Как Пётр Столыпин пытался изменить Россию и почему у него не получилось
Его любили и ненавидели: одни проклинали за аграрную реформу и называли её величайшим злом, другие говорили, что это был последний шанс спасти Российскую империю от революции. Почему Пётр Столыпин, возможно, был убит за свои идеи, как аграрная реформа изменила Россию и актуальны ли сегодня идеи Столыпина — в материале «Секрета фирмы».
Погромы, поджоги и хворающее государство
В 1905 году по России прокатилась волна крестьянских бунтов. В разных губерниях регулярно случались поджоги, причём скотные дворы обычно сжигали прямо со скотом. Поджигали и помещичьи усадьбы, а иногда убивали и самих помещиков, а также царских чиновников.
С февраля 1905 года по май 1906-го погибло восемь градоначальников, генерал-губернаторов и губернаторов, а всего с 1905 по 1906 год в ходе террористических атак было убито и ранено примерно 9000 человек. Однажды на Театральной площади Саратова кинули бомбу прямо к ногам местного губернатора. Бомба взорвалась, несколько человек погибло, но губернатор чудом остался жив. После взрыва он спокойно сказал толпе: «Разойдитесь по домам и надейтесь на власть, вас оберегающую». Люди послушали его. Губернатора звали Пётр Аркадьевич Столыпин. И это было не единственное покушение на его жизнь.
В другой раз один из революционно настроенных местных жителей при встрече со Столыпиным вышел из толпы и вдруг достал револьвер. Он направил оружие на губернатора. Чиновник остался невозмутим. Он распахнул пальто и сказал: «Стреляй!» Вооружённый мужчина сделать выстрел не осмелился и под прямым взглядом Столыпина выронил револьвер.
Столыпин про настроения в крестьянской среде знал и много размышлял о природе волнений. Саратовский губернатор называл крестьянство «самой больной, самой слабой частью, которая хиреет, которая завядает» в без того «хворающем» государстве.
Одной из главных причин кризиса, по мнению будущего реформатора, был общинный строй крестьянского хозяйства. В общине крестьяне владели землёй на равных условиях, соответственно, никто из них не был мотивирован работать больше и лучше. Пока в российских городах повсеместно появлялись электричество и автомобили, крестьянские хозяйства жили довольно архаично. К 1910 году две трети орудий для вспашки составляли деревянные сохи и плуги, а 97% орудий рыхления — бороны, тоже из дерева.
«Лишь создание многочисленного класса мелких земельных собственников, лишь развитие среди крестьян инстинкта собственности, лишь освобождение наиболее энергичных и предприимчивых крестьян от гнёта мира могут поднять наконец нашу деревню и упрочить её благосостояние», — утверждал Столыпин.
Он мечтал создать широкий слой зажиточных крестьян-собственников. Расчёт был прост: тому, кто владеет имуществом, есть что терять, поэтому такой человек вряд ли будет сторонником радикальных изменений.
Бесстрашного и деятельного саратовского губернатора заметил император Николай II. В апреле 1906 года он сделал Столыпина министром внутренних дел. А в июле того же года Столыпин занял пост главы Совета министров России, оставшись при этом в министерском кресле. Получив высокое положение, бывший губернатор смог приступить к реализации аграрной реформы, чтобы сделать крестьян собственниками земли.
Родственник выдающихся военных и литераторов
Пётр Столыпин родился 15 апреля 1862 года в знатной дворянской семье. Первое упоминание о роде Столыпиных датируется ещё 1566 годом,
во время царствования Ивана IV Грозного. Троюродным братом Петра Аркадьевича был Михаил Лермонтов.
Среди родственников реформатора — Александр Столыпин, адъютант Александра Суворова и автор мемуаров о великом полководце. А ещё один представитель семьи — штабс-капитан и участник Бородинского сражения Афанасий Столыпин — был любимым «дядюшкой» Лермонтова, а его рассказы вдохновили поэта на создание поэмы «Бородино».
Отец Столыпина Аркадий Дмитриевич был атаманом Уральского казачьего войска, участником обороны Севастополя и комендантом Кремлёвского дворца. Военная карьера была традиционной для сына дворянина и для мужчин из рода Столыпиных, но Пётр быть военным не захотел и в итоге поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.
В 1885-м Пётр Аркадьевич окончил университет. Выпускной экзамен Столыпин сдавал у самого Дмитрия Менделеева. После университета Столыпин стал чиновником, служил в Министерстве государственных имуществ, а затем — уездным предводителем дворянства в Прибалтике. Он прослужил на этом месте 10 лет, пока не занял должность губернского предводителя дворянства, губернатора Саратова и, наконец, министра внутренних дел.
На министерском посту Столыпин запомнился двумя вещами. Во-первых, «столыпинскими галстуками». Так называли петли на виселицах, а сам Столыпин запомнился современникам как «вешатель». Министр считал, что к революционерам нужно относиться максимально жёстко и подавлять идею бунта в зародыше. Именно поэтому он разработал закон о военно-полевых судах. В итоге повесили почти 4000 революционеров.
Второе, чем запомнился Столыпин, стали «столыпинские вагоны», символ аграрной реформы.
Не бесплодная скала, а океан плодородной земли
9 ноября 1906 года Николай II подписал Указ «О дополнении некоторых постановлений». Так началась столыпинская аграрная реформа. Реформа Столыпина вдохновлялась изречением английского экономиста: «Дайте собственнику бесплодную скалу — и он превратит её в цветущий сад!».
Центром реформы стал Крестьянский банк, который должен был в первую очередь снабжать землёй тех, у кого её не было. Для этого банк выкупал участки, а затем продавал на льготных условиях. Часто безземельным крестьянам предлагали купить землю в Сибири.
Благодаря массовому притоку крестьян в регионе с 1906 по 1913 год на 80% увеличилось количество посевных площадей. Для сравнения: в европейской части России рост составил всего 6,2%.
С 1905 по 1912 год в Западной Сибири поголовье скота выросло на 23%. Кроме того, с 1907 по 1914 годы Сибирь вышла на масштабные поставки хлеба на внутренний и внешний рынки. Ежегодно сибирские крестьяне поставляли 50 млн пудов или 819 000 тонн хлеба. По другим данным, поставки составляли около 100 млн пудов или 1,6 млн тонн. Кроме того, экспорт масла и хлеба вырос в несколько раз.
Несмотря на положительную динамику и начавшиеся изменения, аграрная реформа проходила совсем не так гладко и успешно, как рассчитывал Столыпин. Одна из основных причин — негативное отношение крестьянства и низкая грамотность населения. Ещё одна причина, по которой аграрная реформа шла тяжело, заключалась в том, что Крестьянский банк вместо того, чтобы действительно обеспечивать крестьян землей, фактически обрекал их на кабалу.
Крестьянские хозяйства были вынуждены выплачивать аналог ипотеки, а если у них не получалось вносить платежи, то землю отбирали. Просрочки между тем были почти неизбежны. Крестьянин, получив землю, попадал фактически под власть природы. Если случалась засуха, а участок у крестьянина был на возвышенности, его ждал неурожай. А значит, внести платеж за землю было трудно. Так, из-за просрочек по оплате разорилось более 50 000 хозяйств.
А вот община по-прежнему могла предоставить социальную защиту — люди не могли быть полноценными участниками рыночных отношений и успешными предпринимателями. Но зато никто не терял землю и не оставался на улице, ведь в общине все владели землёй сообща. И в случае засухи могли просто засеять поля в низинах, поэтому община давала стабильный урожай, в отличие от единоличного хозяйства.
Изначально Столыпин думал, что из общины выйдет от 77% до 88% крестьян. Но на практике оказалось иначе. Сразу после начала реформы в ноябре 1906 года сотни тысяч крестьян действительно начали покидать общины, а потом этот поток закономерно стал иссякать. В 1910 году из общины вышло чуть больше 342 000, в 1912-м — 122 000, а в 1915-м — всего около 30 000.
«Одним из самых тяжёлых стал 1911 год — худший по валовому сбору зерна, — рассказывал доктор исторических наук Вардан Багдасарян в интервью телеканалу "Культура". — Это голод, сейчас, правда, идут споры, насколько это выражалось в физической смертности, но всё-таки. Это всё создавало определённый контекст антистолыпинских настроений в обществе».
«Смерть за ним идёт»
Столыпин был чужой для всех. Правые придворные чиновники с православными взглядами воспринимали его как человека, разрушившего крестьянскую общину, то есть основу исконного мироустройства в России. В 1907 году на заседании Государственной думы Столыпин сказал: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» На что депутат правого толка Николай Марков возразил: «А нам, Пётр Аркадьевич, нужна Святая Русь!».
Премьер-министр был чужим и для оппозиционного лагеря. И без того сложное положение Столыпина стало ещё тяжелее из-за разногласий с Григорием Распутиным, который имел большое влияние на царя и его семью. Министр не выносил Распутина. Царь оставался непреклонен: «Пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы». Распутин, в свою очередь, жаловался Николаю на Столыпина.
Попытки премьера справиться с Распутиным и другими недоброжелателями при дворе и правительстве оказались тщетными. За несколько дней до последнего покушения на свою жизнь Столыпин проезжал по Киеву в коляске. Распутин увидел его и сказал: «Смерть за ним идёт». Через несколько дней старуха с косой действительно догнала министра.
Первого сентября 1911 года в киевском городском театре шла опера «Сказка о царе Салтане». На спектакле присутствовали император и Столыпин. В антракте к Столыпину подошёл молодой человек, революционер Дмитрий Богров, и сделал два выстрела из браунинга. Раненый Столыпин перекрестил государя и произнёс: «Счастлив умереть за царя». Его пытались спасти, но раны оказались смертельными. Пятого сентября Столыпин скончался.
Реформа особого значения
Подводя итог политической карьеры министра-реформатора, философ и экономист Пётр Струве отметил, что относиться к аграрной политике Столыпина можно по-разному: «можно её принимать как величайшее зло, можно её благословлять как благодетельную хирургическую операцию», но тем не менее «этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни».
«И сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог», — резюмировал Струве.
В Сибири случился колоссальный приток населения, за Урал переселилось более трёх миллионов человек. Аграрная реформа Столыпина, несмотря на все сложности, дала мощный импульс для роста сельского хозяйства в Западной Сибири, а идеи реформатора до сих пор актуальны. Так, отголоски столыпинской мечты заселить Россию за Уралом можно увидеть в программах «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар» — по ним каждый может получить от государства землю на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера. К февралю 2023 года более 220 000 человек попросили у государства свой участок в глубине родины.
по материалам бортового журнала МИРАЭРО
читайте в нашей прошлой статье про города ушедшие на дно водохранилищ
«целый город под водой: затопленные, но не забытые»