В 2000-х годах впервые были переведены на русский язык многие доселе неизвестные гностические апокрифы кумранских рукописей. Свитки, найденные в Кумране, датируются периодом с III века до н. э. по I век н. э. и имеют огромное историческое, религиозное и лингвистическое значение. Исследование рукописей подтвердило, что по крайней мере некоторые из них были написаны именно в Кумранской общине.
На данный момент нет ни одного полноценного исследования этих апокрифов с богословской точки зрения, нет и монографией, которые бы осветили контекст их написания. Однако сразу можно определить, что содержание новозаветных апокрифов опровергает многие мифы, которые были построены вокруг гностицизма.
Миф 1. Гностики отвергают идею того, что Бог есть Личность и творит мир по собственному желанию (вместо этого они создают космологию, где мир творится в результате катастрофы в рамках плеромы).
Во многих апокрифах Отец предстаёт как Личность и в том же время понимается как Абсолют, который охватывает собой всё.
В гностической космологии действительно мир происходит из трагедии внутри плеромы (божественной полноты, которую поддерживают сигизии - пары ангелической природы), когда София влюбляется в Отца плеромы и стремясь к соединению с Ним, выпадает из неё и в горечи порождает Демиурга, который творит этот мир. Чтобы спасти её, из плеромы от Отца исходит Христос и возвращает её в небесную обитель.
Несомненно, что помимо космологии, это прекрасный поэтический сюжет, в котором мир действительно творится из любви, но любви неразделенной. В катарсисе финала этой трагедии София спасается Христом и обретает свою настоящую любовь. Таков апофеоз этого гностического сюжета. Историю падения Софии можно трактовать не буквально, но метафорически.
В Бытии говорится о творении мира Богом, употребляя множественные число элохимы. Позиция Церкви известна - это обозначение Троицы, однако здесь можно токловать и в синкретическом духе, Бог творит мир словом, но слово Бога это и есть ряд посредников, которые стоят в иерархии плеромы. Поэтому мир как таковой творим Богом, а наш мир - частный случай, это не весь мир, о котором говорится к книге Бытия. О падении Софии пишут радикальные гностики, когда как это тоже можно толковать в ортодоксальном духе, не падение, а исхождение Софии из Уст Бога по заранее намеченному Промыслу, в результате которого образуется младший Демиург, который стоял/стоит над нашим миром.
Евлампиев верно раскрыл феномен назорейства Христа и принцип всеблагого Отца в противостоянии иудейскому священства фарисеев, как верно подметил и проникновение этого фарисейства в христианство Вселенских Соборов, но он упустил одну важную деталь. Яхве как Творец в любом случае причастен Отцу в эманации Абсолюта. Эта "драма" Ветхого Завета должна восприниматься в формуле Господа Господ, где противостояние есть, но оно мнимо.
Забавно смотреть на тех гностиков, кто серьёзно сердится на Яхве. Если принимать эту систему, то выпадение Софии из плеромы было заложено в её природе Богом-Отцом Христа. Т.е. было понимание Отцами плеромы, что, когда она родит Демиурга, в творение Демиурга достаточно занести искры света, чтобы соблюсти в конце их полноценное возвращение, а потом и Ее свадьбу.
Есть даже такой гностический апокриф «Премудрость Иисуса Христа» где прямым текстом говорится о том, что София есть Невеста Христа. Причём София понимается не как нечто безликое, а как Личность.
Отрывок из гностического апокрифа "Премудрость Иисуса Христа" повествует о том, как после Воскресения Христос явился ученикам в виде великого Ангела Света в образе Духа, повествуя об устройстве мира. В словах Ангела Света Христа нет никакого метафизического дуализма: все произошло от Всеотца. Для свидетельства приведём отрывок из этого апокрифа:
"О Господе всего по истине не говорят "Отец", но "Праотец", <ибо Отец> - начало того, что явится, Он же - безначальный Праотец, и Он видит Себя Самого в Себе, как в зеркале. Он явил подобного Ему Самому, и Он, Его подобие, явился, как Бог-Отец Сам Собой, и предстоящий над предстоящими, Предвечный Нерожденный Отец. Это равный по возрасту Свету, Который до Него, но не равный Ему по силе.И после Него Он явил множество предстоящих, всех саморожденных, равновозрастных, равносильных. Они в славе и бесчисленны, и называют их поколением, не имеющим царства над собой, из которого вы сами явились, от людей этих. И все это множество, над которым нет
царства, называют сынами Нерожденного Отца, Бога, Спасителя, Сына Бога, Того, Чье подобие с вами.
Он же, непонятный, всегда наполнен всяческой славой нетленностью и радостью неизреченной. Все они покоятся в Нем, постоянно радуясь радостью неизреченной, над его славой неизменной и ликованием неизмеримым, тем, о котором не слышали никогда, ни
поняли его во всех эонах и их мирах доныне".
Сказал Ему Матфей: "Господь, Спаситель, как Человек явился?".
Сказал совершенный Спаситель: "Я хочу, чтобы вы поняли, что Тот, Кто явился до всего в бесконечности - самородный, самосотворенный Отец, совершенный в свете, светящем, неизреченном. Он замыслил в начале, чтобы Его образ стал великой силой. Тотчас начало света того явило Человека Бессмертного андрогинного, чтобы посредством этого
бессмертного Человека они достигли спасения и очнулись от забытья благодаря Истолкователю, Который был послан, Тому, Кто с вами до завершения нищеты разбойников.
Его же супруга, великая София, определена Саморожденным Отцом для Него изначально, для соединения. От Бессмертного Человека, явившегося первым, - {и} Божественность и Царство,
ибо Отец, называемый - Человек-Самоотец, явил его.
Он создал Себе великий эон, имя которого "Восьмерица", для Своего величия, Ему дана великая власть, Он воцарился над всем творением нищеты, Он создал Себе богов, и ангелов, и архангелов, мириады бесчисленные, для служения из света этого и духа трижды мужественного, принадлежащего Софии, его супруге.
Богом же Тем началась Божественность и Царство, поэтому дано Ему имя - Бог богов, Царь царей. Первый Человек - есть в Нем Его собственный ум, мысль, как Он есть, помышление, мудрость, суждение, сила. Все члены существующие совершенны и бессмертны. По нетленности они равны, по силе же различаются, подобно отличию отца от сына, <и сына> от мысли, и мысли от прочего".
Любопытно, что Артур Уэйт, когда говорит о Шехине Софии, выводит космологическую концепцию как и неоплатоники из женского начала. Шехина в его книге о каббале часто упоминается как Матронита, т.е. "Покровительница", или "Высшая Женщина" (isha eljona אשה אלנה ). Некоторые называли её "Светоносной Женщиной ", которой (через которую) всё создано и в Которой сокрыта тайна о творение.
Правда 1. Гностики предлагали онтологически уровнять мужчину и женщину.
Не секрет, что патриархальный уклад жизни выводился консерваторами из книги Бытия, где Бог дарует Еву Адаму как помощницу в услужении. Однако сегодня стало известно, что вся проблема этого взгляда лежит в неправильном переводе Бытия.
Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о «помощнике». Употребленное здесь слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем кажется на первый взгляд. Так православный богослов и историк профессор Сергей Троицкий (1878–1972) предлагал переводить семитское «эцер» как «восполняющая бытие». Ева выступает не просто помощницей, а «той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом».
Мысль очень емкая: муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божия. Это сама вечность, которая через любовь соединяет двух в единое целое. Именно поэтому, как писал французский философ Габриель Марсель, сказать человеку: «Я тебя люблю» — то же, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Ибо, по слову апостола Павла, любовь никогда не перестает (1 Кор 13:8).
Иначе говоря, речь идет не столько о помощи в труде и родовой функции, а о восполнении самого бытия. Содействие же в труде, рождение потомства мыслится, скорее, как последствие этого восполнения. Муж обладает тем, чего не достает жене, а жена имеет то, что не хватает природе супруга. Она та, через кого Он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого Она вырастает в полную меру. Это различие — не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее, взаимообогащающее. Они вместе только потому, что различны.
Так, греческие Отцы Церкви называли Еву не просто детородительницей, но полноценным спутником Адама в его жизни. Она та, в ком Адам созерцает самого себя, то есть его отражение, «alter ego». Когда мы придём к пониманию, что все души людей онтологически равны, то сможет иначе взглянуть и на образ Троицы.
Крайне левые в политике отрицают эго, но вместе с ним и само бытие как несовершенное, уходя в нигилизм по отношению к Богу. Женская половина. Крайне правые превозносят эго, и вместе с ним утверждают бытие империи и свое бытие как благое. Мужская половина.
В индуистской троице Тримурти Шива представляет собой минус, отрицание, это лицо разрушающей Троицы, а Вишну представляет собой плюс, сохранение, это лицо сберегающей Троицы. Между и над ними стоит Брахма. Следовательно, борьба материалистов и идеалистов, коммунистов и фашистов - это борьба Абсолюта с самим собой. Известный ченнелер Павел Ясносвет не раз подчёркивает , что образ Царя и Царицы - это, прежде всего, духовные титулы, а не политические. Позволим себе продолжить рассуждение. Исходя из исследования индуистской троицы не трудно выделить, что, есть 2 концепции отношения к миру. Левая и правая часть Творца и левая и правая часть Антитворца. В чём их разница? Современные "национал-идеалисты" любят подчёркивать несовершенство левых и правых идеологий с тем посылом, что надо их всех отправить в психушку. Это позиция антитворца. Позиция же Отца в принятии и тех и других вне зависимости от их уровня сознания. Это и есть проявление духовного царского титула. В этом и заключается интернализм и подход забытого всеми примордиального христианства.
Что может быть нелепее, когда консерваторы, называющие себя христианами, отрицают Единство Человечества, аргументируя это противоречиями и войной культурно-исторических типов? Конечно, они хотят войны между народами, им чуждо понимание Бога как Отца всех народов, поэтому так хочется провести разделение, сказать - мы свои, а они - чужие, враги. Позиция христианства - иная, она заключается в любви ко всем. «Все - хорошие» - главный тезис. Даже если перед вами не самый чистый человек, ему нужно послать любовь, потому что все его шаги не самого лицеприятного характера построены из страха, в глубине душе все темные люди боятся, поэтому так превозносят силу и власть, которой им не достает.
Есть небольшая сказка о том, как появилась любовь за авторством Аму Мом:
Сказывают, что очень - очень давно, когда ещё не было Земли, а лишь Ангелы небеса населяли, жила - была Тьма. Она была очень одинока, потому как, её никто не принимал. От этого холод и боль заполняли душу её всё больше и больше. Тьме очень хотелось, чтобы нашёлся хоть кто - нибудь, кто не побоится её, не осудит, не оттолкнёт. Но все лишь ругали Тьму... Так длилось многое время...
И взмолилась Тьма к Всевышнему :
- Не могу я так больше. Замерзает душа моя!
И услышана она была. И сотворил Господь Свет. И послал его к Тьме, чтоб отогрел сердце её. Посмотрел Свет в глаза Тьмы, полные печали и тоски и сжалась душа его от увиденной боли в глазах тех. И обнял он её. И сказал :
- Отныне буду всегда согревать тебя, никогда не оттолкну. Не будешь ты осуждена мною.
От того тепла сердце Тьмы растаяло. И родилась в нем Любовь.
Это была дочь союза Тьмы и Света.
Любовь нельзя мыслить без женского начала. О нём же говорил и Христос в Евангелии о Луки:
36. И Он повернулся к женщине и сказал Симону: Видишь эту женщину? Я вошел в твой дом, ты не дал Мне воды для ног. Она омыла Мои ноги слезами, и помазала их, и поцеловала их.
37. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
Иисус не говорит, что любящий избегает греха. В ком много любви, в том может быть и много греха, потому что надо сломать барьеры для реализации любви к миру, но и грехи при большой любови прощаются многократно.
Поскольку Бог и есть любовь, то человек в таком случае обязан заботиться и о травинке и о животных и о каждом человеке, оберегая общество, в котором живёт, и делая его совершеннее. Это и есть условие обожения, которое делает из человека ангела. Причём о равенстве человека с ангелом говорится в каноническом Евангелии от Луки.
Иисус сказал ученикам:
24 чада века сего женятся и выходят замуж;
25. А сподобившиеся Бога, и того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
26. и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
Это значит, что святые становятся такими же сыновьями Бога как и Иисус. Здесь же Иисус ставит равенство между ангелами и людьми. Следовательно, не правы те богословы, кто утверждали, что ангелы творить не могут. Если человек в любви создан, чтобы творить, то ангелы - тем более.
К слову, раз миротворцы также считаются сынами Бога, то сатанизм можно определить как все то, что разрушает мир среди людей. Там, где разрушается мир среди людей, там разрушается Единое.
Завершим эту главу другой сказкой Аму Мом. Она называется «Сказ про священника и черта».
Приснился как - то Священнику сон. Будто Чёрт к нему пришёл и с собою в ад забрать хочет.
Закричал на него Батюшка:
- Не с тобой мне дорога, Чертяка, а в Рай! Был слугою я Богу исправно свой век! Горожан в церковь гнал , за грехи осуждал и молиться учил . Кто на службы ходил , похвалы тем дарил! Неужели я милости Божьей сим старанием не заслужил?
Кто достойней меня?
Отвечал ему Чёрт:
- Покажу тебе я, кто достойней тебя! Видишь Старца того? - Вот его,
я забрать не смогу. Ибо сердце его стало домом Любви для любого созданья на свете. Добр со всеми, внимателен, вежлив. Грешник, праведник ль, - всех душою согрел. Чистым словом Любви он владеет к любому, ту Любовь раздавая безбрежно вокруг. Сеет в мире добро. Люди верят ему. И в беде, как на свет, все идут за теплом. Той Любовью сердца он зажёг. Ты - служил. Он - любил. Его сердце - дом Бога. А твоё - лицемерья. В нём - весь Рай. А в тебе - пустота. Он - тепло. Холод - ты. Заберу тебя я, он же к Богу идёт...
И прервался тут сон. Испугался Священник. Не судил больше он, не казнил, не служил. А Любви нёс слова, раздавая себя. И шли люди к нему за теплом, за добром, веря слову его, веря сердцу его.
Подписывайтесь:
Телеграмм канал "Бог Аластар" https://t.me/falanga_evrazii