Евразийская региональная интеграция в рамках ЕАЭС имеет все шансы стать одним из наиболее успешных интеграционных проектов. Участие Армении в "союзе 5-ти" принесло нашей стране за прошедшие 10 лет обильные плоды, которые не могут отрицать даже самые ярые его противники. Более того, участие Армении в ЕАЭС на фоне западных санкций в отношении России вообще стали экономической базой правительства Пашиняна, поэтому непонятные метания властей в поисках различных "диверсификаций" и "векторов" пока что старательно обходят вопрос нашего участия в "интеграционной пятерке" - по крайней мере, в публичной плоскости…
НА ПРОШЕДШЕМ 8 МАЯ В МОСКВЕ ЗАСЕДАНИИ ВЫСШЕГО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА (ВЕЭС) главам государств Евразийского экономического союза был представлен доклад о ходе исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года по итогам 2023 года. Документ, подготовленный наднациональной Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), содержит информацию об итогах 3-го года реализации Стратегии-2025 и соответствующего плана мероприятий. Отмечено, что большая часть мероприятий, намеченных к реализации в 2023 году, выполнена.
Успешная реализация Стратегии-2025 оказывает существенное влияние на функционирование ЕАЭС, обеспечивая развитие интеграционных процессов по ключевым направлениям сотрудничества. По итогам прошлого года выделяются наиболее значимые результаты, которые связаны с обеспечением с этого года запуска механизма финансирования промышленной кооперации (об этом "ГА" подробно писал не раз), а также механизма отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб, взаимным признанием документов об ученых степенях, банковскими гарантиями при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, унификацией подходов стран ЕАЭС по определению и подтверждению происхождения товаров, вывозимых за пределы таможенной территории союза, формированием в ЕАЭС института уполномоченных экспортеров, развитием электронной торговли и др. В этом году продолжается планомерная работа по реализации порядка 60 мероприятий Стратегии-2025 с установленным сроком исполнения в 2024 году.
Прошлый год стал важным и с точки зрения развития направлений международной деятельности ЕАЭС, о чем говорится в докладе ЕЭК на указанном заседании ВЕЭС. В частности, в нем отмечается увеличение количества партнеров союза: подписаны меморандумы о взаимопонимании с правительствами Мьянмы и Никарагуа, заключено полноформатное торговое соглашение с Ираном, что особенно важно для Армении - единственной страны ЕАЭС, имеющей сухопутную границу с ИРИ. В настоящее время идет процесс модернизации и расширения КПП и таможенного пункта в Мегри, которые должны быть в состоянии принимать и отправлять гораздо более существенные потоки беспошлинных товаров в обе стороны. Это направление при грамотном подходе может стать одной из крепких и долговременных опор экономического развития Армении.
ЕЭК ТАКЖЕ ВЕЛА ПЕРЕГОВОРЫ С ЕГИПТОМ, ОАЭ И ИНДОНЕЗИЕЙ. СОВМЕСТНАЯ исследовательская группа пришла к выводу о целесообразности заключения временного торгового соглашения с Монголией. Последовательно развивалось взаимодействие с государствами-наблюдателями союза - Узбекистаном и Кубой. Оно ориентировано не только на обмен опытом, но и на укрепление торгово-экономических связей путем реализации совместных проектов, сближения отдельных норм правового регулирования и установления прямых контактов между деловыми кругами.
Для Армении в этом плане особенно важно развитие отношений с Узбекистаном, который традиционно может сильно поддержать развитие легкой промышленности нашей страны. Правда, пока что власти Армении в этом направлении не проявляют достаточной активности и инициативности, а зря, ведь в Узбекистане до сих пор помнят о наших плодотворных связях в рамках некогда единого государства, а при нашем общении с узбекскими коллегами на различных международных площадках они неизменно тепло вспоминают высокое качество и дизайн армянских товаров. К счастью, при пассивности государства армянские частные предприниматели понимают высокий потенциал Узбекистана, и в настоящее время, к примеру, выполняют в этой стране крупный государственный заказ по строительству комплекса солнечных электростанций.
Получил дальнейшее развитие и трек взаимодействия союза с СНГ. Заложены базовые контуры и цели взаимодействия ЕАЭС с БРИКС. Углубляется взаимодействие с ШОС, АСЕАН и другими интеграционными структурами, в том числе в части позиционирования ЕАЭС как одного из экономических центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства.
Получила развитие практика приглашения на заседания Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета лидеров зарубежных государств, включения проблематики союза в программы международных мероприятий, проводимых в государствах-членах, в том числе по линии международных организаций, в которых государства-члены председательствуют, а также активизации диалога с зарубежными бизнес-ассоциациями и экспертными сообществами. Эти усилия служат укреплению международного имиджа ЕАЭС.
Подписывайтесь на наш канал!