Недавно наткнулась на статью в одном литературном блоге (тысячи подписчиков). Статья начиналась словами: — Ну прочитала я эту вашу "Анну..." Дальше этой фразы я читать не стала, от блогера отписалась и задумалась. Это же какое надо иметь самомнение, чтобы вот так писать об одном из сильнейших произведений великого Льва Толстого?
Типа, все вокруг дураки какие-то, восхищаются романом, а я вот одна такая умная (умнее Льва Толстого!), сразу поняла, что "эта ваша Анна"...
Можно не употреблять слово "классика", оно уже давно размылось и не имеет чëткого определения (к кому только его ни применяли. Некоторых и писателем-то с трудом можно назвать, а поди ж ты, классик). Но очень хочется, чтобы люди, пишущие о литературе, не забывали, что корректность и уважение к таланту (личности, труду, памяти...) никто не отменял...
Извините за ворчливое вступление.
***
Передо мной книга любимого (навсегда!) Льва Николаевича.
В этом сборнике — притчи, расказы, были и даже сказки.
Книга великолепно издана. Отличная бумага, чудесные иллюстрации.
Проиллюстрировано каждое (!) произведение в этом сборнике.
Остановлюсь на некоторых рассказах чуть подробнее.
Два старика
"Собрались два старика Богу молиться в старый Иерусалим".
Так начинается притча. Ефим Шевелев и Елисей Бодров идут паломниками к Святым местам. Идут, вроде, вместе, но с разными мыслями в голове, один с тяжестью на душе, другой с лëгкостью. Дорога дальняя, лапти стоптаны, лепёшки съедены...
Елисей зашёл в случайный дом, воды испить, а Ефим дальше пошёл. И вот тут у каждого начинается своя дорога к Богу. Елисей спасает семью, гибнущую от нужды и уже не может добраться до Иерусалима.
Ефим же молится в самых святых местах, и всё ему кажется, что под самыми лампадами стоит Елисей, но пробраться к нему он не может и только удивляется.
Кончается притча размышлениями Ефима: "И понял он, что на миру по смерть велел Бог отбывать каждому свой оброк — любовью и добрыми делами".
Философская притча? Конечно! Если прочитать и задуматься — что есть любовь? Добро? Бог?
Три вопроса (сказка)
Жил-был один царь. И любил он поразмышлять. Озаботился он вопросами, которые не давали ему покоя. А именно: "... как знать настоящее время для каждого дела, как знать, какие люди самые нужные и как не ошибаться в том, какое дело изо всех дел самое важное".
Никто не мог помочь царю найти ответы. Решил он отправиться к отшельнику, "про мудрость которого шла великая слава".
Отшельник не сказал царю ответов, он их... показал. Он же мудрец.
"... а самое важное дело — ... добро сделать, потому что только для этого послан человек в жизнь".
Как точно, просто и почему-то недостижимо несовершенным человечеством...
Камни
"Пришли две женщины к старцу за поучением".
Пришли покаяться в грехах. У одной великий грех, старец ей велел взять большой камень. У другой, вроде, и грехов-то нет, так, по мелочи. Старец ей велел набрать в мешок мелких камней...
Но вот что велел старец сделать грешницам с камнями? Очень образно.
"Все мы грешны, и все мы погибнем, если не будем каяться".
Что ещё хочу сказать. Книга (всё ещё) — лучший подарок, кто бы меня ни убеждал в обратном.
Взяв в руки эту книгу, вам обязательно захочется её кому-нибудь подарить. Например, самому себе.