Олег Гладов, «Любовь стратегического назначения» - мистический триллер
Осторожно, будут спойлеры!
Если вам когда-нибудь было интересно, как настоящий, брутальный такой пацан напишет про Большую Любовь - вам сюда.
Для начала (и это будет довольно большая часть книги, честно скажу) молодой мужчина приходит в себя в больнице на севере. Выжил он чудом. Его совершенно случайно нашли в машине где-то на краю мира. Все шло к тому, что если его и не добили, то он вот-вот должен был умереть от холода. А он не умер - только ничего не помнит. И никто не знает, кто он такой.
Вот, значит, герой наш живет себе живет в больничке, потихоньку в себя приходит, сдруживается с местными, начинает даже встречаться, если это можно так называть, с местной медсестричкой. Не совсем ясно, что он сам про себя понимает, но читатель-то уж точно понимает, что он какой-то, пожалуй, особенный. То ли мысли читает, то ли просто зрит в корень.
Это второй роман автора, с которым я ознакомилась, и у меня такое чувство, что он хорошо, в общем-то, продумывает сюжет. Но к концу ему надоедает и он такой: а! Да пусть уж как-нибудь. Да, трешово - но круто же? Круто, а?)
Долго ли коротко, герой (по моим ощущениям, это уж середина романа), - выздоравливает в достаточной степени, чтобы не ждать ничего больше от медицины. Для меня удивлением было, что его там так долго держали (да с чего бы), но писателю видней. Тем не менее, держали бы и еще: но он сбегает.
Герой валит на юг. Все складывается благоприятно. Денег у него - разумеется - нет, но ему везет, и по дороге его берет в попутчики какой-то хороший человек. На одном этапе пути он выручает хорошего человека во время случайной драки. На другом - в Самаре - хороший человек выручает его, снабжает документами. Тут уже у читательницы начинает нервно трепетать сердечко. Вот так легко добыть паспорт? (Впрочем, в иностранных романах добыть поддельные документы - раз плюнуть).
Тут ускоряется то ли темп романа, то ли мое восприятие. Потому что (если вы решили все-таки прочесть книгу, бросайте читать этот текст немедленно) дальше всё происходит стремительно. Возможно, я сама старалась читать побыстрее, чтобы закончить уже невыносимый кринж.
Герой прибывает на юг, там он связывается с какой-то малолеткой из поезда (а у него же способности, мы помним? он, например, тут же понимает, что это падчерица мужика, с которым он лежал в больнице и который собирался эту самую юницу растлить). Там же он все вспоминает и встречает! Сестру своей женщины и своего собственного сына!
Вы не угадаете. Но герой был главарем группировки супергероев, которые занимались каким-то мелким криминалом. Цитата:
Мы могли найти скрывающегося человека. Уничтожить самолет. Заставить упрямца рассказать секреты. Предвидеть засаду и вычислить предателя.
Но:
Мы не нарушали закон. Обычными способами. И в Уголовном кодексе за наши деяния наказание не предусматривалось.
Ну да, ну да, у нас же каждый при случае уничтожает самолеты совершенно законно. Новое понимание формулировки «нарушение закона»: нарушение закона - когда вас поймали за руку. А если не поймали, значит, все законно.
Мне бы, конечно, бросить эту историю, узнав, что подруга героя вытатуировала на лобке надпись «Собственность Аспида» (Аспид - это герой и есть), но я зачем-то продолжила.
В общем, герой приревновал свою подругу к товарищу, кокнул этого товарища и исчез. А всю его банду с суперспособностями в это время как-то банально завалили. Только эти двое - сын и сестра - как раз вышли из квартиры - сыну захотелось поиграть в песочнице. Сын, если что, тоже со способностями!
Потом герой со своими вновьобретенными родственниками довольно скучно, но кроваво мстит. И разумеется, что-то такое происходит между героем и сестрой его покойной подруги, намеками. Но в процессе мести ее тоже убивают!
Вот еще цитаты для Золотой Коллекции Цитат О Любви, не всё же про лобки, затяжные о$газмы и Акты Стратегического Назначения:
- Любовь, - сказал я, - это пуля из чистого золота. Вошедшая в сердце и разрушившая всю жизнь.
- Любовь, - прошептала Микса, - это когда каждый поцелуй - проникающее ранение прямо в сердце... Когда штыком высших сил... тебе дырявят грудь и оставляют рану длиной в жизнь...
Три пролета.
- Любовь - это когда реактивные чувства разрывают тебя на миллиард маленьких осколков, - сказал я, доставая гранату, - и каждый из этих осколков продолжает любить....
Но вам же интересно, как и мне, - как вышло, что герой оказался на крайнем севере с травмой головы? Так вот.
Однажды он сказал своей подруге, что если заподозрит ее в измене, то уедет на край земли, возьмет молоток и раскрошит себе череп.
ФСЁ!
Уверена: весь текст был создан исключительно ради этой фразы и начался с нее.
➕Написано увлекательно, а некоторые второстепенные и третьестепенные сюжетные линии прямо заслуживают внимания. Например, про бегунов: изумительный сюр, на мой вкус.
➖Какой-то фантастический образец инфантильного мышления и каши в голове у автора. Немного извиняет, конечно, юность: книжка, судя по всему, была написана в 2000, автору лет 20 было.
Подводя итоги. В результате большой любви герой убивает друга, потом пытается убить себя, в результате чего убивают его любимую женщину и всех его друзей, а когда он мстит, то убивают еще и новую возлюбленную. Он вместе с сыном уходит в закат. Занавес.
UPD Из отзывов на книгу:
Оторваться не могла. Как вкусно написано-то!!! Безнадёга, Мрак, Цинизм, Ярость, Любовь - всё ощущаешь. До мурашек на коже. А Помогала из рассказа "Заговорщик" - вообще снился недавно.
Вкусно.
Радует что появились русскоязычные авторы, книги которых невозможно не дочитать до конца. Открыл вечером - утром понял - уже рассветает. Гладов один из таких авторов. "Любовь" проглотил за один заход. Моё.
Ну и еще один момент, на который меня натолкнули комментарии: мы все знаем нашумевшие истории, которые проходят под тэгом «домашнее насилие». Обычно в этих диких случаях мужчина убивает или калечит женщину, но оправдывает себя, как ни удивительно, Большой Любовью. Очень любил, но как-то так получилось: и вот уже муж Ирины Кабановой пластает её тело на куски в ванной, пока их общие дети спят, а муж Маргариты Грачевой пишет ей из тюрьмы трогательные письма про то, что он к ней ЕЩЕ вернется (да боже упаси). И таким историям нет числа. Дело совсем не в книге «Любовь стратегического назначения», если вы вдруг подумали, что я хочу сделать сейчас этот вывод. Не существует тайной библиотеки, в которой убийцы напитываются идеями.
Дело в том, что писатель, даже самый плохой (а я не могу назвать Гладова плохим писателем), всегда выступает радаром коллективного бессознательного. Вот это самое мужское бессознательное мы здесь и видим очень ярко: «любил» и «убил» сливаются в одно.