Найти тему

Танатос - бог разрушения?

Ни для кого не секрет, что Зигмунд Фрейд, создатель классического, как его потом назовут, психоанализа, в годы Первой мировой войны дополнил свою систему "инстинктов" (точнее, "драйвов") неким "инстинктом разрушения". Так либидо дополнилось антагонистичным мортидо, Эрос - Танатосом... и это крайне неудачное наименование для разрушительной силы бессознательного.

Фрейд, конечно, очень хорошо разбирался в классической греческой мифологии - черт побери, да весь фрейдизм это, так или иначе, ницшеанство, скрещенное с мифами Древней Эллады! Но вот в вопросе выбора названия для иррациональной, порой даже садистской силы разрушения внутри человека он явно дал маху. Дело в том, что Танатос - это бог мирной смерти. Пускай Гесиод и пишет о нём, как о существе с "железным сердцем", его прикосновение мягко, можно даже сказать, нежно; его братом является Гипнос - бог сна. В римских криптах изображения Танатоса похожи на изображения Купидона - хрупкий юноша с ангельскими крыльями. Совсем не похоже на персонификацию разрушения нашего внутреннего "Я", не так ли?

На мой крайне скромный взгляд персонификацией бессознательного "инстинкта смерти" в греческой мифологии выступает Арес со своей свитой. Посудите сами: Арес - это бог не просто войны, но безрассудный бойни, которому нравятся убийства (согласно одной из трактовок мифов о Сизифе, последний пленил Танатоса, что вызвало гнев Ареса, ведь на поле боя больше никто не погибал). В свите Ареса - богиня раздора Эрида (приведшая к Троянской войне), злобная Энио (богиня ярости), сыновья Ареса - Деймос (страх, а также дрожь воинов вначале боя) и Фобос (ужас; также паника войск в середине сражения). Вместе с ним и в бой вступали Алала (богиня боевого клича) и Алгея (богиня боли), равно как и другие даймоны - гисмины (битвы), махи (войны), фоны (убийства) и андроктасы (мужеубийцы). Можно добавить и кер с эриниями - злобных существ, паривших над полем сражений в поисках крови убитых.

Именно Арес, вместе со своей свитой, может считаться несомненно лучшей персонификацией разрушительной направленности Ид, в его стремлении к разрушению ради самого разрушения - но уж точно никак не Танатос - хрупкий, пускай и беспощадный юноша, который своей функцией бога смерти никак и никогда не упивается.

-2