Наверное нет ни одного человека, который не слышал о грозном немецком тяжелом танке "Тигр". В этой статье каждый сможет почерпнуть интересную информацию о разработке, конструкции и боевом применении боевой машины, которая стала одним из символов одной из самых страшных войн в истории человечества.
История разработки.
Разработки танка прорыва в Германии велись еще с середины 30х годов. Но шли они настолько медленно, что даже к 1937 году не было более менее готовых проектов. Активные работы над тяжелым танком в рамках программы Panzerkampfwagen VI начались только в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Параллельно с ними над проектом работала и фирма Porsche (доктора Порше многие считают любимчиком фюрера).
В результате "Henschel" создали прототип танка DW I (Durchbruchwagen — машина прорыва). Ходовая часть состояла из пяти катков на сторону на торсионной подвеске. Бортовую броню корпуса изготавливали из двух частей, соединенных позади боевого отделения ( тогда металлургические заводы еще не могли делать катаные броневые листы большого размера толщиной 50 мм).
DW II, заказанный в 1938 г., по существу был улучшенным DW I с другими гусеницами и бортовой броней корпуса из одного листа. Двигатель «Майбах» HL 120 вместе с восьмискоростной КП "Майбах" Variorex позволял боевой машине разогнаться до 35 км/ч. На танк предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.lV с 75-мм пушкой и спаренным пулеметом MG 34. Второй пулемет планировали установить в лобовом листе корпуса справа. Как и в первом случае, дело ограничилось постройкой и испытаниями шасси.
9 сентября 1938 г. управление вооружения выдало фирме "Хеншель" запрос на танк VK3001. Фирма за основу взяла свой прототип DW II, заменив лишь конструкцию гусеницы. В начале 1940 г. провели первые испытания, после них заказали 8 шасси. Первый VK3001(H) был готов в марте 1941 г., но уже в мае от этого проекта отказались в пользу более тяжелого VK3601. Еще два шасси VK3001(H) были изготовлены в октябре 1941 г. Они подверглись тщательным испытаниям вместе с VK 3601, а в последствии и с VK4501(H). После окончания войны шасси VK 3001 было обнаружено на испытательном полигоне "Хеншель" в состоянии "на ходу". Фирма "Крупп" (Krupp) изготовила к ним 12 башен, 6 из которых — с пушкой KwK L/24 — установили на фортификационных сооружениях. VK3001 применяли только в школах для водителей танков, всего было изготовлено 4 экземпляра.
К 1941 году обе фирмы представили собственные варианты шасси соответственно VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае того же года Гитлер предложил несколько иную концепцию тяжелой боевой машины с усиленной броней и повышенной огневой мощью, которая должна быть главным ударным кулаком танковых соединений. Каждое планировали вооружить 20 такими монстрами.
Учитывая предложения фюрера и результаты испытаний прототипов разработали новые тактико-технические требования, и после выдали заказ на разработку танка VK 4501. Изготовить опытные образцы хотели к маю - июню 1942 года. Уже готовые танковые платформы пришлось переработавыть почти полностью.
Конкуренция фирм к весне 1942го достигла высшей точки, когда обе машины с одинаковыми башнями от фирмы Friedrich Krupp AG, прибыли в "Волчье логово" (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии для показательных испытаний. После торжественной части на которой Фердинанду Порше вручили "Крест за военные заслуги I класса", Гитлер около получаса осматривал его прототип, внимательно выслушивая объяснения конструкторов. Танку "Хеншель" он уделил всего пару минут.
Каждый прототип имел свои (иногда существенные) недостатки. Из-за недоведенной электротрансмиссии VK 4501 (P) имел большие проблемы с маневрированием. Прототип Порше с огромным трудом совершал повороты на 90°. А VK 4501(H) смог разогнать только до 45 км/ч на участке длиной 850 м, при этом двигатель нагрелся так сильно, что возникла угроза пожара.
Но эта демонстрация танков ничего не решала — впереди были настоящие испытания на полигоне Берген-Хоне, куда в мае 1942 года прибыли два VК 4501 (Р) и один VК 4501 (Н). В ходе проверки у танка фирмы Porsche, как и в случае с VК 3001 (Р), оказалась не надежная электротрансмиссия. Кроме того, машина имела неудовлетворительную проходимость и маленький запас хода — всего в 50 км. Новые танки рассчитывали применять и в Северной Африке, поэтому этот показатель должен быть не менее 150 км. Но дополнительное топливо в танке бло невозможно разместить из-за отсутствия места. Легко было предвидеть и многочисленные трудности из-за необычной трансмиссия, которая требовала переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб. Взвесив все "за" и "против", несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, комиссия приняла решение в пользу фирмы "Хеншель". Гитлер вынужден был согласиться. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd. Kfz.181) Tiger Ausf.H1, после принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger.
Описание конструкции.
Компоновку танка "Тигр" с передним расположением трансмиссии можно назвать "классической". Переднюю часть занимало отделение управления, в котором разместили коробку передач, механизм поворота, органы управления, радиостанцию, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).
Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливали пушку и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В передней части башни в литой маске было основное вооружение "Тигра" - пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, разработанная на базе знаменитого зенитного орудия Flak 18. Ствол пушки имел длину 56 калибров - 4928 мм; вместе с дульным тормозом - 5316 мм. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни разместили боекомплект. На днище танка — гидропривод поворота башни. В моторном отделении - двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение перегородкой отделили от боевого.
Кормовую часть корпуса с помощью внутренних водонепроницаемых перегородок разделили на три части. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд можно было залить водой; а центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывали сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние — для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком. На танк устанавливали двигатели Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с. ( начиная с 251-й машины). Оба двигателя 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные. HL 230P45 практически идентичен двигателю "Пантеры". Система охлаждения - жидкостная, с двумя радиаторами. Топливом служил бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков - 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 270 л, по бездорожью - 480 л
В днище танка предусмотрели люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.
Корпус танка имел довольно простые прямоугольные очертания и был изготовлен из катаной стали. Отсутствие рационального наклона брони компенсировали ее толщиной: лобовая броня — 100 мм, бортовая — 80 мм, верх корпуса — 26 мм. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса — под углом 77°, нижний — под углом 27°. Бортовые листы — вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8° . В передней части крыши подбашенной коробки для механика-водителя и стрелка-радиста сделали люки-лазы, которые закрывали круглыми крышками на петлях. В каждой смонтировали перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое бронеколпаком.
Корпус и надстройка сварили так, что бортовые полки надстройки приходились над гусеницами, что позволило иметь широкий погон под башню. Начиная с середины 1943 года большую часть "Тигров" обрабатывали пастой "Циммерит", которая спасала корпус от магнитных мин. Штука в том, что противники Германии ничего такого не применяли.
Ходовая часть танка по одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800 х 95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи, у последующих - внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Слабым местом "Тигра", от которого не удавалось избавиться, был быстрый износ и разрушение резиновых бандажей опорных катков.
Позже наружный ряд одинарных катков сняли.
За счет применения автоматического гидравлического сервопривода для управления 56-тонным монстром не требовалось значительных физических усилий. Повернуть огромную боевую машину можно было легким движением штурвала. Управление было настолько простым, что с ним мог справиться любой член экипажа. В бою это было дополнительным преимуществом.
"Тигры" на поле боя.
Специально для "Тигров" в Германии создали новую тактическую единицу - тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung - sPzAbt). Это была отдельная воинская часть, которая могла действовать самостоятельно или придаваться другим. Всего создали 14 таких батальонов, один из них действовал в Африке, другой в Италии, остальные 12 - на восточном фронте. В 1942 и в начале 1943 годов тяжелый танковый батальон организационно состоял из четырех рот, только две из них были танковые (с весны 1943 года — соответственно пять и три). До осени 1943 года были батальоны со смешанным состав. Вместе с тяжелыми танками у них на вооружении были средние Pz.III Ausf.L, M и N. Причем в 1942 году их было большинство. К 1944 году боевой состав новых частей стал более однородным. В танковые роты и штаб на "Тиграх", а другие машины — средние Pz.lV Ausf.H — только в танковом взводе роты обеспечения.
Первым подразделением, получившим танки "Тигр", стал первый взвод 502-го тяжелого танкового батальона. В августе 1942 года они уже "проходили испытания" в предместьях осажденного Ленинграда. Первый бой с участием "Тигров" состоялся 7 октября 1942 года. В январе 1943 нашими войсками был захвачен первый почти не поврежденный экземпляр.
Наиболее массово "Тигры" использовали во время Курской битвы. К 12 мая 1943 года для участия в операции "Цитадель" немецкое командование рассчитывало иметь 285 боеготовых Pz.Kpfw.VI (Sd. Kfz.181) Tiger Ausf.H1, но план не выполнили, в войска передали только 246 машин.
В июне 1944-го немцы на Западе встретили Союзников 102 "Тиграми" в составе трех тяжелых танковых батальонов СС. Один из них отличился больше других, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист - оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Его подвиги в большой степени прославили танк, всего же на счету аса числится 138 уничтоженных танков и САУ.
Эффективность применения Pz.Kpfw.VI (Sd. Kfz.181) Tiger основана на его отличном вооружении, дополненном прекрасной оптикой и продуманной внутренней компоновки. Большинство противников уступали "Тиграм" в дальнобойности и скорострельности. Его экипаж мог начать бой с безопасного для себя расстояния и закончить его, не дав противнику приблизиться. Все известные танковые победы над "Тиграми" одержали при значительном численном перевесе. Тот же Виттман погиб прорываясь через строй "Шерманов", его просто расстреляли в упор из пяти танков. Но на дальних дистанциях у средних танков не было шансов против "Тигра". Известны случаи поражения советских Т-34-85 с дистанции 3900 м.
Основным средством борьбы с этой грозной бронированной машиной на Западном фронте стала авиация. Из-за полного превосходства союзников в воздухе на крышу башни "Тигров" добавили зенитный пулемет MG.42. Для борьбы с "Тиграми" на больших дистанциях довольно эффективно применяли американские истребители танков М10 Wolwerine (пушка 76,2-мм), M18 Hellcat (76,2), M36 Slugger (90-мм). Они действовали в основном из засад. У британцев едва ли не единственным средством для борьбы с "Тиграми" стал Sherman Firefly (М4 Sherman с установленным на него с 76,2-мм (17 фунтовым) орудием).
На Восточном фронте были танки и САУ, способные бороться с "Тиграми" на больших дистанциях, но широкое распространение они получили с 1944 года (ИС-2, ИСУ-152, Су-85, Су100 и др.). Что касается противотанковой артиллерии, то можно сказать, что бронебойный снаряд самого распространенного орудия ЗиС-3 (76,2- мм) пробивал лобовую броню с 500 м, а бортовую и кормовую — даже с 1500 м. Хорошо показали себя 122-мм снаряды из пушки МЛ-20, поставленной на прямую наводку. Массированное применение полевой артиллерии было эффективным способом борьбы. Экипажи "Тигров" боялись за оптику, электрооборудование и прочие хрупкие детали машины и ретировались с поля боя. Довольно эффективными были противотанковые авиабомбы (ПТАБ), сброшенные со штурмовиков Ил-2.
На правах заключения.
Компоновка "Тигра" обеспечила комфортные условия экипажу в бою, позволяла рационально и удобно разместить внутренние агрегаты. Техническое обслуживание трансмиссии можно было осуществлялось не покидая танка. Вместе с тем при более сложных неисправностях для ремонта приходилось снимать башню, а в полевых условиях это проблематично.
Главным недостатком танка стала его броня, точнее ее масса. Расположив более тонкие броневые листы под более рациональными углами, конструкторы "Пантеры", смогли добиться похожей на "Тигр" защищенности, но массой меньше на 13 тонн.
"Тигру" при максимальной мощности двигателя в 700 лс, было очень трудно эффективно передвигаться по пересеченной местности. Танк весом в 56 тонн просто вяз на болотистых и мягких почвах. Кроме того, это же стало причиной многих усложнений в конструкции и вело к проблемам при транспортировке и эксплуатации.
Многие называют "Тигр" лучшим тяжелым танком Второй мировой войны. Конкуренцию ему может составить только ИС-2. "Тигр" не был неуязвим, но его репутация наводила ужас на танкистов, пехотинцев и артиллеристов. Он стал легендой Второй мировой войны, несмотря на свои недостатки и относительно малый объем выпуска (всего 1355 единиц).
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!