В философии принято разделение работ до Сократа и после него. Если раньше мы рассматривали все философские школы в качестве досократических, то с момента жизни Сократа начинается некий важный перелом сознания. Во многом всё, что мы знаем о Сократе сегодня является изложением его хода мыслей учениками – Платоном и Ксенофонтом. Это обуславливается тем, что сам Сократ не вел записей своих речей. Он не оставил после себя трудов, но постоянно обучал молодых людей, считая постыдным и безнравственным брать деньги с уроков как это делали софисты всех мастей. Философ постоянно сокрушался на «учителей мудрости», потому что они не хотели искать объективную Истину.
Благодаря поискам Истины Сократа смог появиться Платон, который перевернул существующее натурфилософское мировоззрение. Сократ, будучи современником Демокрита, противопоставляет своё миропонимание его идеям. Он первым доходит до понимания существования «единого божества», которое творит мир. За «введение нового божества» его приговаривает суд к смертной казни. В то же время друзья предлагают сбежать, возможность такая была. Но Сократ отказывается от побега - это значило бы, что его слова обычное пустословие. Он успокаивает друзей, ведь смерть для него ни что иное как освобождение души от оков тела, которая после смерти «оболочки» сможет созерцать божественные идеи в чистом виде вместе с Богом.
Сократ отказывается изучать «внешний мир», происхождение которого философы сводили к тем или иным стихиям. Он обращается к «внутреннему человеку», считая, что только познав себя, человек сможет познать и мир вокруг.
По Сократу сущность человека составляет его душа. Душа – это «Я сознающее», интеллектуальная и моральная личность. Поэтому в человеке он различает непосредственно душу и тело, которое является лишь инструментом. Отсюда он приходит к выводу, что если главное в человеке – это его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько сама душа. Отсюда и первейшая задача любого учителя – научить людей взращиванию своей души. Переворот в сложившейся системе ценностей Сократ совершает в духовной сфере. До него натурфилософское понимание мира древних греков мало способствовало познанию человека как подобию Бога. Истинные традиционные ценности, говорит нам Сократ, не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, сила, слава) и телесными проявлениями (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души.
Он считает, что безнравственный поступок – плод незнания Истины. Если человек знает, что является добром, то он никогда не позволит случиться злу – кто совершает зло, делает это по незнанию. Здесь кто-нибудь может возразить, что существует множество образованных людей, понимающих разницу между добром и злом, но всё равно предающихся злу ради своего блага. Такое возражение будет следствием буквального понимания Сократа, а не трактовки его в символическом ключе. Сократ пояснял, что понятия добра и зла привитые человеку в этом случае были им усвоены искусственно, как ещё одно из множества знаний, которым иногда можно пренебречь. Но если человек сам начнёт осмысливать понятия добра и зла и путем долгого разумного труда вникнет в их сущность, то уже не позволит совершиться плохому. Тут стоит нам уточнить, что истинное понимания добра и зла придет тогда, когда он не только проанализирует последствия отрицательных поступков, но и взрастит в себе нравственное мерило, которое люди называют совестью и зачастую стараются в себе задушить, чтобы иметь возможность благополучно сосуществовать с современным миром. Именно сосуществовать, потому что жить в безнравственном мире, не погружаясь в него с головой, для нравственного человека невозможно. Мыслящим людям приходится постоянно грезить об анклавах, в которых доброта будит окутывать всех её членов, наполнять жизнь светом.
Антитезой теориям софистов о доминировании в человеке трех животных начал является сократовский критерий самообладания – власть разумного начала над животным. Отсюда и выверенное представление о свободе человека. Господство над своими поступками и страстями и есть настоящая свобода. Истинно свободный человек всегда знает как управлять собственными инстинктами и никогда не станет их рабом. Поэтому мудрость и нравственность для него неразделимы. К основным добродетелям он относит мудрость, нравственность и справедливость.
Отдельно можно поговорить о значении знания. Сократ считал, что человек не может знать всё на свете, всеми знаниями обладает только Бог. Но при этом стремление к знанию, любовь к нему – это положительная черта человека. Однако такая позиция расходится с некоторым презрительным отношением философа к изучению естественных наук, что можно связать, вероятно, с его скептицизмом. Агностицизмом в чистом виде называть это будет некорректно, потому что он говорил, что душа человека перед рождением в этом мире уже содержит знания истин в сокрытом виде. Рождаясь, человек как бы «вспоминает» многие понятия, но никогда не осознает этого.
Если Гераклист из Эфеса только предложил некоторые основополагающие основы диалектики, то Сократ в полной мере реализует их на практике. Марксисты любят приписывать идеалистическую диалектику Гегелю, а диамат Марксу, но практически всегда игнорируют ту глобальную работу по реставрации сократовской диалектики, которую воплотил Платон в своих трудах. Сократовская диалектика получает общее понятие о предмете и знание Истины через непосредственный диалог с оппонентом, где в ходе длительных уточнений определений, опровержений аргументом и приведение новых раскрывается настоящая сущность понимания мира. Поэтому Сократ часто называл себя «повивальной бабкой» Истины, так как помогал «родить мудрые мысли» высоким мужам. Для этого он ввёл в оборот новую методику – майевтика (повивальное искусство), при применении которого душа «беременная» Истиной, рождает оную, высвобождает на белый свет.
Не случайно Сократ так много в своих речах уделяет нравственности. Высшая мудрость для него заключается в умении различать добро и зло. А мудрая жизнь исключает устремления к идолам человека, правильную расстановку целей и средств: «Я ем, чтобы жить. А некоторые живут, чтобы есть». Нередко его называют христианином до Христа. Это спорный вопрос, с одной стороны его философская позиция по многом совпадает с христианством, с другой – она не отрицает пантеизма как такого, но лишь сводит зависимость других богов греков к зависимость от Творца. В. Йегер пишет по этому поводу: «Слово «душа» для нас, благодаря потокам, проникавшим сквозь веков, звучит с этическим и религиозным оттенком, как слова «раб Божий» или «попечение душе». Но этот возвышенный смысл слово приобрело впервые в устах и проповедях Сократа». Поэтому и счастья человека не приравнивается к наслаждению жизни, а возникает их добродетели человека, гармонии его души. Конечно, называть так Сократа было бы теологической ошибкой, но можно предположить что его место в Древней Греции, которое ассоциировалось чуть ли не с пророческим, было достоянием его необычайно развитой духовной интуиции, которую приписывают «даймону» Сократа - некому демону (в нашей терминологии это был дух, а не демон). Так Дарио Антисери указывает нам, что в «Апологии» есть интересное место, в котором Сократ обосновывает свои поступки таким образом: «Причина та, что… часто в разных обстоятельствах мне был слышен голос, знакомый с детства, божественный и демонический, который запрещал делать то, что я уже почти готов был сделать». Ни один из исследователей не может дать точного определения его словам, одни ссылаются на голос совести, другие на внутренние принципы, третьи трактуют это в прямом значении.
Важным шагом в политической сфере является выделение государственных форм власти, которые в тот период включали: монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию. В дальнейшем у Платона и в конечном виде у Аристотеля мы сможем увидеть классифицированные формы, в которых дефиниция метода правления ведёт как к положительным, так и к отрицательным формам одного и того же принципа правления.
Школы младших сократиков.
Киники.
Философия учеников Сократа по сравнению с учителем плоха. Здесь нельзя сказать, что ученики превзошли учителя, скорее сами были посредственны и не умеренны во многих вопросах.
Основателем кинизма стал Антисфен. Апологет аполитического индивидуализма, он радикализировал сократовский принцип самообладания. Удовольствие по Сократу есть ни зло и ни добро. И оно не берёт своё начало из счастья. Счастья проистекает не из тела, а из добродетели души, имея нравственный порядок. Для Антисфена же любое удовольствие однозначно зло. Счастье же приписывается автономной личности, человеку имеющим автаркию по отношению к другим. В этом плане он прославляет аскетическую жизнь, но трактует её не в пользу поиска дефиниций жизни. Для него всё познаётся всё через ощущения и аналогии, тем самым сводя к минимум познавательную роль разума, к котором призывал Сократ.
Катастрофично было и понимание Антисфеном души. Для него любая душа состоит из материи. В отличии от учителя он видит только единичное, отрицая общее: «Лошадь я вижу, а лошадности не вижу». Всё в этом идеале призывает возврат к природе и «естественному человеку». Отсюда прославляется и свободная любовь, общество без классов и наций свободное в своём индивидуализме от хитросплетений культуры. Забавный случай был описан у Платона по этому поводу. Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». На что Платон, в должном духе противоречия, ответил: «Это понятно, чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть; а чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет».
Последователь Антисфена Диоген, который прославился тем, что жил в бочке, был ещё более ярым киником. Утверждая бесполезность наук, метафизических построений, он пропагандировал полный отказ от любого комфорта и потребностей, частной собственности. Философия киников создало современное понятие цинизма, а их образ жизни остался в истории как «собачий». Да и сам Диоген называл себя собакой. Уровень аскезы киников был высок, но был ли он направлен на благо? Ответ скорее будет отрицательным, презрение ко всему «мирскому» стояло не на почве отрицания греховного образа жизни общества, а скорее на пренебрежении к людям, которые руководствовались какими-то правилами. Этому свидетельствует афористический случай. «Как-то раз он закричал: «Эй, вы, люди!». Сбежался народ. Он набросился на них с палкой со словами: «Я звал людей, а не дерьмо!»
Киренаики.
Школу киренаиков основал Аристипп. Он также неумело радикализировал сократовское понимания счастья, на этот раз возведя любое наслаждение к благу, из какого бы источника оно не проистекало. Аристипп противоположен Антисфену, но также материалистичен. Он гедонист и космополит, и ничего хорошего из его учения тоже не проистекает. Чувство меры служит для него лишь для того, чтобы не стать игрушкой собственных удовольствий, но никак не ограничивает их, если они подконтрольны разуму. Показательно, что он первым начал взимать плату за свои услуги. В этом же духе он прославляет странничество и странников, которые никогда не возвратятся в родной полис, ища счастья в духе своего путешествия.
Счастье для Аристиппа — это лишь сумма мгновений, во время которых человек испытывает удовольствие. В этом роде киренаики занимают промежуточное положение между Сократом и Эпикуром. Они - предатели всей сократовской мысли о прекрасном и её божественной сущности. «Феодор, прозванный безбожником, утверждал, что все рассуждения о боге являются пустословием, поскольку он думал, что божества нет, и потому убеждал всех красть, нарушать клятву, грабить других и не умирать за отечество».
Мегарцы.
Первый представитель мегарской школы Евклид в целом правильно использовал понимание сократовской добродетели, однако существенное влияние на него оказали софисты и элеаты. Благо всегда есть свойство Единово, но при этом всё, что ему противоречит, неосторожно относится Евклидом к несущему. Кроме того, после Евклида именно Евбулид создаёт так называемые «софистические уловки», которые не раз подвергались критики. Из достояний этой школы можно назвать введение в оборот модальной логики и теории импликации.
Элиды.
Элидскую школу возглавил Федон, которому Платон посвятил один из своих диалогов. Во многом Федон остался верен Сократу. В этом направлении можно отметить создание физиогномики и разработки понятийного аппарата логоса, о котором мы знаем лишь через источники других авторов. Действительно, Федон во многом укрепил сократовскую философию, предложив проверку собственным опытом.
Подводя заключение по школам младших сократиков, приведём замечание Л. Робина. Он подметил, что киники предвосхитили стоиков, киренаики - эпикурейцев, а мегарики подготовили почву для скептиков. Эти школы значительно исказили понимание Сократа. За искажением последовал переход в противоположный лагерь. Эпикурейцы чисто воплощение антитезы всей сократовской мысли, его целеполаганию. Рассматривая все эти течения, единственным учеником Сократа, который сделал значительный вклад в сохранение и развитие его идей, можно назвать Платона. Платон достиг вершины философской мысли. В дальнейшем его ученик Аристотель дал новое дыхание многим направлениям мысли, при этом отчасти отойдя от платоновской системы понимания мира, внеся свои существенные коррективы.
Процесс размеживания и создание новых систем нельзя назвать эволюционным. Он строился на основе длительных полемик и войн идей за своё место на пьедестале почёта. Использование диалектики помогло Сократу наглядно показать высоту полёта мысли и признания высших начал над человеком, целых сфер мироздания. Это был некоторый отход от старых языческих традиций, предполагавших в своей основе натурфилософию и пантеизм. Но не отказ от высшего начала, а более чуткое его «прощупывание», умный взгляд на мир и природу вещей, ещё свободный от резкого скептицизма и веру только в видимое. В следующей главе мы подробно разберём систему Платона, построенную на диалогах Сократа. Поэтому после будет не трудно проследить всю ущербность систем Эпикура и его последователей.