть не менее 150 км. Но дополнительное топливо в танке бло невоз­можно разместить из-за отсутствия места. Легко было предвидеть и многочисленные трудности из-за необычной трансмиссия, которая тре­бовала переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб. Взвесив все "за" и "против", не­смотря на особое расположение Гитле­ра к доктору Порше, комиссия приняла решение в пользу фирмы "Хеншель". Гитлер вынужден был согласиться. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd. Kfz.181) Tiger Ausf.H1, после принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger.

VK 4501(H), в нем легко узнать ставшую легендой боевую машину
VK 4501(H), в нем легко узнать ставшую легендой боевую машину

Описание конструкции.

схема размещения внутренних агрегатов и экипажа в "Тигре"
схема размещения внутренних агрегатов и экипажа в "Тигре"

Компоновку танка "Тигр" с передним расположением трансмиссии можно назвать "классической". Переднюю часть занимало отделение управления, в котором разместили коробку передач, механизм поворота, органы управле­ния, радиостанцию, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

грозный тяжелый танк "Тигр" в разрезе
грозный тяжелый танк "Тигр" в разрезе

Боевое отделение за­нимало среднюю часть танка. В башне устанавливали пушку и спаренный пулемет, приборы наблюдения и при­целивания, механизмы наводки и си­денья командира танка, наводчика и заряжающего. В передней части башни в литой маске было основное вооружение "Тигра" - пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, разработанная на базе знаменитого зенитного орудия Flak 18. Ствол пушки имел длину 56 калибров - 4928 мм; вместе с дульным тормозом - 5316 мм. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни разме­стили боекомплект. На днище танка — гидропривод поворота башни. В мотор­ном отделении - двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение перегородкой отделили от боевого.

башня ранних "Тигров"
башня ранних "Тигров"

Кормовую часть корпуса с помощью внутренних водонепроницаемых перегородок разделили на три части. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд можно было залить водой; а центральный, в котором рас­полагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывали сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиа­торы, а задние — для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, при­крытым броневым колпаком. На танк устанавливали двигатели Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с. ( начиная с 251-й машины). Оба двигателя 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные. HL 230P45 практически идентичен двигателю "Пантеры". Система охлаждения - жидкостная, с двумя радиаторами. Топливом служил бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков - 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 270 л, по бездорожью - 480 л

моторное отделение
моторное отделение

В днище танка предусмотрели люки для доступа к генератору и топливному на­сосу, к спускным кранам систем пита­ния, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.

Корпус танка имел довольно про­стые прямоугольные очертания и был изготовлен из ката­ной стали. Отсутствие рациональ­ного наклона брони компенсировали ее толщиной: лобовая броня — 100 мм, бортовая — 80 мм, верх корпуса — 26 мм. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист кор­пуса — под углом 77°, нижний — под углом 27°. Бортовые листы — верти­кальные, кормовой лист наклонен под углом 8° . В передней части крыши под­башенной коробки для механика-водителя и стрелка-радиста сделали люки-лазы, которые закрывали круглыми крыш­ками на петлях. В каждой смонтировали перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое бронеколпаком.

Корпус и надстройка сварили так, что бортовые полки надстрой­ки приходились над гусеницами, что позволило иметь широкий погон под башню. Начиная с середины 1943 года большую часть "Тигров" обрабатывали пастой "Циммерит", которая спасала корпус от магнитных мин. Штука в том, что противники Герма­нии ничего такого не применяли.

схема бронирование тяжелого танка "Тигр"
схема бронирование тяжелого танка "Тигр"

Ходовая часть танка по одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800 х 95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи, у последующих - внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Слабым местом "Тигра", от которого не удавалось избавиться, был быстрый износ и разрушение резиновых бандажей опорных катков.

схема ходовой части "Тигра"
схема ходовой части "Тигра"

Позже наружный ряд одинарных катков сняли.

За счет применения автоматического гидравлического сервопривода для управления 56-тонным монстром не требовалось значительных физических усилий. Повернуть огромную боевую машину можно было легким движением штурвала. Управление было настолько простым, что с ним мог справиться любой член экипажа. В бою это было дополнительным преимуществом.

место механика-водителя тяжелого танка "Тигр"
место механика-водителя тяжелого танка "Тигр"

"Тигры" на поле боя.

Специально для "Тигров" в Германии создали новую тактическую единицу - тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung - sPzAbt). Это была отдельная воинская часть, которая могла действовать самостоятельно или придаваться другим. Всего создали 14 таких батальонов, один из них действовал в Африке, другой в Италии, остальные 12 - на восточном фронте. В 1942 и в начале 1943 годов тяжелый танковый батальон организационно состоял из четырех рот, только две из них были танковые (с весны 1943 года — соответственно пять и три). До осени 1943 года были батальоны со смешанным состав. Вместе с тяжелыми танками у них на вооружении были средние Pz.III Ausf.L, M и N. Причем в 1942 году их было большинство. К 1944 году боевой состав новых частей стал более однородным. В танковые роты и штаб на "Тиграх", а другие машины — средние Pz.lV Ausf.H — только в танковом взводе роты обеспечения.

танки "Тигр" 501 батальона в Тунисе, 1943 год
танки "Тигр" 501 батальона в Тунисе, 1943 год

Первым подразделением, получившим танки "Тигр", стал первый взвод 502-го тяжелого танкового батальона. В августе 1942 года они уже "проходили испытания" в предместьях осажденного Ленинграда. Первый бой с участием "Тигров" состоялся 7 октября 1942 года. В январе 1943 нашими войсками был захвачен первый почти не поврежденный экземпляр.

Наиболее массово "Тигры" использовали во время Курской битвы. К 12 мая 1943 года для участия в операции "Цитадель" немецкое командование рассчитывало иметь 285 боеготовых Pz.Kpfw.VI (Sd. Kfz.181) Tiger Ausf.H1, но план не выполнили, в войска передали только 246 машин.

"Тигр" 2ой танковой дивизии СС "Дас Рейх" во время операции "Цитадель"
"Тигр" 2ой танковой дивизии СС "Дас Рейх" во время операции "Цитадель"

В июне 1944-го немцы на Западе встретили Союзников 102 "Тиграми" в составе трех тяжелых танковых батальонов СС. Один из них отличился больше других, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист - оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Его подвиги в большой степени прославили танк, всего же на счету аса числится 138 уничтоженных танков и САУ.

Михаэль Виттман (в центре) и его экипаж на фоне "Тигра".
Михаэль Виттман (в центре) и его экипаж на фоне "Тигра".

Эффективность применения Pz.Kpfw.VI (Sd. Kfz.181) Tiger основана на его отличном вооружении, дополненном прекрасной оптикой и продуманной внутренней компоновки. Большинство противников уступали "Тиграм" в дальнобойности и скорострельности. Его экипаж мог начать бой с безопасного для себя расстояния и закончить его, не дав противнику приблизиться. Все известные танковые победы над "Тиграми" одержали при значительном численном перевесе. Тот же Виттман погиб прорываясь через строй "Шерманов", его просто расстреляли в упор из пяти танков. Но на дальних дистанциях у средних танков не было шансов против "Тигра". Известны случаи поражения советских Т-34-85 с дистанции 3900 м.

Основным средством борьбы с этой грозной бронированной машиной на Западном фронте стала авиация. Из-за полного превосходства союзников в воздухе на крышу башни "Тигров" добавили зенитный пулемет MG.42. Для борьбы с "Тиграми" на больших дистанциях довольно эффективно применяли американские истребители танков М10 Wolwerine (пушка 76,2-мм), M18 Hellcat (76,2), M36 Slugger (90-мм). Они действовали в основном из засад. У британцев едва ли не единственным средством для борьбы с "Тиграми" стал Sherman Firefly (М4 Sherman с установленным на него с 76,2-мм (17 фунтовым) орудием).

Танк "Тигр" 101-го тяжелого танкового батальона СС, подбитый в Виллер-Бокаж (Villers-Bocage) 13 июня 1944 года. Этим танком, из состава 2-й роты, 101-го тяжелого танкового батальона СС (schwere SS-Panzer Abteilung 101), командовал обер-штурмфюрер СС Ханнес Филипсен (Hannes Philipsen).
Танк "Тигр" 101-го тяжелого танкового батальона СС, подбитый в Виллер-Бокаж (Villers-Bocage) 13 июня 1944 года. Этим танком, из состава 2-й роты, 101-го тяжелого танкового батальона СС (schwere SS-Panzer Abteilung 101), командовал обер-штурмфюрер СС Ханнес Филипсен (Hannes Philipsen).

На Восточном фронте были танки и САУ, способные бороться с "Тиграми" на больших дистанциях, но широкое распространение они получили с 1944 года (ИС-2, ИСУ-152, Су-85, Су100 и др.). Что касается противотанковой артиллерии, то можно сказать, что бронебойный снаряд самого распространенного орудия ЗиС-3 (76,2- мм) пробивал лобовую броню с 500 м, а бортовую и кормовую — даже с 1500 м. Хорошо показали себя 122-мм снаряды из пушки МЛ-20, поставленной на прямую наводку. Массированное применение полевой артиллерии было эффективным способом борьбы. Экипажи "Тигров" боялись за оптику, электрооборудование и прочие хрупкие детали машины и ретировались с поля боя. Довольно эффективными были противотанковые авиабомбы (ПТАБ), сброшенные со штурмовиков Ил-2.

подбитый на Восточном фронте "Тигр"
подбитый на Восточном фронте "Тигр"

На правах заключения.

Компоновка "Тигра" обеспечила комфортные условия экипажу в бою, позволяла рационально и удобно разместить внутренние агрегаты. Техническое обслуживание трансмиссии можно было осуществлялось не покидая танка. Вместе с тем при более сложных неисправностях для ремонта приходилось снимать башню, а в полевых условиях это проблематично.

установка двигателя в "Тигр"
установка двигателя в "Тигр"

Главным недостатком танка стала его броня, точнее ее масса. Расположив более тонкие броневые листы под более рациональными углами, конструкторы "Пантеры", смогли добиться похожей на "Тигр" защищенности, но массой меньше на 13 тонн.

"Тигру" при максимальной мощности двигателя в 700 лс, было очень трудно эффективно передвигаться по пересеченной местности. Танк весом в 56 тонн просто вяз на болотистых и мягких почвах. Кроме того, это же стало причиной многих усложнений в конструкции и вело к проблемам при транспортировке и эксплуатации.

танк "Тигр" застрял преодолевая мелкую водную преграду
танк "Тигр" застрял преодолевая мелкую водную преграду

Многие называют "Тигр" лучшим тяжелым танком Второй мировой войны. Конкуренцию ему может составить только ИС-2. "Тигр" не был неуязвим, но его репутация наводила ужас на танкистов, пехотинцев и артиллеристов. Он стал легендой Второй мировой войны, несмотря на свои недостатки и относительно малый объем выпуска (всего 1355 единиц).
***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!