В ноябре 2023 года в Национальном музее современного искусства Кореи (филиал в Квачон) открылась выставка “Геометрическая Абстракция в Корейском искусстве”, но добралась я до нее только в апреле этого года.
Геометрия? Абстракция? Корейское искусство? - если подумать, то название выставки сложное для понимания. Большинству из нас геометрия знакома благодаря урокам в школе..но при чем здесь искусство? Давайте начнем с того, что такое абстракция, а потом уже перейдем к геометрии внутри этого направления.
Термин “abstractio” в переводе с латинского означает «удаление, отвлечение», то есть последователи этого направления отказываются (“удаляются”) от подражания реальности. Считается, что абстракционизм появился и стал основным направлением в искусстве 20-го века в 1910 году, когда Василий Кандинский создал первые абстрактные рисунки. У истоков этого направления находятся такие известные во всем мире художники как Василий Кандинский и Казимир Малевич (все когда-то слышали про знаменитый “черный квадрат”?). К характерным чертам этого стиля относятся взаимодействие объектов с помощью форм, линий и цветов. Отсюда и ссылка к знакомой на всем школьной геометрии.
Несмотря на то, что на Западе геометрическая абстракция появилась и распространилась в начале 20-го века, в Корее массовую популярность это направление получило в 60-70-е годы. Но здесь его критиковали за “декоративность” и отдаленность от корейского традиционного искусства, склонного к духовности и совершенству форм (вспомним те же “Лунные вазы”), поэтому было недооценено обществом.
На выставке “Геометрическая Абстракция в Корейском искусстве” вы можете познакомиться с работами периода 1920-1970 годов.
“Выставка призвана выделить взаимосвязь геометрической абстракции со связанными с ней областями за пределами сферы изобразительного искусства такими как архитектура и дизайн и роль геометрической абстракции в расширении сферы корейского искусства в связи с изменениями, происходящими в корейском обществе того времени.” - так в брошюре нас знакомят с выставкой.
Выставка разделена на несколько секций, чтобы зритель легко смог отследить течение и влияние этого направления на корейское общество и искусство:
- Новизна и инновации: чувство современности - 1920-1930 гг
- Мечты о корейском баухаусе (Sinjohyeongpa) - конец 1950-1960 гг
- Геометрия гор, луны и разума - 1970-е гг
- Эра геометрической абстракции - конец 1960 - середина 1970 гг
Новизна и инновации: чувство современности
Период 1920-1930 годов был периодом знакомства с Геометрической Абстракцией. Это направление оказало влияние на искусство, дизайн, литературу. Творческая интеллигенция восприняла это направление как источник новизны и инноваций.
Мечты о корейском Баухаусе (Sinjohyeongpa) (1950-60 гг)
В начале 20-го века сразу после Первой мировой войны, во времена глубокой депрессии, гиперинфляции и отчаяния в Германии, зарождается архитектурная школа “Баухаус” (и одноименно с ней направление Баухауз), где “под одной крышей” объединяются архитекторы, дизайнеры и художники (Bauhaus (нем.) - «дом строительства»).
Вышеупомянутый Василий Кандинский был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.
Стиль Баухауз предусматривал 5 основных принципов:
- Форма объекта или здания должна непременно относиться к его функциональности.
- Используемые материалы отражают природу объекта или здания
- Минимализм - только линия, цвет и форма имеют значение.
- Единение всех форм искусства (то есть живопись существует не просто как средство украшения зданий и помещений, а само здание - это продукт слияния искусства и архитектуры).
- Объединение искусства и ремесла для удовлетворения потребностей системы массового производства.
Корея не осталась в стороне от этого направления, которое хоть и просуществовало недолго, но охватило весь мир и оказало влияние на большое количество художников и архитекторов.
Sinjohyeongpa - организация в Корее, которая объединила художников, архитекторов и дизайнеров в качестве своих членов и выставляла их картины архитектурные проекты и ремесленные работы вместе в рамках своих членских выставок, мечтая о сближении изобразительного и прикладного искусства. Они попытались отражать реальность общества, сохраняя традиции корейского национального искусства, для чего разработали абстрактный художественный подход к выражению современности.
Конечная цель организации заключалась в том, чтобы выйти за рамки простой демонстрации своей работы и, в конечном итоге, применить свое искусство к промышленным продуктам, которые генерируют экономический потенциал, способствуя развитию страны, которая проходила этап становления после войны.
И действительно, направление получило развитие в период правления военного режима в Корее. Стиль Баухауз отвечал амбициозным экономическим задачам, которые ставили перед народом военачальники. Идеология Баухауза была принята в качестве важнейшего принципа для реализации крупномасштабных строительных проектов.
Геометрия гор, луны и разума (1970- гг)
В 1970-х корейские художники начинают экспериментировать с абстракцией. Первыми художниками, начавшими писать в стиле абстракционизма были Ким Хван Ги и Ю Ён Гук.
В 70-х одной из основных задач послевоенного корейского арт- сообщества было создание стиля, сочетающего в себе традиционную тематику и современность. Абстракция в корейском искусстве начала проявляться через упрощение природных форм и наделение работ лирической чувствительностью к природе.
Природа является одним из основных мотивов в корейском искусстве, с эпохи древнего Чосона и до наших дней. Традиционному стилю изображения природы присуща мистичность, идеальность, умиротворенность. Ниже представлен пример изображения природы эпохи Чосон.
Наблюдая традиционный корейский стиль, мы можем представить насколько трудно такому традиционалистскому обществу было воспринимать новые веяния.
Эра геометрической абстракции (1960-70 гг)
Геометрическая абстракция была уместной для отражения обстоятельств 1960-х и 1970-х годов, когда перед нацией стояли глобальные задачи по выстраиванию новой страны, развитию ее науки и промышленности
Последний период выставки “Геометрическая абстракция” - “Эру геометрической абстракции” куратор разделил на несколько периодов, которые отражали общественные и социальные настроения того времени.
Геометрическая абстракция как молодое направление
В декабре 1967 студенты из Университета Хонгик (ведущий университет в области искусства) организуют выставку “Объединенная выставка молодых корейских художников”, на которой впервые показывают свои работы в стиле Геометрической Абстракции.
Тригонометрическая диаграмма искусства, дизайна и архитектуры
В 1967 году формируется Совет Пластичного искусства Кореи.
Пластичное искусство - искусство форм, которые включают в себя физические манипуляции пластмассы путем литья или моделирования.
Создание Совета акцентировало внимание на Геометрической Абстракции и представило это направление как футуристическое видение, символизирующее развитие корейской нации через объединение художников, архитекторов и дизайнеров.
Среди членов Совета можно выделить: Пак Со Бо, Юн Хён Гын Ха Чён Хён и тд.
Взгляд с высоты птичьего полета на космос
60-е годы 20-го века - это период покорения космоса человеком. 12 апреля 1961 года Гагарин становится первым в истории человеком отправившимся в космос, а 21 июля 1960 года на Аполлон-11 американском пилотируемом космическом корабле первые земляне были доставлены на Луну. Высадка на Луну первых людей, как и во всем мире, в Корее было воспринято как один из самых важных событий в истории человечества. В день полета в Открытом музыкальном зале на горе Намсан в Сеуле собрались 30 тыс человек, чтобы через установленный большой экран в прямом эфире наблюдать за этим событием.
Полет человека на Луну стал источником вдохновения для корейских художников. Появилось большое количество работ в формате представлений автора о том как может выглядеть космос. Характерной чертой работ этого времени становится большое количество кругообразных форм, олицетворяющих планеты, взгляд на космос с высоты птичьего полета, гипнотизирующий эффект, создаваемый повторением форм/линий.
При взгляде на картину мне казалось, что я нахожусь на Аполлон-11 и это вид открывающийся из иллюминатора.
Должна признать, что такое видение куратора выставки и решение разделить ее не просто по годам, а по суб-направлениям внутри одного большого - “Геометрическая Абстракция”, и хорошо составленная брошюра помогли не потеряться в большом количестве исторических событий, общественных настроений и целей, которые преследовали корейские художники того времени.
Также порадовало наличие тура с гидом (на корейском языке), которая не просто перечисляла факты, а дополнительно, при наличии, указывала на влияние западных течений на того или иного художника, давала посетителям сначала взглянуть на работу, осмыслить ее, попробовать описать, что видим, а затем уже объясняла замысел художника.
Такой способ подачи информации эмоционально связывает зрителя с художником и с работой. В случае с иностранными посетителями, эти работы надолго останутся в памяти и, возможно, сподвигнут к более частому посещению выставок корейского искусства. А для иностранных посетителей музей предлагает аудио-гид на английском языке. Почему я отметила это отдельно? Потому что в большинстве корейских музеев в принципе нет аудио-гидов. Но, конечно, это не заменит тур с реальным гидом.
Музей: MMCA Gwacheon
Рабочие дни: Вт-Вс (10.00-18.00)
Даты: 2023-11-16 ~ 2024-05-19
Место: 313 Gwangmyeong-ro, Gwacheon-si, Gyeonggi-do
Сайт: перейти по ссылке
Стоимость: 2 000 ₩ (до конца мая доступно бесплатное посещение в выходные)
Наличие гида: Аудио-гид доступен по ссылке