Слава родился в 1936 году в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), но жили они в Казахстане. С самого раннего детства Слава грезил об океане. По его рассказам, как-то в детстве он увидел картину с парусником и он глубоко и четко почувствовал в себе, как его манит воды океана.
- А мальчик в Казахстане видел только реки. Еще в возрасте 7 лет он сам научился плавать. Несмотря на то, что мама категорически запрещала ему подходить к водоемам, а другие дети часто подтрунивали над ним «маменькиным сынком», когда он был в лагере то по ночам ходил учиться плавать в реке.
А в возрасте 10 лет поспорил с ребятами, что переплывет реку Иртыш, чего ранее не делали ни взрослые, ни дети. И спор выиграл! После чего ни один мальчишка не обзывал Славу.
В 15 лет он сбегает в Ленинград, чтобы стать юнгой на Балтийском флоте, но его не берут туда по причине отсутствия документов и не соответствия возраста.
Позже он заканчивает мореходное училище и Ленинградский гидрометеорологический институт по специальности «Океанология». Работает по специальности в Институте океанологии АН СССР.
Интересуется йогой, поскольку в то время в стране изучение какой-либо иной философии не было разрешено, изучал йогу по самиздатским публикациям.
Работая океанологом, выезжая на экспедиции, совершая погружения в моря, Станислав Васильевич мечтает изучать океаны мира, но его не выпускают из страны, сколько бы раз он не подавал документы на выезд. Даже когда французский исследователь Мирового океана Жав-Ив Кусто пригласил его на совместную экспедицию, а делал он это два раза, Станислава Курилова не дали разрешение.
- Его сестра была замужем за иностранцем в Канаде. Станислав решил подать документы, чтобы погостить у сестры, тогда получил пометку «угрожает безопасности Советского союза». С этого момента у него назревает идея сбежать из страны.
Неожиданный удобный случай для побега
Удобный случай появился совершенно неожиданно. Жена Станислава показала ему объявление, в котором предлагалось в декабре совершить новое 20-дневное туристское путешествие на судне «Советский Союз» от Владивостока до экватора, не останавливаясь в другие порты.
Океанолог решил, что он едет, несмотря на дорогущую стоимость билета в 515-565 рублей, включая перелет Ленинград-Владивосток. Жена при этом просит мужа «пожалуйста, только без глупостей», как в воду глядела.
Станислав всё свое время в судне осматривает его, гуляет по палубе, чтобы не наводить на себя какие-либо подозрения, участвует на различных увеселительных мероприятиях, организованных для туристов.
Ночью 13 декабря 1974 года Станислав, которому на тот момент было 38 лет, решает, что сейчас именно то время, в которое у него есть шанс сбежать из судна, а значит из СССР. По его подсчетам именно в эту ночь судно будет находится не более 18 километров от Филиппин, а значит ему нужно будет проплыть это расстояние.
С судна безопасно можно было спрыгнуть только в двух местах – в передней или задней части. Он выбирает переднюю часть и, когда за штурвалом временно будут отсутствовать штурман, он прыгает с 12-метровой высоты в воду, надевает ласты, маску и дыхательную трубку и начинает плыть, едва увернувшись от винта судна, который проходит возле него на расстоянии вытянутой руки.
В первые минуты он плыл под светом уплывающего судна, было не так страшно и казалось, что он движется в верном расстоянии. Когда судно пропадает, наступает кромешная тьма, а облака закрывают звезды, Станислава охватывает паника. Тут он вспоминает истории моряков, которые в первые же часы после крушения корабля погибают без видимой причины.
«Судороги стали сжимать горло, мне хотелось кричать. Еще несколько мгновений - и я задохнусь. В этот момент мелькнула мысль, что мое положение еще совсем не безнадежно, и я просто убиваю себя сам. Я собрал всю свою волю и «взглянул в лицо страху» - будет вспоминать он позже.
Спустя почти 3 суток Курилов приплывает на один из ближайших островов Филиппин. Здесь его местные правоохранительные органы закрывают на 1,5 месяца для выяснения обстоятельств появления советского человека, склоняясь к тому, что это шпион. Но долгие расспросы, общение с канадским посольством, связь с сестрой и её приглашение в Канаду позволяют направить Курилова к сестре, а не депортировать в СССР. Освоиться в Канаде ему помогает сестра, там они получает гражданство.
- Бурное обсуждение побега в СМИ доходит и до Советского Союза, здесь его обвиняют в измене Родине и приговаривают к 10 годам тюрьмы, но Курилов никогда больше не появляется в стране.
В первое время в Канаде он работал разнорабочим, потом смог устроиться по специальности и ездить, как он и мечтал на различные экспедиции по миру. А однажды его пригласили в Израиль, чтобы взять интервью о его побеге.
Здесь он встречает свою вторую жену, журналисту Елену Генделеву и после долгих раздумий, и слов своего приятеля о том, что Станислав смог прыгнуть в океан и сутками плыть в одиночку, но не может решиться переехать в Израиль ради любимой женщины, с подвигли его переехать к Генделевой.
По словам Елены, они понравились друг другу еще при первой встрече, но большая разница в возрасте, а Елена была на 17 лет младше Станислава, то, что Елена была замужем и у неё был ребенок, не позволили развиться отношениям до тех пор, пока Станислав не решился жить с любимой женщиной.
Курилов погибает в 1998 году в Тивериадском озере или как его еще называют, Галилевском море, в одном из священных мест христианства. Во время погружения под воду, он не смог выбраться из запутавшихся сетей, у него закончился воздух, когда подоспели спасатели, Станислав ещё был жив, но привести его организм в нормальную функцию не удается.
Дни побега и одиночного нахождения в океане, 13-15 декабря, Станислав всегда считал днями своего перерождения. А то, что он остался живым считает удивительным спасением.