Сегодня мы работаем по плану военных.
Маршрут лежит в пункты дислокации воинских подразделений, принявших имена православных святых. Нас ждут там бойцы находящиеся на отдыхе. Ждут с сюрпризом, будут исполнять песни, написанные здесь, в зоне СВО. Этим мы открываем новый большой и важный проект «Баллады специальной военной операции».
Едем с телеканалом «Спас», с Андреем Афанасьевым и еще одним замечательным журналистом Климом Поплавским.
Приехали. Места дислокации подразделений более чем за год не изменились. Печально.
В одном из подразделений вижу новый замаскированный объект — перевозимый Храм. В нем есть алтарь. Можно совершать Таинство Евхаристии и служить литургию.
А вот и батюшка! Он заключил контракт с министерством обороны, состоит в штате подразделения и имеет статус военнослужащего. Это хорошо для него, его семьи и очень важно для подразделения. Священник-военнослужащий всегда с бойцами, всегда рядом, он свой, ему доверяют. Но он без оружия. По православным канонам не положено. Его оружие Крест, Слово Божие и молитва.
Встретили нас, как всегда, радушно. С командирами мы старые знакомые. Собрался личный состав и начался большой разговор о жизни, войне и военных песнях.
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне. После боя сердце просит музыки вдвойне.» — так говорил главный герой прекрасного фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики».
Зазвучали песни и истории о том, как они рождались. Были и стихи. Получился целый мини-концерт.
Такие же встречи-беседы-концерты прошли и в двух других подразделениях.
Из последнего подразделения уезжали ночью. Вышли на свежий воздух с включенными фонариками, подошли к спрятанным машинам и стали прощаться. И тут появляется Клим Поплавский и с большим возмущением выговаривает командиру: «Как же вы можете себя называть православным батальоном, если место, где висят иконы Христа и ваших небесных покровителей, вы сделали местом для курения? Как можно над столом, на котором стоят пепельницы и валяются окурки, у которого курят и говорят матом, вешать иконы? Почему у фотографий ваших погибших товарищей вы не сделали курилку и так себя не ведете? Вы православные, или только таковыми называетесь?»
Это было неожиданно. В результате в завершение встречи состоялся разговор о вере и о том, что вера без дел мертва.
Беседу нашу прервали несколько недалеких разрывов, каждый из которых становился все ближе и ближе к нам. После того, как от самого близкого разрыва задрожали стены, быстро выключили фонарики, зашли в укрытие, подождали. Стихло.
Пришло время уезжать.
Прощай, православный батальон. До встречи!