Привет! Пластинки с записями музыки, исполнением которой дирижирует Геннадий Рождественский, уже встречались вам на страницах моего канала. И ещё встретятся. Не раз. И это - правильно!
А вот сегодняшняя пластинка так и называется: "Дирижирует Геннадий Рождественский".
Кстати, обратили внимание, как по-английски будет "дирижёр"? Правильно - Conductorr. То-то я думаю, чего это кондукторы в наших городских трамваях такие важные? Теперь понятно... Дирижируют они. Нами.
На попытки заподозрить меня во всеядности сразу отвечу: данную пластинку я приобрёл исключительно из-за первой стороны.
Вторая тоже ничего так. Нормальная. Просто, как я уже не раз отмечал, не шибкий я любитель вокального творчества. Особенно на русском языке. Начинаю вдумываться в смысл текстов, а музыку перестаю вообще воспринимать. И это мне не нравится.
Ладно.
Вот небольшой сопроводительный текст с обратной стороны конверта. Кстати написал его сам Геннадий Рождественский!
***
Год 1782-й...
Французский ученый Жозеф Монгольфье послал в небо первый воздушный шар, в Генуе родился Никколо Паганини, французский капитан инженерных войск Шодерло де Лакло, сочинявший речи самому Робеспьеру, подарил миру свой роман «Опасные связи» — эту энциклопедию адюльтера, которую, несмотря на строжайший запрет светской и духовной цензуры, тайно читали.
- в Париже, Лондоне, Петербурге, Берлине...
Возможно, кто знает, что среди читателей этой книги был и Готтфрид ван Свитен — австрийский дипломат, аккредитованный при берлинском дворе Фридриха Великого. Ван Свитен был широко образованным человеком, большим любителем музыки. Это он инспирировал создание Гайдном ораторий «Времена года» и «Сотворение мира», это ему посвятил свою Первую симфонию юный Бетховен. Ван Свитен основал в Вене «Общество единомышленников», для членов которого в его доме исполнялись оратории Генделя. Так как гигантский состав оркестра генделевских ораторий не мог разместиться в домашнем концертном зале, ван Свитен обратился к Моцарту с просьбой создать новые «сжатые» оркестровые редакции этих ораторий, что и было Моцартом выполнено: он написал новые партитуры: «Мессии» и
большой оратории «Пир Александра». Находясь на дипломатической службе в Берлине, ван Свитен познакомился с прелюдиями и фугами Баха из «Хорошо темперированного клавира», привез эти произведения в Вену и попросил Моцарта сделать транскрипции баховских сочинений для струнного трио, с тем,
чтобы исполнять их с друзьями у себя дома. Моцарт не только переложил баховские фуги, транспонировав их для удобства игры на струнных инструментах в другие тональности, но и присочинил к каждой фуге по Adagio, заменив ими баховские прелюдии. Таким образом возникло в 1782 году уникальное коллективное сочинение Баха и Моцарта под названием «Адажио и фуги».
Суть моей оркестровой транскрипции этого произведения сводится к добавлению партий второй скрипки и контрабаса и некоторым фактурным изменениям (противопоставление в ряде случаев "tutti" и "solo”, варьирование динамических оттенков и штрихов и т.д.).
Проблема человеческих темпераментов давно занимала не только медиков, но и композиторов. Пожалуй, одним из первых, написавших музыкальное сочинение на эту тему, был Филипп Эммануил Бах. В 1749 году он сочинил трио-сонату под названием «Разговор между сангвиником и меланхоликом». Следующим композитором, обратившимся к той же теме, был Карл Мария Вебер. В 1816 году, вскоре после того как он женился на оперной певице Каролине Бранд, Вебер написал вокальный цикл для голоса с фортепиано на стихи поэта Фридриха Губитца под названием «Четыре темперамента».
Вебер озаглавил свои песни так: «Легкомысленный» (имеется в виду сангвиник), «Меланхоличный», «Страстный» (имеется в виду холерик) и «Флегматичный». Известно, что Вебер был отличным гитаристом. Необычайное строение его рук — длина первых пальцев почти в полтора раза превышала нормальную — позволяло ему пользоваться особыми техническими приемами. Он много играл и пел под собственный аккомпанемент, начиная от венских пригородных таверн и кончая салоном герцога Вюртембергского. Оркеструя песни Вебера, я ввел в партитуру гитару, как инструмент не только характерный для его эпохи, но и
любимый самим композитором.
Геннадий Рождественский
***
Современная проигрывающая аппаратура предъявляет высокие требования к качеству грампластинок. В связи с этим разрабатываются новые способы записи, позволяющие улучшить звучание. Одним из наиболее перспективных является цифровой способ, осуществляемый с применением электронно-вычислительной техники. Цифровая запись существенно расширяет динамический диапазон и сводит к минимуму уровень шумов.
Фирма «Мелодия» начала выпуск грампластинок с использованием записей, выполненных цифровым способом.
Одна из них представлена на данной грампластинке, которую рекомендуется проигрывать на аппаратуре высшего класса.
***