— Мама, а что такое фантазия?
Я старательно подбираю слова, чтобы объяснить трехлетке, что это значит, — «это то, что живет в твоей голове: мысли, сны, воспоминания, мечты…»
— Значит, я могу увидеть все что угодно?
— Да, сладкий. У фантазии нет границ. Чего бы ты сейчас хотел?
В детском саду, после психологического тестирования сказали, что у него недостаточно развита фантазия. Но я-то знаю, что этого не может быть.
В его возрасте у меня были миллиарды придуманных миров. Они росли вместе со мной и менялись, бесконечно расширяя границы. И о них мало кто знал — их не оценивали.
У меня даже был свой собственный воздушный корабль. Он и сейчас есть, только стало сложнее собираться в путешествия — постоянно что-то мешает.
И у него есть воздушный корабль.
Он сам его создал — я просто рассказала что это. И теперь, перед сном, он отправляется в путешествие в далекую страну Сонландию, а по пути сталкивается с пиратами, гномами, волшебными животными, магами и троллями.
У него собственные приключения, планы, цели, впечатления, которыми он щедро делится после сна или перед следующим.
И он все помнит, ждет продолжения, придумывает сюжеты. По-детски простые и наивные, но чего еще ожидать в три с половиной года?!
И вот он отказался лететь на своем корабле в новые, чудесные миры, потому что тетя психолог сказала, что мало фантазии.
— Я бы хотел полетать на воздушном шаре.
— Сейчас?
— Да. Только для этого мне нужен тазик — он будет моей корзиной. Пойдем в ванную за тазиком.
— Но мы же туда вдвоем не поместимся. А я хочу полетать с тобой.
— Да?
— Конечно! В твоей фантазии есть место для мамы?
— Есть!
— Тогда, пусть нашей корзиной будет кровать. Куда летим — у нас определенная цель или мы просто так поднялись в небо полетать?
— Мы полетим домой.
— Отлично. А откуда?
— С моря. Будем смотреть, как оно волнуется, но не может волнами достать до нас. На море шторм — оно скучает и не хочет нас отпускать.
— Здорово. Мне нравится. Полетели.
— А если я усну, кто будет управлять воздушным шаром?
— А давай спать по очереди… Пока ты спишь, я управляю. А потом ты проснешься и лягу спать я.
— Давай. Только я расскажу тебе как управлять…
Получаю инструктаж по регулировке огня, продумываем план аварийной посадки на всякий случай, обсуждаем, как узнать свой дом с высоты, решаем, где и как приземлимся.
— Потом поиграем немного и полетим обратно на море. Его надолго оставлять нельзя. Оно волнуется.
Капитан воздушного шара сладко зевает, заворачивается в свой спальный мешок и передает управление. Моя задача рассказывать, что я вижу внизу.
Капитан давно уже спит, а я все лечу и докладываю…
Фигня все эти психологические тесты — ребенок всегда с фантазией. Просто он не умеет по команде отделять ее от реальности. А задача взрослого научить, что нет ничего невозможного. Все границы в нашей голове. И чем она старше, тем меньше в ней места для чудес — тестирования и условности все заняли.