Найти в Дзене

Четыре шага в облаках (1942) Италия - в советском прокате с 1962 года. Фашистская Италия учит зрителя понятиям о женском целомудрии

Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)
Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)

Этот фильм шёл в советском кинопрокате с 9 июля 1962 года. Советский дубляж киностудии имени Максима Горького. Не совсем понятно зачем спустя двадцать лет было закупать фильм, снятый в фашистской Италии, да к тому же на весьма сомнительную тему. Тем не менее, это случилось и сейчас мы с ним тоже ознакомимся...

Этот фильм называли "фальшивой деревенской идиллией". Действительно, картина, снятая при фашистском режиме одним из любимцев Бенито Муссолини, Алессандро Блазетти, показывает Италию даже в глубинке как некое спокойное и очень дружелюбное сообщество. О войне тут вообще ни слова. На 1942 года итальянцы вместе со своими друзьями из Германии продолжали свои зверства на территориях других стран. Лишь через год они получат хороший пинок под зад.

Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)
Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)

Сюжет фильма - само очарование. Паоло Бьянки (Джино Черви) - рохля и подкаблучник, который женат на страшной грубой женщине и имеет от неё двух детей. Она его чихвостит с утра до вечера, а Паоло работает коммивояжёром - бегает с чемоданчиком конфет от работодателя и предлагает всем и всюду, в надежде заключить крупный контракт на поставку большой партии.

И вот однажды он садится в поезд, чтобы отправится неизвестно куда неизвестно зачем, но в надежде совершить сделку. Там он видит молодую девушку с чемоданом, которая стоит в проходе, не найдя себе свободного места. Паоло уступает ей своё, при этом сам садится в лужу, поскольку свой билет он "забыл дома". Его высаживают с поезда и на какое-то время прелестная незнакомка исчезает из его поля зрения.

Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)
Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)

Но совсем скоро они оказывают вместе в одном автобусе - аналог нашей современной маршрутки с водителями-мигрантами. Паоло аж весь раскраснелся, оживился. Когда подвыпивший водила вылетает в кювет, вынужденная остановка помогает им разговориться.

Выясняется что "скромная девушка" вовсе и не скромная, а самая настоящая вертихвостка. За её невинной личиной кроется девушка лёгкого поведения, которая уехала в город из деревни, в надежде "подцепить" там выгодного мужичка, но после слов любви и продолжения в спальне, "ненаглядный" исчезает. Нашла коса на камень. А девушка, которая представляется как Мария (Адрианна Бенетти), остаётся в одиночестве. Но не совсем. Она беременна.

Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)
Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)

Теперь она "на щите" возвращается домой, к родителям. Разумеется это будет позор для семьи, но Мария отчего-то уверена в снисхождении отца, однако страх получить хороший нагоняй и изгнание из отчего дома, наводит её на мысль: попросить Паоло выдать себя за её мужа. Не, ну как вам это нравится?!

Но, вы знаете, этот дурачок соглашается, немного поколебавшись. Совсем немного. Вместе они приходят к родителям Марии и она представляет Паоло как своего мужа. Отец девушки, синьор Лука (Альдо Сильвани), мужчина суровый, но справедливый. Он расстроен, что всё вышло тайно, но всё равно рад дочери и её супругу. Паоло полагал забежать на пару минут и уехать. Не знаю чем он думал. Разумеется, это было невозможно, потому что все отменили свои дела и устроили большое застолье с соседями.

Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)
Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)

От страха от очередного неудобного вопроса, Мария теряет сознание прямо за столом, и Паоло объявляет что не стоит волноваться - она просто ждёт ребёнка. Ну тут ещё больше радости и веселья. Так эта нелепая клоунада продолжается до самой ночи, когда молодожёнам выделяют отдельную спальню. Здесь у Паоло случается истерика, недостойная мужчины. Он задаётся глупыми вопросами и расписывается в своей полной беспомощности. Ему неловко ложится в постель и он боится, что всё это зашло очень далеко. Ну а как ты думал?

Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)
Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)

Ночь он проводит нервно. За столом в общей зале (тут вообще везде показаны шикарные апартаменты и интерьеры, отчего фильм и получил звание "фальшивый") сидел старик - дед Марии, который играл в шашки. Слово за слово, хреном по столу, они беседуют, после чего Паоло открывает сво чемоданчик с образцами конфет, чтобы проверить какие-то бумаги. Старичок заинтересовался и Паоло просто оставляет ему и конфеты и сам чемодан на столе, после чего засыпает на сене.

Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)
Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)

А поутру выясняется, что портфель обшманали и нашли там его фото с женой и детьми. Отец Марии вызывает его на серьёзный разговор. Видя что дело может дойти до оскорбления кулаками, Паоло признаётся он никакой не муж. У него есть своя жена, пусть и страшненькая и злая. Есть свои дети. А Марию оставил с "подарочком" какой-то неизвестный негодяй, а он просто помог ей как благородный человек - согласился выдать себя за её мужа.

Лука в ярости. Марии грозит быть изгнанной из дома. Позор семьи. И тут Паоло, которого поблагодарили за праду и извинились за грубость, решает что опасность миновала и можно поумничать. Вместо того чтобы убраться восвояси, он начинает вести нравоучительные беседы, взывая к сердцу Луки, дабы он простил свою дочь.

Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)
Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)

Речь его глупая, короткая, но отец Марии прямо-таки оторопел и был так пронзён монологом Паоло, что позвал свою дочь и сообщил ей что её муж должен спешно уехать по делам. Мол, проводи его как положено. То есть нам решили показать жизнь во лжи. Некогда суровый, но справедливый человек, вдруг так сморщился и скукожился, что пошёл на такую пошлую игру в "ничего не вижу, ничего не слышу". Теперь все будут считать, что это не Мария принесла в подоле, будучи бесчестной женщиной лёгкого поведения, а это её с ребёнком бросил негодяй-муж Паоло. Жизнь во лжи. Это оправдывание женского греха потом активно стали поддерживать в разных странах и даже в наших фильмах, начиная с "Человек родился". Порядочность и чистота уже стали не в моде.

Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)
Кадр из фильма "Четыре шага в облаках" (1942)

А Паоло вернулся домой, спустя четыре дня, проведённых в облаках, и снова окунулся в подчинение своей тиранши-жены, отчего он хватается за голову и на этом фильм кончается. Вот-вот, и такой жалкий человеку чит нас морали и понятии о чести?

Не знаю зачем закупали этот фильм. Хорошему он точно не учит. Но посмотреть на фашистскую Италию пусть и в декорациях было любопытно.

Посмотреть фильм можно ЗДЕСЬ.