Найти тему

Житель Тюрингии и его нотгельд

Когда в Германии со времён Первой мировой войны и после неё начали набирать популярность мелкие денежные купюры (нотгельды в пфеннигах), произошёл переход к так называемым «серийным нотгельдам», которые выпускались и продавались только для альбомов коллекционеров. Помимо городов и посёлков, клубы и частные бизнесмены также выпускали серийные билеты, которые сегодня часто являются одними из самых редких выпусков. К ним относится и «ваучер» на любопытную сумму в 60 пфеннигов от торговца бумагой Фрица Кроеница из Гандерсхайма в тогдашней земле Брауншвейг, датированный 1921 годом (действителен до 8 мая 1922 года).

-2

Кроениц, в отличие от большинства серийных купонов, как единственный владелец фирмы «Бумажный дом Западного Гарца», не скрывает, что это действительно реклама, и пишет на своём «ваучере»:

Этот купон отличаетсяОт государственных чрезвычайных денег, весьма существенно.Предназначен только для коллекционеров, клиентов,Потому что никто не берёт его в уплату.Реклама теперь должна быть,Вот почему и появилось эта банкнота!Я приветствую друзей по профессии,Для которых я и создавал этот образ!Если в следующем году до 8 маякто-нибудь принесёт эту купюру,Я оплачу 6 грошейРеклама эта после этого будет прекращена.Я расплачиваюсь с ними своей войной.В самих  Имперских нотгельдах тоже наличными.

На обратной стороне также разъясняется, почему это не экстренные деньги, а «рекламный ваучер». Кроме того, предприниматель ссылается здесь и на свои тюрингские корни, поэтому купюра представляет интерес и для коллекционеров экстренных и серийных купюр из Тюрингии. В дополнение к изображению коллегиальной церкви Гандерсхайма по центру вверху, мы находим два вида, города Кала и города Буттштадта. Оба города, конечно же, известны коллекционерам своими собственными серийными купюрами, особенно Кала, которая выпустила сразу несколько серий и где в то время уже проходила срочная денежная выставка.

Гандерсхайм называют деловой резиденцией с 1910 года. Взгляд на «Адресную книгу Германского рейха по промышленности, торговле и сельскому хозяйству» за 1919 год показывает, что в тогдашнем уездном городе Гандерсхайм в Брауншвейге с населением 2711 человек «книгопечатание» и «оптовая торговля бумагой» осуществляла только одна компания.

Указан К. Ф. Хертель. Предположительно, он передал всё Фрицу Кроеницу, в качестве единоличного владельца.

На лицевой стороне изображен портрет торговца, патриотическое стихотворение, в котором непосредственно упоминается ситуация в то время после Версальского «диктата-мира» держав Антанты, и, наконец, в самом низу небольшой обзор товаров, которыми торговал Вестхарцский бумажный дом.

Купюра была напечатана в собственной компании на бумаге без водяных знаков.

Фриц Кроениц был тогда не одинок в своей «рекламной купюре» (мы знаем и другие серийные купюры, служившие этой цели), а также в своём патриотизме после Первой мировой войны и Версальского мира, который в конечном итоге привёл к невиданной инфляции, о которой Фриц Кроениц даже не подозревал, когда он писал, среди прочего,:

И когда партии станут ярче,И не разделяйте плоть между собой,Тогда «державе Антанты» конец!Тогда мы бросаем вызов дорогим джентльменамИ наши деньги будут приумножаться,Бумага исчезает всё больше и большеИ наша марка не может быть более желанной!

Полная противоположность произошла после того, как Германия не смогла выполнить огромные требования Версальского договора, и французские и бельгийские войска использовали это как предлог для оккупации Рейнской области в 1923 году. Это положило начало стремительному падению курса валют и привело к высокой инфляции.

Что касается этой купюры — больше, чем многих других серийных купюр того времени, — то она представляет собой интересное свидетельство не только денежной, но и современной истории, оставленное нам торговцем бумагой из Тюрингии, который в то время вёл свой бизнес в Гандерсхайме.

Материал взят из открытых источников (Hans-Ludwig Grabowski, 2021)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц